Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цели построения бизнес – плана могут быть различными: привлечение инвесторов, привлечение партнеров, определение степени реальности достижения намеченных результатов, убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей и многие другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
I. Понятие бизнес –плана и схемы процессов бизнес - планирования………………4
II. Структура бизнес –плана…………………………………………………………….7
2.1 Состав, факторы и классификация бизнес – планов…………………………...7
2.2 Структура бизнес – плана инвестиционного проекта…………………………8
2.3 Структура бизнес – плана финансового оздоровления предприятия………..11
III. Содержание бизнес – плана………………………………………………………..13
3.1 Титульный лист…………………………………………………………………13
3.2 Резюме…………………………………………………………………………...14
3.3 Описание предприятия и отрасли……………………………………………..14
3.4 Описание предлагаемой продукции…………………………………………..16
3.5 План маркетинга………………………………………………………………..16
3.6 Производственный план…………………………………………………….....17
3.7 Организационный план………………………………………………………...17
3.8 Инвестиционный план…………………………………………………………18
3.9 Финансовый план………………………………………………………………19
3.10 Оценка риска…………………………………………………………………..20
3.11Оценка эффективности инвестиционного проекта………………………….21
IV.Российская практика бизнес планирования………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….….38
Список использованных источников…………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Бизнес - план как элемент стратегического планирования.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

I.  Понятие бизнес –плана и схемы процессов бизнес - планирования………………4

II. Структура бизнес –плана…………………………………………………………….7

2.1 Состав, факторы и  классификация бизнес – планов…………………………...7

2.2 Структура бизнес – плана инвестиционного проекта…………………………8

2.3 Структура бизнес  – плана финансового оздоровления предприятия………..11

  1. Содержание бизнес – плана………………………………………………………..13

    1. Титульный лист…………………………………………………………………13
    2. Резюме…………………………………………………………………………...14
    3. Описание предприятия и отрасли……………………………………………..14
    4. Описание предлагаемой продукции…………………………………………..16
    5. План маркетинга………………………………………………………………..16
    6. Производственный план…………………………………………………….....17
    7. Организационный план………………………………………………………...17
    8. Инвестиционный план…………………………………………………………18
    9. Финансовый план………………………………………………………………19

3.10 Оценка риска…………………………………………………………………..20

3.11Оценка эффективности инвестиционного  проекта………………………….21

IV.Российская практика бизнес планирования………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………….….38

Список использованных источников…………………………………………………40

Приложение…………………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

Введение

 Бизнес – план является  составной частью стратегического  плана. Бизнес – планирование  и стратегическое планирование – нетождественные понятия.

Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического  плана требует разработки комплекса  различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще два относительно самостоятельных плана: инновации и инвестиций, в которых идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую  детальную проработку. Все планы различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.

Можно заметить, что связи процессов  стратегического планирования, инновационного и инвестиционного мало изучены. К сожалению, в большинстве  случаев  эти понятия отождествляются. Наиболее перспективным можно считать тот процесс стратегического планирования, при котором планирование инноваций и инвестиций рассматриваются как его процедура. Поскольку и инновации и инвестиции подразумевают долгосрочные вложение средств, то  инновационные и  инвестиционные решения в большинстве своем являются стратегическими решеньями.

Общественной формой представления  отдельных элементов и направлений  стратегического инвестиционного  плана выступает бизнес – план.

Цели построения бизнес – плана  могут быть различными: привлечение инвесторов, привлечение партнеров, определение степени реальности достижения намеченных результатов, убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей и многие другие.

На мой взгляд «бизнес – план как элемент стратегического планирования» – эта одна из самых актуальных тем в создавшихся рыночных условиях. Каждый менеджер должен четко представлять всю его сущность и составные части. Целью данного реферата является рассмотрения структуры и содержания бизнес – плана. Задачи обусловлены целью и заключаются в детальном изучение бизнес – плана как элемента стратегического планирования.

I.Понятие бизнес –плана и схемы процессов бизнес – планирования

Существует множество определений  бизнес – плана. Более полно отражается его назначения и цели в следующей формулировке: бизнес – план  - основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможность инвестиционного проекта для создания нового или расширения действия производства (услуги).

Данное определение четко  отражает главную цель бизнес – плана, состоящую в том, чтобы дать целостную системную оценку перспективности проекта, выработанного стратегического решения. Бизнес – план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги),другие цели могут быть различны.

Бизнес – план предусматривает  решение стратегических и тактических  задач, а именно:

  • обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия;
  • оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия;
  • определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения;
  • подбор работников, способных реализовать данный план;
  • организация работ по реализации разработанного бизнес –плана.

Назначение бизнес – плана:

1)служит обоснованием для предлагаемого  бизнеса и оценки возможных  результатов;

2)неотъемлемый элемент  стратегического планирования;

3)выступает как средство получения инвестиций;

4)инструмент внутрифирменного  планирования;

5)реклама для предлагаемого  бизнеса. 

С позиции организации стратегического  менеджмента, особый интерес представляет вопрос организации процесса бизнес – планирования.

