Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46
подобные хартии и кодексы исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И
обоснованного скептицизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере
понимание важности проблемы уже налицо. И потому не будем отказывать себе в
надеждах на лучшую реальность.
2.3. Инвестиционная политика
Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе
процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно
длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они
будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным
часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям
на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет
должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с
благоприятным предпринимательским климатом.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к
минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и
соответствующего
основных источников привлечения средств в государственные и региональные
фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через
облигационные займы.
Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и
привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если малые
предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность
(ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.
Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк
данных по предприятиям различных форм собственности.
Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать
источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в
создание новых
производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о
транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.
Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого
предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом
приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия
малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в
федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но и в аналогичные
региональные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от
реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один
из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально
реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена
возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Исключительно важной задачей является создание более благоприятных условий
для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации
путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому
предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным
пакетом акций.
Особенно актуальным является создание на приграничных территориях
межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров).
Целесообразность создания подобных структур должна быть обоснована при
подготовке соответствующих
формировании финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим
наибольшего благоприятствования для подобных структур. В частности, стоит
подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали
бы деятельности подобных бизнес-центров.
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса
В условиях переходного периода
и нарушения производственно-
связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть
преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера.
В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий
возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из
этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и
исполнительной власти.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и
средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:
ü создание необходимых
условий для использования
бездействующих и
осуществлении санационных мероприятий
в отношении предприятий-
ü концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в
малом предпринимательстве
и инновационного секторов;
ü формирование условий и стимулов для расширения
производственно-
предпринимательства с крупным производством;
ü информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства
(развитие региональных банков
данных на единой
ü упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных
налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых
предприятий;
ü формирование благоприятного
порядка налогообложения
входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
ü создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку
инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также
привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых
и средних предприятий в
характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых
предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных
проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и
системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и
внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа
характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким
уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого
предпринимательства не подкреплены организационными структурами,
нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.
В среднесрочной перспективе
финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на
принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.
Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в
бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с
формированием целостной системы
финансово-кредитной и
поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных
банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и
обществ взаимного кредитования.
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской
Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых
инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего
производственного и инновационного направлений, по переработке
сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других
социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития
малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя
задействованию внутреннего
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.
Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных
целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов
предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в
реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития
нового вида хозяйственной деятельности.
В рамках реализации Федеральной программы
государственной поддержки
предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки
малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской
Федерации создается система
межрегиональных опорных
специализированных
наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении
дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и
строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых
предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При
этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой
и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере
малого предпринимательства
постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек.
В этих целях необходимо в соответствии
с законодательством
создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать
координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.
Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях
необходимо создать условия
для привлечения к этому
предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из
крупных фирм.
Политика государственной
налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного
законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,
формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой
области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с
местными органами власти.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики
развитых стран показывает, что
правительственный выбор
этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.
Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные
направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям
отнесены:
ü производство и
переработка
ü производство продовольственных, промышленных товаров, товаров
народного потребления;
ü лекарственных препаратов и медицинской техники;
ü оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
ü строительство объектов жилищного, производственного и социального
назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия
развитию мелкого бизнеса
осуществляется посредством
предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и
льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в
большинстве промышленно развитых стран является система государственных
заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу
гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить
производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать
оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и
частными предприятиями
консультационных услуг малым компаниям.
3.2. Система налогообложения
Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в
России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие
эффективной общегосударственной политики развития малого предпринимательства
в системе налогообложения.
В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, общей
коммерческой деятельности эти сферы малого предпринимательства нуждаются в
государственной поддержке.
Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования.
Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и формы
регулирования малого предпринимательства, осуществляемого государством
через налоговое законодательство. Между тем следует отметить, что система
налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым