Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46
предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это
предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное
развитие экономики.
Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный
импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа
глобальных структурных
приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано
подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта
новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы
переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика -
это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет
возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных
изменениях в экономике.
Эту «доводку крупных преобразований» призваны обеспечивать малые предприятия, но
только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков
небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые
предприятия данного направления.
Каждое крупное структурное
изменение в экономике
высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их
переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере
груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной
занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае
они выполняют функции стабилизации общественного развития.
Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них
сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. При
хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, малые
предприятия дают значительную отдачу.
Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется
малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в
странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется
принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные
объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга,
особенно в сфере
разработках. Например в США, девять из каждых новых десяти технологических
идей рождаются в малых фирмах.
В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в
ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес
существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину
каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной
России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически
отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей
мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так
скажем, не очень благополучных стран третьего мира.
Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и
малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности
Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть
субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия - сотни и тысячи
таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и
крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его
продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании
являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то
инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого
бизнеса возникает потребность
держать шаг вровень с
обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока
далеки от этой идеальной картины.
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом - это в первую
очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе
дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия. И вторая
группа - это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем
удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап - это период поздней
перестройки, период так называемой «приватизации», когда малые предприятия
создавались главным образом с вполне известными целями - чтобы каким-то образом
сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации,
выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали
первоначальное накопление капитала.
Второй этап - это уже период приватизации, когда малые предприятия
создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов
инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.
В дальнейшем оказалось что, подавляющая часть этих малых
предприятий, в течение первых двух лет своего существования закрываются, однако
оставшаяся часть становится полностью самостоятельными, и фактически являются
серьезными конкурентами материнским предприятиям.
Стимулировать кооперацию крупного и малого бизнеса можно только путем
разумной экономической
промышленность, - и тогда эти взаимоотношения возникнут сами собой. В
дальнейшем можно будет уже ставить вопрос о необходимости стыковки малого и
крупного бизнеса в
формирование таких
развитого рынка.
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России.*
*-данные основаны на исследовании проведенное Ресурсным центром России
(июнь 2000г.)
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько
быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве
страны.
На начало реформ пришелся мощный
рывок людей в частное
прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч
новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс
сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение
которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка
65% всех российских частных
К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи,
приблизившись к отметке 1994 года. Следует учесть, что начиная с 1996 года,
статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения
предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно
сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое
число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения
доли предприятий торговли и
общественного питания и
строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой
деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным
обслуживанием.
О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры
за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России (таблица 1).
Таблица 1
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 -
2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)
Предприятия |
1.01.96 г. Кол-во |
% |
1.01.97 г. Кол-во |
% |
1.01.98 г. Кол-во |
% |
1.01.99 г. Кол-во |
% |
1.01.00 г. Кол-во |
% |
Всего |
877,3 |
100,0 |
841,7 |
100,0 |
861,1 |
100,0 |
868,0 |
100,0 |
890,6 |
100,0 |
В том числе: Промышленные |
128,5 |
14,65 |
131,47 |
15,62 |
135,2 |
15,7 |
136,1 |
15,7 |
140,0 |
15,72 |
Строительные |
145,5 |
16,58 |
139,22 |
16,54 |
136,1 |
15,8 |
137,5 |
15,8 |
141,61 |
15,9 |
Торговли и общепита |
374,6 |
42,70 |
358,96 |
42,65 |
386,3 |
44,5 |
386,1 |
44,5 |
420,36 |
47,2 |
Коммерческие |
42,4 |
4,83 |
35,6 |
4,23 |
34,4 |
4,0 |
35,2 |
4,0 |
34,73 |
3,9 |
Науки и научного обслуживания |
48,8 |
5,56 |
46,71 |
5,55 |
38,74 |
4,5 |
38,8 |
4,5 |
36,51 |
4,1 |
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,
объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным
фактором оптимизации
распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец
1999г. (таблица 2).
Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1999г.
Экономические районы |
Количество предприятий Тыс. ед. |
%, к общему числу |
Российская Федерация |
890,6 |
100,0 |
Северный |
21,3 |
2,4 |
Северо-западный, |
126,6 |
14,2 |
в том числе г. Санкт-Петербург |
115,01 |
12,9 |
Центральный, |
275,4 |
30,9 |
в том числе г. Москва |
180,3 |
20,2 |
Волго-вятский |
29,0 |
3,3 |
Центрально-чернозёмный |
28,9 |
3,2 |
Поволжский |
88,1 |
9,9 |
Северо-Кавказский |
69,5 |
7,8 |
Уральский |
93,9 |
10,5 |
Западно-Сибирский |
74,7 |
8,4 |
Восточно-Сибирский |
35,2 |
4,0 |
Дальневосточный |
38,2 |
4,3 |
Калининградская область |
9,8 |
1,1 |
По состоянию на 1 января 1999г. треть от общего количества малых предприятий
концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-
Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко
представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%)
областях.
Анализируя таблицу2, можно заметить,
что распределение малых
экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых
предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в
котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных
предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют
объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом
районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в
целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и
периферийных районов.
В таблицах приведены данные по официально зарегистрированным предприятиям.
Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно
представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше.
Поэтому более реальны финансово-
отражающие конечный результат их деятельности.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без
совместителей и работающих по договорам
гражданско-правового
предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1%
(в 1998г. - 12,5%). А в таких отраслях,
как общая коммерческая
по обеспечению
недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное
обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).
По сравнению с 1998г. годом среднесписочная численность работников всех малых
предприятий в 1999г. уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной
численности работников малых предприятий по отраслям экономики
характеризуется данными, представленными в таблице 3.
Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по
отраслям экономики в 1999 г.
1999г. тыс. человек |
в % к итогу |
в% к 1998г. | |
Всего |
6207,8 |
100,0 |
95,3 |
Промышленность |
1357,6 |
21,9 |
90,8 |
Сельское хозяйство |
138,7 |
2,2 |
87,7 |
Транспорт |
177,3 |
2,9 |
81,4 |
Строительство |
1344,9 |
21,7 |
85,7 |
Торговля и общественное питание |
2202,9 |
35,5 |
106,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
193,6 |
3,1 |
118,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
92,3 |
1,5 |
76,5 |
Наука и научное обслуживание |
146,3 |
2,4 |
83,9 |
В 1999 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых
предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям -
1100,7 рубля). Следует отметить также,
что общим для всех
районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по
сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы