Малый бизнес в системе стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на предприятии малого бизнеса, стабилизации экономического положения и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста на основе концепции управления конкурентоспособности.
Задачи, которые решаются в данной работе, представлены в виде:
- определение необходимых политических решений;
- оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;
- оценка необходимых производственных мощностей в будущем;
- предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.

Работа содержит 1 файл

введениеdocx.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        В  условиях рыночной экономики  важное значение для предприятия  приобретают вопросы формирования  и выбора экономической стратегии.  По мере экономического реформирования  и реструктуризации промышленных  предприятий роль стратегического  управления в руководстве отдельным  предприятием и экономикой страны  в целом значительно возрастает. В современных условиях каждое  предприятие, руководствуясь действующими  законодательными актами, регламентирующими  правила ведения хозяйственной  деятельности, и складывающейся  на рынке конъюнктурой, самостоятельно  принимает основополагающие долговременные  стратегические решения. Стратегия - это сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого фирма может противостоять изменяющимся условиям. Стратегия - это инструмент, который может помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, университету, потерявшему престиж, и т. д. Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для промышленных предприятий, но и для предприятий малого торгового бизнеса.

           Актуальность выбранной тематики  курсовой работы очевидна, так  как при правильном  формировании и выбора экономической стратегии предприятие позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений, выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики.

        Целью  данной курсовой работы является  разработка рекомендаций по совершенствованию  стратегического планирования  на  предприятии  малого бизнеса,  стабилизации экономического положения  и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста на основе концепции управления конкурентоспособности.

       Задачи, которые решаются в данной работе, представлены в виде:

-  определение необходимых  политических решений;

-  оценка будущего  состояния экономики и потребности  в данной продукции;

- оценка необходимых  производственных мощностей в  будущем;

-  предварительная оценка  размера возможных капитальных  вложений.

         Объектом данного исследования  является разработка рекомендаций  по совершенствованию стратегического  планирования  на предприятии   малого бизнеса ООО «Эльдорадо», а предметом – стратегическое планирование на предприятии.

В процессе написания курсовой работы в качестве методологического  инструмента был изучен ряд пособий  отечественных и зарубежных ученых-экономистов, среди которых И.Ансоффа, И.Ю.Балабана, И.А.Бланка, Б.Бермана, И.Н.Герчиковой, профессора ТГЭУ Л.А.Жигуна, Л.Г.Зайцева и М.И.Соколовой, Г.Б.Клейнера, профессора ДВГУ Ю.К.Машунина, Э.А.Уткина и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    Стратегическое планирование — это алгоритм действий, увязанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач [6].

В последнее время в бизнесе  и государственном управлении всё  чаще используют термин «стратегическое  планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое  представление о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального  ускорения движения в желаемом направлении.

Формальное планирование может дать много преимуществ  всем типам 

компаний, большим и малым, начинающим и имеющим определенный опыт. Оно побуждает руководство  постоянно думать о будущем. Оно  заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к  лучший согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности  работы. Аргумент о бессмысленности  планирования в условиях постоянных изменений не выдерживает критики. Как раз наоборот — тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательские инициативы [З].  Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.

     - Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий

текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля.

     - Долгосрочный план описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении последующих нескольких лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения корректив в соответствии с произошедшими изменениями. Годовой и долгосрочный планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее осуществлении [11].

     - Стратегический план создается для того, чтобы помочь компании

использовать в своих  интересах возможности в постоянно  изменяющейся среде. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка — с другой.

Стратегическое планирование является фундаментом для остальных видов

планирования в компании. Оно начинается с определения  глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более  конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что так или иначе поможет повлиять на работу компании. После проведения SWOT-анализа готовится подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем руководство решает, какими конкретно видами деятельности и товарами следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В то же время требуется разработать свои подробные маркетинговые и другие планы, в соответствии с общими целями и задачами. Таким образом, маркетинговое планирование осуществляется на каждом этапе производства, отвечающих за отдельные виды деятельности, категории товаров и рынки. Оно облегчает стратегическое планирование за счет детального планирования различных маркетинговых ситуаций [13].

    

1.1 Процесс планирования

        Процесс  планирования охватывает четыре  этапа: анализ, планирование, реализация и контроль. На рис. 1 показана взаимосвязь этих составляющих, которые являются одинаковыми для стратегического планирования, маркетингового планирования и планирования для любых других целей [14].

- Анализ

Процесс планирования начинается с полного анализа положения  дел в

компании. Компания должна проанализировать среду, в которой она функционирует, для выявления благоприятных возможностей и избежания угроз. Необходимо провести анализ сильных и слабых сторон организации, выполняемые и возможные для проведения маркетинговые мероприятия с целью определения возможностей, которые они открывают. Анализ обеспечивает каждый последующий этап необходимой информацией [16].

- Планирование

 На этапе стратегического  планирования предприниматель решает, какие действия ему предпринять  по отношению к каждому фактору  производства. Маркетинговое планирование  включает определение маркетинговых  стратегий, которые помогут компании в достижении ее общих стратегических целей. В центре внимания данного процесса находится планирование маркетинга, товара или марки.

- Реализация

 На этапе реализации  стратегические планы претворяются  в жизнь, в результате чего достигаются цели компании. Реализуют маркетинговые

планы сотрудники организации, работающие с другими людьми как  внутри компании, так и за ее пределами.

 

- Контроль

 

Контроль включает в себя анализ и оценку результатов выполнения

планов и связанной  с этим деятельности, а также принятие корректирующих мер  в случае необходимости, для достижения поставленных целей. Анализ предоставляет информацию и оценку, необходимые для других сфер деятельности [17].

    

 
 


 

    

    

Рисунок 1- Четыре этапа процесса планирования

 

 

 

 

1.2  Определение стратегии

 

         Стратегия - это путь, следуя по которому, фирма может достигнуть своих целей.

В методическом плане стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [5].

И. Ансофф приводит 4 группы правил:

1. Правила, используемые  при оценке результатов деятельности  фирмы в настоящем и будущем.  Качественную сторону оценки  называют ориентиром, а количественную - заданием.

2. Правила, по которым  складываются отношения фирмы  с внешней средой. Они определяют:

- какие виды продукции и технологии фирма будет разрабатывать;

- куда и кому сбывать свои изделия;

- каким образом добиваться превосходства над конкурентами.

Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым  устанавливаются отношения и  процедуры внутри фирмы - организационная  концепция фирмы.

4. Правила, по которым  фирма ведет свою повседневную  деятельность. Они определяют оперативную деятельность фирмы [1].

Процесс разработки стратегии  не завершается каким-либо действием. Он заканчивается установкой общего направления, продвижение по которому обеспечит рост и укрепление позиций  фирмы.

Сформулированная стратегия  должна быть использована для разработки стратегических проектов. При этом роль стратегии состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отбросить все остальные  возможности, как несовместимые со стратегией[2].

Необходимость стратегии  отпадает, как только реальный ход  развития выведет организацию на желательную позицию.

В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности, поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной информацией о  разрабатываемых альтернативах[4].

Как только открываются конкретные альтернативы, появляется более точная информация, которая служит для корректировки  поведения фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Стратегическое планирование

       Стратегический  план включает в себя несколько  компонентов: миссия,

стратегический аудит, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Всё это подкрепляется маркетинговыми планами и в свою очередь их поддерживает [8].

  • Миссия

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он

извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал,

достаточный для продолжения  своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю, менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким  направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею [10].

     Предпринимательская идея — основа любого делового начинания. Чтобы

она постоянно формировалась  у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь необходимые  знания о производстве той или  иной продукции, о торговле, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов [17].

Чтобы реализация предпринимательской  идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию  хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу  действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей. Одной  из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней  обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения  руководства, дается определение самых  важных характеристик организации.

Информация о работе Малый бизнес в системе стратегического планирования