Малый бизнес место и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.

Содержание

Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 354.04 Кб (Скачать)

итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений

финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с

критериальным уровнем, характерным  для данного класса их рейтинга. В качестве

показателей таких уровней должны использоваться

среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье  клиентов и их гарантий коммерческим банкам

последним необходимо разрабатывать  собственные планы финансирования мелких и

средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен

следующий порядок предоставления им кредитов:

ü      составление досье  клиента;

ü      разработка плана  финансирования;

ü      сопоставление кредита  с результатами деятельности предприятия, если

ссудой покрывается 50-80% его расходов;

ü      определение класса кредитоспособности предприятия;

ü      выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или

переменной);

ü      расчет срока окупаемости  кредита;

ü      принятие решения  о сроке кредитования;

ü      определение регулярности возмещения кредита;

ü      составление контракта (договора о возврате);

ü      проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

ü      в случае задержки выполнения или невыполнения условий  контракта -

совместные действия по исправлению  ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для

финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения

заинтересованности банков в такой  деятельности необходимо предусмотреть,

помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу

президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и

приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от

налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а

также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации

коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого

бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки  к посредничеству и предоставлению кредитов

малому бизнесу будет появление  организации по переучету займов. Программы

такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту  портфеля займов

без излишней нагрузки на собственные  ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо

коммерческих банков, является частное  или спонсорское

финансирование. На Западе нередко  за малой фирмой стоит крупная  частная

корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий,

например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,

технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,

опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости

акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув

стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить

повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в  обмен на

акции новой фирмы, сможет с большой  выгодой реализовать свою долю ее ценных

бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные  фирмы терпят неудачу (и

соответственно средства, предоставленные  им, приходится списывать в убытки),

прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск.

Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения

в российской предпринимательской практике, хотя отечественное

законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной

деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-

правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий

может служить совместное инвестирование. Совместное инвестирование в нашей

стране возможно через договоры-подряды  по финансированию какой-либо

разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых

между сторонами договоренностей  финансирование производится путем  частичной

предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой  внешний источник финансирования, как

привлечение капиталов с помощью  выпуска и размеще

ния акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов.

Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения

дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты

финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между

отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом

с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы

соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства, а также

мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция  в

сфере малого и среднего бизнеса  за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса  могут содействовать кредитные программы и

многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку

деятельность самих малых предприятий  ориентирована главным образом на

местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием

местных органов власти. Последние должны определить основные направления

поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых

мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их

реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе  государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ 18

декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых

предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда

поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки

предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении

Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого

предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня

1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении,

не подлежат налогообложению и  направляются на реализацию целей и  задач,

предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли  бы

сыграть общества взаимного кредита  и торгово-промышленные палаты, выступающие

в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение

страховой организации и банка  для финансирования малых предприятий. Ему

предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции,

кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и

обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать

коммерческим банкам или городским  фондам свои рекомендации по кредитованию

отдельных предприятий после соответствующей  проверки их финансового

состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

                                Заключение                               

В данной работе сделана попытка  охарактеризовать малое предпринимательство  в

России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства  и

обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый  бизнес в России уже имеет довольно широкую

правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она

однобока и принятые правовые аспекты  не реализуются, что делает абсурдным

принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие –

несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с

целыми предприятиями-гигантами, так  и с отдельным человеком. Данная позиция

обусловлена особенностями и функциями  малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем

выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие

среди субъектов малого бизнеса  в основном торгово-посреднических фирм;

неравномерность и непредсказуемость  развития всей экономики, как в

территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность

правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой  системы.

Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его  развития,

от отношения общества и государства  к этой сфере экономики зависит  и развитие

всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания

предполагать, что в обозримом  будущем этот сектор хозяйствования в странах

Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в  ближайшее время и наша страна, учитывая обширный

зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к

сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что

имеющий глубокие корни в экономической  истории нашей страны малый и  средний

бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов  производства,

так и в повышении его эффективности  и сбалансированности. Малое

предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно

видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в  России

кризисной ситуации была бы государственная  политика правительства,

направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства

в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора малого и

среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно,

большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в

системе антикризисных мер, но и  как долговременное направление  структурной

политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку

воспроизводственных и рыночных процессов  в российском хозяйстве, реализацию

современной стратегии экономического роста в течение долговременного

перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной

разработки новой государственной  политики в области малого

предпринимательства, могут стать  основой рыночных структур во многих

отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного

приложения ресурсов и тем самым  соединить процессы структурной  политики и

формирование всероссийского рынка.

                            Список литературы:                           

1.      Бабаева Л.Б. Малый  бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.

2.      Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия.-М.:"Банки  и

биржи", 1998.

3.      Дороженко С.В.  Малое предпринимательство: Развитие  в условиях

старопромышленного района.-Екатеринбург.: «Нева»,1994.

4.      Иванова М. Малый  инновационный бизнес в странах  с развитой рыночной

экономикой. // Российский экономический  журнал.1995, № 12.

5.      Клейменов  М.А., Дмитриев О. В. Рэкет в

Сибири.// Социологические исследования. 1995, №3.

6.      Краева Н.М., Минеев  В.Н. Социально-экономические особенности

российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

7.      Малое предпринимательство  (нормативные документы, комментарий,

информационные материалы по финансово-кредитной  поддержке).-М.:Фонд «Правовая

культура»,1994.

8.      Малый бизнес: методика  и результаты анализа.//Вопросы

статистики.1999,№8.

9.      Матвеев В.В. Особенности  предпринимательства в сфере  коммерции.-

г.Ижевск, 1996.

     10.  Полянский А. Выше "крыши".// Эксперт. 1996, № 2.

11.  Радаев В. Малый бизнес  и проблемы деловой этики: надежды  и реальность.

// Вопросы экономики. 1996, № 7.

     12.  Радаев В. Новое российское предпринимательство

в оценках экспертов.//Мир России.1994,№1.

13.  Ровенский Ю.А. Эволюция  малого предпринимательства в  России.//

Социально-политический журнал.1996, № 2.

14.  Романюк В. Малый бизнес  и большая промышленность должны

взаимодействовать.// Бизнес для всех. 1998, № 6.

15.  Российское предпринимательство:  приоритеты н

ациональной экономики в 1995 г. Годовой  доклад Торгово-промышленной палаты.-

М.: «Наука»,1995.

16.  Чепуренко А. Проблема финансирования  в российском малом бизнесе.//

Вопросы экономики.1996, №7.

    


Информация о работе Малый бизнес место и роль в экономике