Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46
правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить
налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы
искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и
посредничество, ориентированные на работу с
трудноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности
для ухода от налогов.
В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована общепринятым термином
"грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом этого
массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные
частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей
России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для
самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься
финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией
государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с
развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций,
с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и
услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное
грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими
законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России
ситуации кардинального общественного перелома.
Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление эфемерных
фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных
почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в
принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые
предприятия появлялись на свет не в
силу экономической
имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды,
мечты их организаторов на достаточно абстрактную "
лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества
свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле
психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым
экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
Именно этим объясняется феномен
бурного появления
мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на
научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада
инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации
и развития всех видов предпринимательства, появления множества
собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,
общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового
потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено
стимулирование производства товаров и услуг.
Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности
сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее
малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например,
научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо
меняли направление своей
генерировать новые тенденции в развитии российского малого
предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в
динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было
отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.
Главными причинами
резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой
доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых
возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной
рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по
доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и
крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне достойного, но
все же аутсайдера.
Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила
по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче
стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже
встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало
дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой
становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг
средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной
концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной
деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто
наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких
поглощений. Например, в Красноярске на месте еще недавно многочисленных
индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые
павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП,
не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были
вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе
российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также
противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые
крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать
создание новых МП в структуре
формируемых новых
цепочек, т.е. в будущем наибольшее
распространение получат
именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.
На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и
завершение перерегистрации
СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные
формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина
числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была
достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее
замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации
и ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в
связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского
кодекса (ГК). В соответствии с положениями его
первой части малые
распространенная
свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные
формы. Если учесть, что даже по официальным оценкам Госкомстата РФ, более
трети зарегистрированных малых предприятий либо не приступали к хозяйственной
деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что
начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и соответственно официальная ликвидация
реально не функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему
существенному снижению числа малых предприятий в России. А с учетом того, что
в ряде российских регионов реально действует чуть более половины
зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ), перерегистрация внесет
определенные коррективы и в региональную структуру малого предпринимательства
страны.
Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не
проявил свою силу - и в экономическом, и в соци
альном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост
безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г.
официальная безработица оставалась на уровне 2-3%
экономически активного
выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных
объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус
работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует,
создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются
заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы
в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто
нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или
выполнения подсобных работ. Но как только правительство России на деле, а не
на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных предприятий,
рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волну увеличения числа
МП.
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных
отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет
опережающими темпами
транспорте (на 18 и 19% в
1995 г.). В торговле и сфере
примерно на 10%. В общей коммерческой
деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере обслуживания
произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-5,6%).
В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994 г.
увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она
подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП
высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала
предприятий. И что очень важно, они указывают на то, что настало время
перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим
законам.
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их
капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в
7,4 раза.
Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством
политика умеренно-жесткой
сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП
, но с другой стороны, имела выраженный
оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая
экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для
малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно
приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей
жизнеспособности МП активно скрывают реальную хозяйственную и
инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля
помимо основной деятельности в 1995г. занималась еще и торговлей как
несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком
оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в
производство, хотя и в самых простых его формах.
В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении
их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует
ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы
рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации
экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе
оживления и подъема производства и производственного инвестирования.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных
тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального
расширения поля его деятельности требуется активизация государственной
поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера
кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной
активности. Настоятельной необходимостью является
декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение
инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер
российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к
следующему этапу по-настоящему рыночного развития российского малого бизнеса.
Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их
способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что
очередной - шестой этап (с 1995г. по ...) развития предпринимательства
сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов
. Тогда предпринимательство
обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное
функционирование рыночной экономики,
сосуществование различных
каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.
Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания
в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве
среды хозяйствования.
На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в
условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству