Малый бизнес место и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.

Содержание

Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 354.04 Кб (Скачать)

большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому, что  крупные

компании потеряли свои позиции  на рынке товаров и услуг, а  большинство

средних и мелких предприятий, которые  «держались на плаву» до сентября 1998

года, вообще перестали существовать.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый  факт,

особенно на фоне продолжающегося  спада практически во всех сферах российской

экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996

г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято

8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а

с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре

доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

-Центральный экономический район  с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства  за последние 1-2 года наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

замедлении темпов роста числа  малых предприятий.

     1.2. Виды малых предприятий

Дадим краткую характеристику малым  предприятиям. Сталкиваясь с малыми

предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия

одним из видов предприятий, подобно  государственным, арендным, совместным,

семейным и т.д. Это неверно, малые  предприятия в этот перечень не могут  быть

включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер

предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в

законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий:

государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их

часть по критериям численности  работающих. Таким образом, существуют малые

государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых

предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-

то универсальной, общей для  всех их видов системы ценообразования,

материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все  эти

системы функционирования предприятия  определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого

предприятия предопределяется тем, какая  организация является его учредителем.

Безусловной связи здесь нет. Малые  предприятия могут создаваться  гражданами,

членами семьи и совместно с  другими лицами, государственными, арендными,

совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме того,

малые предприятия могут создаваться  совместно указанными органами,

предприятиями, организациями и  гражданами.

Если учредителем малого предприятия  является государственная организация, то

это отнюдь не означает, что новое  образование будет именно малым

государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава

государственного предприятия, может  быть сдано в аренду кооперативом. Вид

созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные частные  предприятия, названные так именно

применительно к учредителям, не могут  быть иного вида. То есть по таким  видам

малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

     1.3. Правовые основы малого бизнеса

Малый бизнес в России как самостоятельное  социально-экономическое явление

существует уже более 10 лет. Действующие  законодательные и нормативно-

правовые акты направлены на государственную  поддержку малых предприятий  с

целью создания благоприятных условий  для их функционирования, в первую

очередь предоставления льгот по налогообложению. Ниже приведены некоторые

законы и постановления правительства  направленные на поддержание и

регулирование процессов связанных  с формированием малого бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и

предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20

июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом  определены основные

понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства,

статус предпринимателя, формы  предпринимательской деятельности.

Так, постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406

«О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены

критерии отнесения предприятий  к категориям малых, предусмотрена  возможность

установления определенных налоговых  льгот, а также создания фондов финансовой

поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической

деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло

постановление об образовании фонда  поддержки предпринимательства  и развития

конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный  фонд

поддержки малого предпринимательства).

В июне 1995 г. был принят федеральный  закон «О государственной поддержке

малого предпринимательства в  Российской Федерации», определивший общие

положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного

стимулирования, а также регулирования  деятельности субъектов малого

предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ

по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г.

Правительством РФ одобрена целевая  Федеральная программа государственной

поддержки малого предпринимательства  в России на 1994 - 1995 гг.    В  ней

были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области,

включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-

кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение  малых

предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения

государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа

государственной поддержки предпринимательства  на 1996-1997гг.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении

программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка  и

экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении подчеркивается

высокое значение развития малого бизнеса  в условиях нарушенных

производственно-хозяйственных связей, а также дается определение

классификации фирм в зависимости  от их численности.

Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении

"Основных методологических  положений по оценке скрытой  (неформальной)

экономики". Настоящее постановление  содержит описание системы экономических

досчетов, используемых на федеральном  и региональном уровнях, и применяемых  с

целью определения скрываемых предпринимателями  объемов производимой продукции

с целью получения экономической  выгоды, которая скрывается или преуменьшается

в целях уклонения от налогообложения.

Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной

программе государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской

Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу  включены подпрограммы:

привлечение   военнослужащих, увольняемых  в запас, и членов их семей в  малое

предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области  жилищно-

коммунального хозяйства; поддержка  малого предпринимательства в сельской

местности; использование возможностей малого предпринимательства при

реструктуризации и банкротстве  крупных предприятий.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной

целевой программе содействия занятости  населения Российской Федерации  на 1998

- 2000 годы". Постановление предусматривает  реализацию  мер,  предусмотренных

программой  "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также соответствующими

региональными   программами   по поддержке и расширению занятости  молодежи,

включая  молодежное предпринимательство.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции

инновационной политики Российской Федерации  на 1998 - 2000 годы".

Постановлением предусматривается  комплекс мер по преобразованию

(приватизация, создание финансово-промышленных  групп, демонополизация в

инновационной сфере, малое предпринимательство  и другие), направленные на

создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной

деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции

и освоение высоких технологий.

     1.4. Особенности и функции малого предприятия

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных

особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права

собственности и непосредственного  управления предприятием.

     Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:

ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений

между хозяином и работником, что  позволяет добиваться действительной мотивации

работы персонала и более  высокой степени его удовлетворенности  трудом.

     Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие

фирме оказывать сколько-нибудь серьезное  влияние на цены и общий отраслевой

объем реализации товара.

     Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем

и клиентами, поскольку, как уже  отмечалось, малое предприятие рассчитано на

обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

     Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка,

но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс

и все связанное с его организацией.

     Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется

родственниками хозяина, чем диктуется  прямая вовлеченность последних  во всю

деятельность предприятия. Но при  этом необходимо отметить, что данный фактор

порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если

«гиганты» черпают необходимые  ресурсы главным образом через  фондовые биржи и

кредитные механизмы, действующие  на рынке капитала,  то малые предприятия

полагаются на сравнительно небольшие  кредиты банков, собственные средства и

«неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и  т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно  выделить высокую долю оборотного

капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий  это

соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у

малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие 

экономические функции:

ü      во-первых, функция  работодателя;

ü      во-вторых - производителя  продукции и услуг;

ü      в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;

ü      в-четвертых  –  налогоплательщика;

ü      в-пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные:

ü      во-первых, через  малые формы предпринимательской  деятельности многие

люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал;

ü      во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения

(женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров,  беженцев и т.д.), которые не  могут

найти себе применение на крупных  предприятиях;

ü      в-третьих, малые  предприятия являются главным продуцентом  мест

производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых

кадров.

Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция

малого бизнеса, которая уже  имеет место в странах с  развитой рыночной

экономикой. А именно создание малых  предприятий по переработке промышленных

отходов крупных и средних предприятий.

     1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с

     большой промышленностью.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления

небольших партий продукции с постоянно  обновляемой номенклатурой и

ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников

сырья и материалов в условиях ограниченного  количества потребителей. Таким

образом, малые предприятия при  сравнительном насыщении рынка, находят себя в

доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве

мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении

является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия

утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия

для сборочных предприятий. Кроме  того, малые предприятия доминируют во всех

сферах деятельности с высоким  риском получения нулевого результата. Это и

инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов  изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых

Информация о работе Малый бизнес место и роль в экономике