Малый бизнес место и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.

Содержание

Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 354.04 Кб (Скачать)

регулированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести

до минимума сферу применения установленных  Гражданским кодексом РФ принципов

свободного предпринимательства.

Освобождение же от налогов, налоговые  льготы отдельным МП создают им

незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое

законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой

подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное

использование налогов для таких  целей представляется, однако, противоречащим

конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической

деятельности. В равной мере подобными  задачами не должна обосновываться

аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых

законодательством о лицензировании, таможенным законодательством,

законодательством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра

и обновления указанных законодательных  норм, следует сосредоточить внимание

не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и

ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний

законодательный произвол.

Представляется принципиально  важным установить в качестве общих  принципов

налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не

допускается дифференциация налогов  с целью ограничения или стимулирования

отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление

чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком

доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот

товаров, услуг и капиталов.

Вопросы льготного налогообложения  субъектов малого предпринимательства

нашли отражение в принятом Законе РФ "О государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ" и  в Законе "О6 упрощенной системе  налогообложения

и учета для субъектов малого предпринимательства".

Согласно этим актам, упрощенная система  налогообложения и учета вводится

параллельно с действующими условиями  налогообложения и регулирования

деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой

системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими

субъектами малого предпринимательства.

Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого предпринимательства,

являющихся юридическими лицами, с  численнос

тью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сферах

розничной торговли, бытового обслуживания населения, услуг до 10 человек. Не

допускается переход на эту систему предприятий, занятых производством

подакцизной продукции.

Вводимая упрощенная система налогообложения  и учета предполагает, что вся

совокупность установленных законодательством  для юридического лица - субъекта

малого бизнеса - федеральных, региональных и местных налогов, контроль за

взиманием которых возложен на налоговые органы, а также платежей во

внебюджетные фонды заменяется единым налогом на доход. Предусматривается

сохранение для этой категории плательщиков платежей, контроль за взиманием,

которых возложен на таможенные органы, обязательных отчислений в социальные

внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и лицензионных сборов за

занятие определенными видами деятельности.

Документом, подтверждающим право  на ведение упрощенного учета  и

налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной

налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика

на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом  становится доход предприятия,

исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и

суммарной стоимостью использованных в производстве сырья, материалов,

топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду

производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную

стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные

фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного

самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще

забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в

бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет

происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов,

которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и

регионам, которые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и

"раскачивающихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения и не

стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не освобождает

частных товаропроизводителей от вмешательства  государства, а ставит их в еще

большую зависимость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все

новых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное

существование в сознании каждого  предпринимателя одновременно двух экономик -

легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к

одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной. (При

этом человек и государство  остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об

отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот

малым предприятиям приобретает политическое значение.

По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно установить

для малых предприятий единый налог в размере 25-30%. Это позволит

создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит

степень социально-политической нестабильности в обществе.

3.3. Финансово-кредитные механизмы  регулирования малого

бизнеса

Финансирование малых предприятий  в странах с развитой рыночной экономикой

осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно

российскому законодательству, в качестве внешних источников

финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,

технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются

финансовые ресурсы и внутрихозяйственные  резервы предпринимателя-инвестора, то

есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и

сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные

суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку

ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег  у

родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше

1/6 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе  поддержки предпринимательства, принятой в

апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса

должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических  структур. Участие Фонда в финансировании -

долевое. Один из главных принципов  его деятельности - условие возвратности

средств. Фонду дано право выступать  залогодателем, поручителем, гарантом по

обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится

отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача

- выявить проекты, которые отвечают  государственным экономическим  приоритетам.

В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их

использованием осуществляются Фондом совместно с

Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.

Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:

предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в

коммерческих банках; увеличивать  ресурсы для кредитования малого бизнеса за

счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки

предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные  ресурсы строго в соответствии с  перечнем проектов,

утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной

линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи,

взимаемой банком-агентом, устанавлива

ется в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком

и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования,

которые будут предъявляться при  рассмотрении заявок на получение кредита. В

частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме

финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более

70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других

источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в

финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный

срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных

проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов.

Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и

уплаты процентов запрещает  использовать полученные банком-агентом кредитные

ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по

межбанковскому кредитованию, покупки  свободно конвертируемой валюты, а также

отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения

кредита субъекты малого предпринимательства  предоставляют соответствующие

документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую

экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него

средств. Затем на их основе формируется  региональная программа, которая

направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее

громоздкость. Целесообразно, на наш  взгляд, создать при Фонде совещательно-

рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых

предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,

заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит

государственного бюджета, единственным реальным внешним источником

финансирования малого бизнеса  в настоящее время является банковский кредит.

Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с

предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо

залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и  нетрадиционные виды финансовых услуг.

Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи

лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести

новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости

оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует

лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от

2 до 6 лет. Существует также лизинг не

движимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с

условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при

неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому

отделу банка, и последний платит определенный в

договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае

происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий  и кредитных учреждений в рыночной экономике,

с одной стороны, требует решения  проблемы выработки критериев платежес

пособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления

кредитов и принципов их использования. Кредитное

учреждение должно быть уверено  в наличии у кредитуемого предприятия  средств для

расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании

данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность

предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия  используются следующие показатели

его финансово-хозяйственной деятельности:

ü      коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую

кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обя

зательствам;

ü      коэффициент текущей  ликвидности - отношение денежных средств,

средств в расчетах и оборотных  активов предприятия к текущим обязательствам;

ü      коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств

предприятия к текущим обязательствам;

ü      коэффициент соотношения  собственных средств и привлеченного

капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия;

ü      коэффициент оборотных  средств - отношение собственных  средств к

Информация о работе Малый бизнес место и роль в экономике