Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на предприятии малого бизнеса, стабилизации экономического положения и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста на основе концепции управления конкурентоспособности.
Задачи, которые решаются в данной работе, представлены в виде:
- определение необходимых политических решений;
- оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;
- оценка необходимых производственных мощностей в будущем;
- предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях рыночной экономики
важное значение для
Актуальность выбранной
Целью
данной курсовой работы
Объектом данного исследования
является разработка
В процессе написания курсовой работы в качестве методологического инструмента был изучен ряд пособий отечественных и зарубежных ученых-экономистов, среди которых И.Ансоффа, И.Ю.Балабана, И.А.Бланка, Б.Бермана, И.Н.Герчиковой, профессора ТГЭУ Л.А.Жигуна, Л.Г.Зайцева и М.И.Соколовой, Г.Б.Клейнера, профессора ДВГУ Ю.К.Машунина, Э.А.Уткина и другие.
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Стратегическое планирование — это алгоритм действий, увязанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач [6].
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое представление о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.
Формальное планирование может дать много преимуществ всем типам
компаний, большим и малым, начинающим и имеющим определенный опыт. Оно побуждает руководство постоянно думать о будущем. Оно заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к лучший согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы. Аргумент о бессмысленности планирования в условиях постоянных изменений не выдерживает критики. Как раз наоборот — тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательские инициативы [З]. Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.
- Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий
текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля.
- Долгосрочный план описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении последующих нескольких лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения корректив в соответствии с произошедшими изменениями. Годовой и долгосрочный планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее осуществлении [11].
- Стратегический план создается для того, чтобы помочь компании
использовать в своих
интересах возможности в
Стратегическое планирование является фундаментом для остальных видов
планирования в компании. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что так или иначе поможет повлиять на работу компании. После проведения SWOT-анализа готовится подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем руководство решает, какими конкретно видами деятельности и товарами следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В то же время требуется разработать свои подробные маркетинговые и другие планы, в соответствии с общими целями и задачами. Таким образом, маркетинговое планирование осуществляется на каждом этапе производства, отвечающих за отдельные виды деятельности, категории товаров и рынки. Оно облегчает стратегическое планирование за счет детального планирования различных маркетинговых ситуаций [13].
1.1 Процесс планирования
Процесс
планирования охватывает
- Анализ
Процесс планирования начинается с полного анализа положения дел в
компании. Компания должна проанализировать среду, в которой она функционирует, для выявления благоприятных возможностей и избежания угроз. Необходимо провести анализ сильных и слабых сторон организации, выполняемые и возможные для проведения маркетинговые мероприятия с целью определения возможностей, которые они открывают. Анализ обеспечивает каждый последующий этап необходимой информацией [16].
- Планирование
На этапе стратегического
планирования предприниматель
- Реализация
На этапе реализации
стратегические планы
планы сотрудники организации, работающие с другими людьми как внутри компании, так и за ее пределами.
- Контроль
Контроль включает в себя анализ и оценку результатов выполнения
планов и связанной с этим деятельности, а также принятие корректирующих мер в случае необходимости, для достижения поставленных целей. Анализ предоставляет информацию и оценку, необходимые для других сфер деятельности [17].
|
Рисунок 1- Четыре этапа процесса планирования
1.2 Определение стратегии
Стратегия - это путь, следуя по которому, фирма может достигнуть своих целей.
В методическом плане стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [5].
И. Ансофф приводит 4 группы правил:
1. Правила, используемые
при оценке результатов
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Они определяют:
- какие виды продукции и технологии фирма будет разрабатывать;
- куда и кому сбывать свои изделия;
- каким образом добиваться превосходства над конкурентами.
Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы - организационная концепция фирмы.
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность. Они определяют оперативную деятельность фирмы [1].
Процесс разработки стратегии не завершается каким-либо действием. Он заканчивается установкой общего направления, продвижение по которому обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов. При этом роль стратегии состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отбросить все остальные возможности, как несовместимые со стратегией[2].
Необходимость стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательную позицию.
В ходе формулирования стратегии
нельзя предвидеть все возможности,
поэтому приходится пользоваться сильно
обобщенной, неполной информацией о
разрабатываемых альтернативах[
Как только открываются конкретные альтернативы, появляется более точная информация, которая служит для корректировки поведения фирмы.
1.3 Стратегическое планирование
Стратегический
план включает в себя
стратегический аудит, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Всё это подкрепляется маркетинговыми планами и в свою очередь их поддерживает [8].
Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он
извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал,
достаточный для продолжения своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю, менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею [10].
Предпринимательская идея — основа любого делового начинания. Чтобы
она постоянно формировалась у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь необходимые знания о производстве той или иной продукции, о торговле, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов [17].
Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей. Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
Информация о работе Малый бизнес в системе стратегического планирования