Бизнес – план, является составной частью инвестиционного бизнес – проекта, имеет свою процедуру осуществления. Бизнес – планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий от момента возникновения идеи до момента реализации. Наиболее полной можно считать схему процесса бизнес – планирования, предложенную И.Ю. Бринк и Н.А. Савельевой (рис.1), которая включает основные стадии: подготовительную, разработки бизнес – плана, продвижение бизнес – плана и реализации бизнес – плана.

Ключевым моментом подготовительной стадии бизнес – планирования является формирование перспективной идеи, оценка ее целесообразности и создание группы разработчиков бизнес – плана.

На этапе разработки бизнес –  плана осуществляется формирование целей, сбор необходимых данных,  проведение необходимых расчетов и утверждение бизнес плана.

Продвижение идеи и результатов  проекта является сложным  процессом  передачи содержательных сведений и  включает: процедуру презентации  бизнес – плана, согласование условий  с партнерами, аудит с внешними инвесторами, внесение поправок и коррективов.

Стадия реализации бизнес – плана  охватывает период от принятия решения  об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая  при этом этапы разработки плана  реализации, осуществление программы  работ; контроль, коррективу бизнес – плана.

1.Подготовительная стадия



 

 

2.Стадии разработки бизнес - плана


 

 



3.Стадия продвижения  бизнес – плана




                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


 

 

 

 

 

 

4.Стадия реализации  бизнес – плана 


 

 

 

 

 

 

Рис.1.Процесс бизнес – планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Структура бизнес  –плана

 

2.1 Состав, факторы  и классификация бизнес – планов

По своему характеру бизнес –  план должен представлять собой четко  структурированную систему данных о намерениях и перспективах осуществления  проекта, финансовом и организационном  обеспечении программы реализации намеченых мероприятий, а также выполнять функции рекламы. К фактам, определяющим объем, состав и структуру бизнес – плана, степень его детализации можно отнести специфику вида деятельности, размеры предприятия, цель составления бизнес – плана, общую стратегию предприятия, перспективный рост создаваемого предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов.

Имеются различные классификации  бизнес плана. С позиции стратегического  планирования наибольший интерес представляет классификация по объектам бизнеса (рис .2).


 



 

 


 



 



 

 

Рис.2.Классификация бизнес –плана по объектам бизнеса

Бизнес – план в данном случае может разрабатываться по бизнес – линиям, по предприятию, подразделению.

 

 

2.2 Структура бизнес  – плана инвестиционного проекта

Структура бизнес-плана  не регламентируется законодательно, но отдельные организации разрабатывают свои рекомендации и требования (банки, инвестиционные фонды и т.д.).

Бизнес-план может иметь любое число разделов. Однако число разделов не должно быть слишком большим, иначе документ 6yдет перегружен. В то же время если нет необходимого числа разделов, то это создает впечатление недостаточной проработанности проекта. Обычно количество разделов составляет 10—12.

Наиболее  оптимальной является следующая структура бизнес - плана инвестиционного проекта.

  1. Резюме (краткая аннотация проекта, обзорный раздел).
  2. Описание предприятия и отрасли.
  3. Описание предлагаемой продукции (услуг).
  4. План маркетинга.
  5. Производственный план.
  6. Организационный план.
  7. Инвестиционный план (план капитальных вложений).
  8. Оценка риска.
  9. Финансовый план.

  10.  Оценка  эффективности инвестиционного  проекта.

  11. Другие  разделы, отражающие специфические  особенности описываемого производства, а также пожелания инвесторов и разработчиков.

Бизнес-план может иметь  и следующие статьи: страхование рисков, план исследований и разработок, юридический план, экологические аспекты, руководство и собственность, источники и направления финансирования, местонахождение фирмы, финансовая стратегия, операции (система поставок, поставщики, преимуществ производственной системы), организация внешнеэкономической деятельности, конкуренция и конкурентное преимущество, прогнозирование продаж, стратегия финансирования.

Каждый раздел содержит экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового плана.

Резюме. Этот раздел представляет собой краткое изложение инвестиционного проекта и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры и другие финансисты очень занять люди и предпочитают тратить на знакомство с планом не более 10 - 15 минут, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Итак, резюме должно быть кратким (1—2, 3 страницы) лаконичным и содержать описание ключевых моментов, которые позволят лицам, принимающим решения, сформулировать свое отношение к предлагаемому проекту. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль. Резюме должно содержать убедительные доказательства привлекательности, |привлекательности, выгодности проекта и причин его успеха. В нем при необходимости отражаются социальные и экологические задачи. В целом раздел должен вызвать интерес у инвесторов и других пользователей.

Описание  предприятия и отрасли. В этом разделе необходимо, чтобы сформировать у инвесторов представление о предприятии как объекте инвестирования, о его назначении, положении, состоянии.

Описание  и анализ отрасли позволяют решить две задачи:

  1. изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования;
  2. получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.

Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта проекции внутри страны и за рубежом. Для решения второй задачи необходимо проанализировать деятельность основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке.

Информация о работе Бизнес-план как элемент стратегического планирования