Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 07:13, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни нашей страны развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Данный вид бизнеса составляет основу существования среднего класса в развитой экономике.
Введение………………..……………………………………………………..…...3
Теоретико-методологические основы функционирования малого бизнеса……………………………………………………………………………..4
Понятие малого бизнеса и его критерии………………..…………..…….4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике………………..………..…..9
Малый бизнес за рубежом…………………………..……….…….……..13
Способы поддержки малого бизнеса за рубежом………………..……..13
Деятельность малого бизнеса в России……………………………….…22
Современное состояние малого бизнеса……………………………...…22
Проблемы малого бизнеса в России сегодня……………………………25
3.3 Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..……...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список………...…………………………………………...34
Содержание
Введение………………..……………………………………
3.3 Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..……...26
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………...…………………………………………..
Приложение А………………………………………………
Приложение Б………………………………………………
Приложение В………………………………………………
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни нашей страны развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Данный вид бизнеса составляет основу существования среднего класса в развитой экономике.
Цель данной работы - произвести характеристику малого бизнеса в России, обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи:
1) понятие малого бизнеса и его критерии;
2) роль малого бизнеса в экономике;
3)
отечественный и зарубежный
4) анализ основных методов государственной поддержки малого бизнеса.
Объектом изучения в работе является малый бизнес в России.
Предметом
исследования является роль малого бизнеса
в современной экономике
Методы
и формы исследования: изучение учебной
и научной литературы.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если
рассматривать расширенное
Существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
Основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Многие международные авторитеты утверждают, что будущее рыночной экономики – за небольшими предприятиями. Например, сегодня в Англии 96% фирм – малые. В них трудится более 1/3 рабочих служащих частного сектора. В США эти цифры еще значительнее. Там число мелких предприятий увеличивается ежегодно примерно на 10%. На подавляющем числе из них работают не более 20 сотрудников. Доходы данной группы бизнесменов постоянно растут.
Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
В
Европейском союзе принята
Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек - как «малые», от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 - как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 году. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных Фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в промышленности, строительстве, на транспорте - 200 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 100 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера; и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В
случаях превышения малым предприятием
вышеназванной численности
В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия привлекают наибольшей мобильностью, ни наиболее чувствительны к новшествам, не боятся риска, менее подвержены кризисам и социальным потрясениям. Когда в 60-е годы в Англии свирепствовала безработица, малый бизнес сумел открыть около миллиона новых рабочих мест.
К достоинствам малых предприятий можно отнести такие, как независимость, большую симпатию к ним населения, не любящего «акул капитала», более низкие расходы на управление, возможность более быстрой окупаемости расходов. Малый бизнес это как бы точки роста, почки на дереве рыночной экономики. Именно с них, как правило, берут начало крупные предприятия. (Под крупными здесь подразумеваются такие, численность которых выходит за пределы, установленные российским законодательством для малых предприятий.)
Малый бизнес пользуется неизменной государственной поддержкой во всех станах, не исключая и России (правда, пока у нас эта поддержка во многом носит декларативный характер).
По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения.
Наши малые предприятия, особенно те из них, которые работают в упомянутых приоритетных отраслях, получают льготы по налогам кредитованию. Льготы по налогам касаются первых, самых трудных лет работы малого предприятия. От налогов также освобождается та часть прибыли, которую малое предприятие вкладывает в свое развитие. В интересах малого бизнеса создается малогабаритное оборудование, машины и механизмы.
Помощь малому бизнесу способна оказать и так называемая франчайза, получившая распространение в ряде стран с рыночной экономикой. Франчайза – это форма взаимодействия, партнерства между малым и крупным бизнесом, заключающаяся в том, что крупные фирмы дают малым свое имя, организуют им рекламу, снабжают передовыми технологиями и капиталами, получая взамен часть прибыли.
В условиях рыночной экономики большое число предприятий возникает не только с целью производства товаров, но и для услуг населению: в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, образовании, сфере культуры. В ряде стран они составляют не менее 1/3 всех предприятий. В них занято до 80% трудоспособного населения. В России эти цифры значительно скромнее, поэтому у нас здесь есть солидный резерв решения проблемы занятости.