Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46
оплачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".
Спектр силовых методов
часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные
силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными
и необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их
задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение "братков"
обходится в половину возвращаемой суммы, официальные агентства берут от 15 до
40%.
Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами. Во
многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального давления на
партнеров (в том числе давления через партийные органы в советское время),
своего рода "компенсация" за утерю административной защиты. При отсутствии
действенного законодательного и судебного регулирования силовые методы вошли
как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отношений. Когда закон
нем, а мораль слепа, зарвавшихся возвращают в
нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И зона силовых
методов, судя по всему, продолжает расширяться.
Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и
торговые структуры, активно работающие с наличным денежным оборотом.
Действительно, опрошенные финансисты более других озабочены данной
проблемой. А вот существенных отличий в оценках занятых в торговле и сфере
услуг от общей массы предпринимателей зафиксировать не удалось.
Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными
руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий
для малого предпринимательства. Респонденты с
более высоким образовательным уровнем несколько чаще указывают на наличие
вымогательств (вряд ли они чаще с ними сталкиваются, скорее, мы опять имеем
дело с более болезненной реакцией).
По мнению государственных служащих и деятелей общественных объединений,
ситуация, как и при невыполнении обязательств, выглядит еще более тяжелой,
причем различия с оценкой малых предпринимателей даже увеличиваются до 10
процентных пунктов.
Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в идеальном,
заоблачном мире, а в реальных сегодняшних условиях? Более половины
респондентов (52 %) уверены, что можно. Еще более трети (38,3%)
считают, что это возможно с трудом. И только 9,4%
поставили категоричное "нет". Причем руководители малых предприятий в данном
случае явно выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп - более
крупных предпринимателей, представителей государственного управления и
общественных организаций. О возможности отказа от применения силы говорят
"экономические оптимисты": те, кто прогнозирует рост всех основных
хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых
банкротств. А вот с финансовым положением собственного предприятия связь уже
не наблюдается.
Теперь обратимся к "силовым методам" иного рода, связанным с вымогательством
со стороны чиновников. Из области "горизонтальных" хозяйственных отношений
переходим в область "вертикальных". Проблемы бюрократизма обычно
характеризуются печально высоким рейтингом среди наиболее болезненных
проблем, с которыми сталкиваются руководители малых предприятий (по
результатам нашего опроса, бюрократизм и недостаточная безопасность бизнеса
делят 5-6-ю позиции из полутора десятков наиболее острых проблем). Известно,
что чиновники имеют немало возможностей для создания барьеров на пути малого
предпринимательства. Усложненный порядок регистрации предприятий,
необходимость платить за каждый документ (отнюдь не символические суммы),
задержки с оформлением и даже отказы в регистрации (по сути,
противозаконные) - со всем этим предприниматель вынужден сталкиваться, еще
не начав свою деятельность. Но беды предприятия с его регистрацией не
кончаются. Власти манипулируют ставками арендной платы и прочих платежей.
Появляются многочисленные контролирующие инстанции, которые устраивают
проверки по поводу и без повода. Представители властей не раз доказывали
свою способность разрушить фактически любое предприятие, причем в самые
кратчайшие сроки.
Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства. Поборы
осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных.
Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50 наименований).
Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно, увы, не
единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по
инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы
законодательных норм. Речь идет о "добровольно-обязательных" отчислениях на
разного рода муниципальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий,
другие потребности
мощными рычагами, чтобы вынудить предпринимателя стать "благотворителем". И
действия их - по сути своей незаконные - в данном случае принимают вполне
законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие
непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде банальных взяток.
По мнению экспертов, коррупция является наиболее распространенным незаконным
хозяйственным действием. Причем перестройка и
последующие реформы принесли серьезные административные послабления в этой
области. Произошло явное расширение масштабов данного вида "торговли внутри
государства". Зафиксированные факты коррупции по-прежнему единичны и
разрознены. Но судя по всему, взятки достигли таких размеров, какие не могли
присниться советскому чиновнику даже в самом фантастическом сне.
Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционными обвинениями в адрес
чиновничества и "обелять" предпринимателей. У сделки как минимум есть
две стороны. И корыстные наклонности власть имущих нередко используются, и
весьма цинично, для решения собственных проблем: взятка помогает получить
доступ к дешевым ресурсам и индивидуальные льготы, освободиться от части
легальных платежей и избежать "благотворительных" сборов. Конечно, это не
"рыночный торг равноправных сторон", ущемление предпринимателя здесь очевидно,
но представлять его только лишь в качестве пострадавшей стороны было бы не
совсем верно.
По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая для руководителей
малых предприятий обращают внимание на наличие вымогательств со стороны
чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают 40,7
%. И лишь 9,4% руководителей не наблюдают их в хозяйственной практике. Эти
оценки близки к данным нашего опроса 1993 г., но все же частота
бюрократических вымогательств несколько выросла (три года назад на их наличие
указывали около 80% руководителей).
Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основными группами
респондентов. Оценки руководителей крупных и средних предприятий более
негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми яростными
обвинителями коррупции
поддерживающих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают практически
все). Для них вообще характерно дистанцирование от
официальной власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь
велика). Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно
предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто утверждает, что коррупции нет
вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают вымогательства
частым явлением.
В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфере сейчас
наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере науки
и консалтинга, торговли и транспорта. Чуть реже, судя по ответам, это
касается сферы строительства.
Проявления силового давления выглядят как две стороны одной медали (их так и
называют - "бюрократический и криминальный рэкет").
Складывается впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в
мире относительного спокойствия. Где проходят границы между этими группами,
еще предстоит выяснить исследователям.
Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины связан с оценкой
возможностей успешного хозяйствования при принципиальном отказе от дачи
взяток должностным лицам. В этом пункте общий оптимизм предпринимателей сильно
повыветрился. Только каждый шестой (16,6%)
надеется, что это возможно. 42,1% руководителей считают, что этого можно
добиться с трудом. И почти столько же (41,5%) не питают в данном случае
никаких надежд. Если ситуация с деловой
обязательностью
же поправима, то на победу над коррупцией, похоже, мало кто всерьез
рассчитывает. Здесь витает дух обреченности. Это относится и к другим
опрошенным группам. За исключением самих чиновников, видящих ситуацию в более
радужном цвете, все относительно единодушны (несколько пессимистичнее оценки
руководителей крупных и средних предприятий). В отраслевом разрезе среди
пессимистов лидируют занятые в сферах финансов, торговли и услуг населению. Но
мнение производственников отличается несильно.
Делая следующий шаг, мы оставляем в стороне тех немногих, кому посчастливилось
не наблюдать "аномальных" явлений в сфере малого бизнеса, чтобы посмотреть,
каковы ценностно-нормативные
респондентов, указывающих на имеющиеся негативы. Назовем "оптимистами" или
"несогласными" тех, кто признает
наличие этих явлений, но
зможным их устранение. Тех, кто такой возможности не видит, назовем
"пессимистами" или "обреченными". Тех же, кто думает, что обойтись без таких
явлений хотя и с трудом, но можно, будем считать "умеренными".
Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это делается
сегодня, оптимистов предостаточно (более половины опрошенных). Почти половина
руководителей оптимистично смотрят на возможность избавиться от силовых
действий, вымогательств и угроз в отношениях между партнерами. А вот в то, что
можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит лишь каждый
девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно назвать каждого
девятого-десятого. А в случае с коррупцией 45%
руководителей убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима
в будущем. Наконец, умеренные позиции высказывают около 40% руководителей с
небольшими вариациями в каждом случае.
В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок
современной ситуации можно считать оптимистами. Это, видимо, их
"профессиональная" черта, помогающая им заниматься своим делом.
Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого бизнеса,
отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более пессимистичны.
Возможно, управленцы и "общественники" лучше информированы (в соответствии с
поговоркой: пессимист в нашей стране - это хорошо информированный оптимист
). Оценки самих предпринимателей, исходящих из своего личного опыта, более
надежны, менее подвержены негативному влиянию средств массовой информации и
потому более умеренны? С уверенностью на этот вопрос сейчас ответить трудно.
Многие наши гипотезы не подтвердились. Например, не всегда отчетливо
проявляются отраслевые различия. Отсутствуют также сколь либо заметные связи
с географическим размахом хозяйственной деятельности. Одно дело, если связи
малого предприятия замкнуты в пределах собственного города, другое - если
имеются деловые партнеры по всей стране, третье - если существуют устойчивые
контакты с дальним зарубежьем. Но различий в нашем случае не наблюдается,
всех ожидают общие трудности.
Рассмотренные нами проблемы сегодня поднимаются чуть ли не в каждом
обсуждении, касающемся вопросов предпринимательства или проводимом с
участием предпринимателей. Но делаются ли какие-нибудь практические шаги по
улучшению ситуации?
Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной деятельности,
создать Кодекс чести предпринимателя были сделаны еще в 1990-1991 гг., но
особого резонанса они не имели. В последнее время в этой области наблюдается
прилив творческой активности. Только в 1995 г. были приняты: Кодекс чести
банкира, Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков, Кодекс
члена Российской гильдии риэлтеров, Правила
добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников
фондового рынка, Кодекс рекламной деятельности.
Крупное объединение "Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию бизнеса",
основной идеей которой является призыв к неприменению силы в деловых
отношениях (трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя
"Круглого стола" И.Кивелиди придает этому призыву
особый оттенок). Почти одновременно Торгово-промышленная палата России
открывает новую программу "Деловая культура". Конечно, неизвестно, будут ли