Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,
который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни
общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров
для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет
необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях
хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических
реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,
формирование широкого круга собственников является развитие малых форм
производства.
Введение ................................3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в
России
1.1 Этапы развития малого бизнеса .....................4
1.2 Виды малых предприятий.......................10
1.3 Правовые основы малого бизнеса .....................11
1.4 Особенности и функции малого предприятия ................12
1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой
промышленностью............................13
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их
решения
2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России .......15
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ..................28
2.3. Инвестиционная политика ......................35
3. Взаимодействие малого бизнеса с государством
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ................36
3.2. Система налогообложения.......................38
3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса.....40
Заключение...............................45
Список литературы............................46
усредненными, скрыты чьи – то выдающиеся успехи и сокрушительные неудачи.
Так, среди МП разных отраслей по преимуществу положительное влияние кризиса
зафиксировано в сфере материального производства и прежде всего в
промышленности. Здесь значительно расширились возможности для
предпринимательской деятельности за счет подъема уровня конкурентоспособности
товаров и услуг, роста платежеспособного спроса. По результатам опроса,
таково мнение 60% руководителей МП. Бизнес в торговле, напротив, столкнулся
со значительным спадом спроса, с резким ограничением возможностей привлечения
внешнего финансирования.
Влияние кризиса имеют и ярко выраженную территориальную специфику,
характеризующуюся более четким проявлением его негативных последствий в
наиболее крупных городах, прежде всего в Москве. Результаты опроса
подтверждают, что за посткризисный год возможность для развития бизнеса в
столице уменьшилась в большей мере, чем в целом по стране. Доля московских
предпринимателей, констатировавших отрицательное влияние кризиса на развитие
своего дела, в 1,3 раза превышает аналогичный показатель в целом по выборке.
(Напомним, в ней представлены МП из 11 регионов – субъектов Федерации).
Итоговая оценка общего состояния московских МП значительно ниже, чем в
среднем по РФ. Москвичи признавали состояние своих фирм плохим в 1,7 раза
чаще, а хорошим – в 1,6 раза реже. И перспективы на год 2000-ый для них менее
радужны. На оценку «хорошо» рассчитывают в 1,4 раза меньше руководителей
столичных МП, к оценке «плохо» заведомо готовы в 2 раза больше.
Итак, для малого бизнеса, прежде всего в отраслях материального производства,
финансовый кризис со временем сдвинул
стрелку экономической
направлению к «ясно». И те МП, что сумели уцелеть в первые посткризисные
месяцы, смогли этим воспользоваться. Статистические данные зафиксировали рост
совокупных показателей
по итогам 1999 года. Общее число МП увеличилось на 2,6%, численность
постоянных работников – на 4,5%, объем произведенной продукции – на 61,8%.
Российские производители
предприятия в том числе, сумели воспользоваться благоприятной экономической
конъюнктурой, потеснив импортеров на отечественной потребительском рынке. К
началу 1998г. доля импортных товаров на российском потребитель рынке
составляла 49%, к концу – 37%. За 1999 год произошла стабилизация доли
импортеров на уровне 30% (в сопоставимых ценах).
Однако, влияние конъюнктурных факторов недолговечно, а внутренний потенциал
саморазвития малого бизнеса в значительной мере исчерпан. Для того, чтобы
данный сектор смог реализовать возложенные на него функции, необходимо прежде
всего стабилизировать экономику в целом. Предпринимательство не может сколь
угодно долго генерировать «точки роста» в условиях, угнетающих
предпринимательскую активность, не выродившись при этом в криминально-
нелегальную деятельность.
2.2 Основные проблемы малого бизнеса
Многие характерные
напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных
отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости
этих проблем можно
Таблица 5
Основные проблемы частного предпринимательства в России
Порядок значимости по мере упоминания |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки |
12 |
Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов |
13 |
Недостаток информации, культуры, опыта |
14 |
Кадровые проблемы |
15 |
Рэкет |
16 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс
собственников, существует как реальность. Наличие прослойки, пусть очень
маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. В
резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были
выделены следующие проблемы:
ü медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
ü низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий,
особенно в производственной сфере;
ü не во многих регионах разработаны и приняты органами власти
нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а
там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
ü недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена
информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в
организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей
различных регионов между собой.
На состоявшейся, в рамках Всероссийского экономического форума, научно-
практической конференции, Президент Российской ассоциации развития малых
предприятий Александр Иоффе отметил,
что властям нужны очень
инструменты - ум, воля, совесть. «Ни Министерство антимонопольной политики и
развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные
структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи
совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на
словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда его много,
и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным
социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что
поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом.
Лишь после этого будут
тогда удастся разобраться с
налогами и административными барьерами»
Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малым бизнесом
председатель Российского
Александр Попов: «.Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодное
лицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А это значит,
что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их
выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти
препятствия создаются ради поборов.
Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития,
- считает А.Попов, - вследствие применяемой системы транзитных счетов, не
дает возможности малым
для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.»
О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академии менеджмента и
рынка Вениамин Каганов. "Чтобы принимались правильные решения чиновниками
всех уровней, - считает В. Каганов, - их нужно вовлечь в систему обучения,
может быть, даже восстановив прежнюю
систему повышения
все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и
работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят
подготовку для работы в поле предпринимательства".
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой
финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не
проявляя особого желания
это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита
размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится
во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там
финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций,
имеющих связи с малым
в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь
кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим
спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков,
складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие
занимаются финансированием
технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно
затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Многие
малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из
600 тысяч новых предприятий,
дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь
свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу
неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44% - опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17% - отсутствие управленческого опыта;
16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах,
снабжении и производстве;
15% - отсутствие опыта работы в отрасли;
1% - небрежность в ведении дел;
1% - мошенничество или бедствие;
6% - иные причины, с которыми
сталкиваются руководители
Стоит также отметить, что лишь
20% руководителей предприятий
соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным
образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.
Наиболее существенным негативным моментом была и остается
криминализация малого предпринимательства. В этой связи очень показателен
наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых
предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Значительная
часть респондентов отвечают, что они вообще
ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ
указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз
наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую
вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает
оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию
российского малого предпринимательства.
Далее обратимся к вопросу "обычного ненормативного" поведения - применению
силовых действий, вымогательств и угроз в деловых взаимоотношениях. Известно,
что в опросах общественного мнения преступность в течение последних пяти лет
достаточно устойчиво ставится российским населением на второе место среди
наиболее острых проблем (первое место занимает рост цен). Для российского
бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему.
Только за 1994 г. было убито 94 (!) руководителя крупных коммерческих фирм. По
отдельным данным, около 70% коммерческих
предприятий вынуждены платить силовым группировкам.
По нашим данным, свыше 1/4 руководителей малых
предприятий (26,2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты,
еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7%
опрошенных говорят, что подобные
явления в малом бизнесе
г. 1/6 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с
сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать полученные
результаты с устойчивостью ответов о нарушении деловых обязательств). Отчасти
это связано с тем, что заданный три года назад вопрос о рэкете был неудачен по
форме, сужал проблему группового и организованного насилия.
В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых
хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло
серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной
охране. И малые, и крупные предприятия вынуждены
искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три
категории организаций: представители официальных правоохранительных органов
(на коммерческой основе); официально зарегистрированные частные охранные и
сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работниками
правоохранительных органов; криминальные группировки, занимающиеся
обеспечением так называемых "крыш". В результате бизнесмены систематически