Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46
большого числа крупных
компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство
средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998
года, вообще перестали существовать.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт,
особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской
экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996
г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято
8,9 млн. человек (по среднесписочн
с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-
-Центральный экономический
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении темпов роста числа малых предприятий.
1.2. Виды малых предприятий
Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с малыми
предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия
одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным,
семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть
включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер
предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в
законодательстве видам
государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их
часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые
государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых
предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-
то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,
материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти
системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого
предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем.
Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами,
членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными,
совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того,
малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами,
предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то
это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым
государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава
государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид
созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так именно
применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам
малых предприятий учредительство
и вид малых предприятий
1.3. Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное
социально-экономическое
существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-
правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с
целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую
очередь предоставления льгот по налогообложению. Ниже приведены некоторые
законы и постановления
регулирование процессов связанных с формированием малого бизнеса.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20
июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные
понятия: предпринимательская
статус предпринимателя, формы
предпринимательской
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406
«О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены
критерии отнесения
установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой
поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло
постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития
конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства).
В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие
положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного
стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ
по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г.
Правительством РФ одобрена целевая
Федеральная программа
поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг. В ней
были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области,
включая совершенствование
кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых
предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения
государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа
государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении
программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и
экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении подчеркивается
высокое значение развития малого бизнеса в условиях нарушенных
производственно-хозяйственных
классификации фирм в зависимости от их численности.
Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении
"Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной)
экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических
досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых с
целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой продукции
с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается
в целях уклонения от налогообложения.
Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной
программе государственной поддержки
малого предпринимательства в
Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу включены подпрограммы:
привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое
предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-
коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской
местности; использование возможностей малого предпринимательства при
реструктуризации и
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной
целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998
- 2000 годы". Постановление предусматривает реализацию мер, предусмотренных
программой "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также соответствующими
региональными программами по поддержке и расширению занятости молодежи,
включая молодежное предпринимательство.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции
инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
Постановлением
(приватизация, создание финансово-
инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на
создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной
деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции
и освоение высоких технологий.
1.4. Особенности и функции малого предприятия
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных
особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права
собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:
ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений
между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации
работы персонала и более
высокой степени его
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие
фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой
объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем
и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на
обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка,
но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс
и все связанное с его
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется
родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю
деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор
порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если
«гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и
кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия
полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и
«неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного
капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это
соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у
малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие
экономические функции:
ü во-первых, функция работодателя;
ü во-вторых - производителя продукции и услуг;
ü в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;
ü в-четвертых – налогоплательщика;
ü в-пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социа
ü во-первых, через
малые формы
люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;
ü во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения
(женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут
найти себе применение на крупных предприятиях;
ü в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест
производственного обучения, своеобразным
«полигоном» для обкатки
кадров.
Уже сегодня актуальна и будет
актуализироваться и далее
малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной
экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке промышленных
отходов крупных и средних предприятий.
1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью.
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления
небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и
ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников
сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким
образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в
доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве
мелочей или продукции, изготовление
которой в технологическом
является преимущественно
утилизируют отходы крупных производств,
изготавливают комплектующие
для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех
сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и
инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых