Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа
В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Введение
После падения
социализма и воцарения капитализма,
общество перешло на рыночные отношения.
Переход к рынку означает новые
изменения в экономических
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России в последние годы, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на опыте других стран в этой области и понять, какие, же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.1
В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Чтобы
глубже и подробнее разобраться
и понять необходимость малого бизнеса,
безусловно, необходимо рассмотреть
опыт ведущих зарубежных стран по
развитию малого бизнеса.
1.Малый бизнес. Понятие
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Когда
речь заходит о малом
Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».2
Таким образом, представитель рыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует прежде всего на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».
Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».
Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Для России становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.
Малый
бизнес может стать той важной
основой, с помощью которой будет
осуществлен поворот к
1.1. Функции и преимущества малого бизнеса.
Во-первых,
как уже отмечалось, он обеспечивает
необходимую мобильность в
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
В ряду
функций малого предприятия, прежде
всего, важно отметить экономические функции,
определяемые его ролью как, во-первых,
работодателя; во-вторых, производителя
продукции и услуг, в-третьих, катализатора
научно-технического прогресса, в четвертых
налогоплательщика, в пятых агента рыночных
отношений. Не менее значимы функции социальные.
Во-первых, через малые формы предпринимательской
деятельности многие люди раскрывают
и реализуют свой творческий потенциал.
Во-вторых, в основном здесь используется
труд социально уязвимых групп населения
(женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров,
беженцев и т.д.), которые не могут найти
себе применение на крупных предприятиях.
В третьих, малые предприятия являются
главным продуцентом мест производственного
обучения, своеобразным “полигоном”
для обкатки молодых кадров. В-четвертых,
небольшие предприятия, прежде всего в
сфере обслуживания, удовлетворяют потребности
людей в общении (но его они лишены, например,
в супермаркетах). Уже сегодня актуальна
и будет актуализироваться и далее экологическая
функция малого бизнеса, которая уже имеет
место в странах с развитой рыночной экономикой.
Само по себе укрупнение фирмы ничего не дает, оно лишь создает предпосылки формирования некоторых конкурентных преимуществ. Среди них: снижение удельных затрат за счет расширения масштабов производства, закупок и продаж, концентрация и перелив финансовых ресурсов, лучшие возможности для ведения исследований и разработок и т. д. рассмотрим некоторые из них подробнее.
Торговая марка. Популярность брэнда (торговой марки) – мощное конкурентное преимущество. Производитель пляжных простыней с символикой «Кока-Колы» не только не получает от этой компании вознаграждения за рекламу ее продукции, но, наоборот, нередко оказывается вынужден платить ей за использование сверхпопулярной торговой марки. Уже не говоря о производителях прохладительных напитков, осмелившихся хоть в какой-то степени эмитировать данную символику на своих продуктах. Их ждут серьезные неприятности и, весьма вероятно, неподъемные штрафные санкции. «Раскрутка брэнда» дорого стоит, но и многое дает: быстрое закрепление на новых рынках, стабильность спроса и, что особенно важно, возможность продавать дороже продукцию, по своим потребительским качествам не превосходящую ту, что производят конкуренты. Имидж продукта сам по себе становится ощутимым источником дополнительного дохода.
Близость к клиенту. В отличие от крупных компаний, имеющих, как правило, большой разрыв между теми, кто непосредственно работает с клиентом, и теми, кто принимает решения, в малом бизнесе практически все находятся на «линии огня» - в повседневном общении с клиентами. Наличие обратной связи с клиентом в реальном масштабе времени и постоянная осведомленность владельцев о происходящем позволяет незамедлительно предпринимать корректирующие действия. Работа с клиентом по принципу «лицо к лицу», учет его специфических пожеланий являются мощным мотивационным фактором, способствующим тому, что часто предпочтение отдается товарам и услугам малой компании. И это несмотря на то, что за них порой приходится больше платить и качество нередко оставляет желать лучшего.
Способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно думать о снижении расходов и многое другое не оставляют возможности для малой компании бюрократизироваться и замереть в своем развитии. Каждый день дает новые уроки, неусвоение которых и непринятие корректирующих действий ведет к разорению бизнеса. Повседневная борьба за выживание заставляет мелкие компании быстро реагировать на внешние воздействия. Что нельзя сказать о большинстве крупных компаний, где проведение в жизнь любой, даже мелкой инновации почти неизбежно превращается в проблему. На практике малый бизнес каждодневно реализует то, о чем лишь мечтают крупные корпорации: постоянно учится и совершенствуется.