Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:53, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Риск как категория теории рыночной

экономики

План:

1. Введение в категорию риска

2. Из истории определений риска

3. Категориальные подходы к определению понятия “риск”

4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими

5. Общая классификация рисков

Работа содержит 1 файл

Лекции БР архив.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

    В зависимости от уровня основных и  дополнительных показателей методики определения кредитоспособности – коэффициентов ликвидности баланса предприятия, покрытия баланса, платежеспособности, обеспеченности собственными средствами, размеров собственных и привлеченных средств, уровня доходности предприятия, устойчивости финансового положения – выделяются четыре группы классов заемщиков.

    Заемщики  четвертой группы считаются некредитоспособными, и банк в условиях рыночной экономики, чтобы не нести по ним риск неплатежа (совокупность кредитного и процентного рисков), не должен с ними работать.

    Из  оставшихся предпочтительным для банка  является заемщик 1-го класса, риск платежей по ссудам которого невелик и не требует применения жестких условий кредитования, гарантий, страхования залогового права.

    Однако  могут воздействовать внешние факторы, связанные с коммерческим, политическим и геофизическим рисками, например, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией, неплатежеспособностью его покупателя или заемщика, отказом от платежа или принятия товара покупателем, неоплатой долга покупателем в установленный срок, изменением цены сырья, материалов, полуфабрикатов после заключения договора, ошибками в документах или оплате, злоупотреблениями или хищениями, углублением экономического кризиса в стране, стихийными бедствиями и т.п.

    Поэтому банк даже в отношении первоклассного заемщика должен владеть методикой расчета и информацией о размерах его коммерческих и других рисков.

    С заемщиками 2-3 группы банки должны строить  более жесткие взаимоотношения, в частности, вводить обязательность залога, гарантий, проверок обеспеченности ссуд, строгое ограничение объема кредитов плановыми размерами, повышенную ответственность за нарушение условий кредитования, применение механизма оперативного взыскания кредита.

    В странах с развитой рыночной экономикой ориентиром оценки риска отдельного клиента служит аналогичная схема, так называемая кредитная котировка предприятий банком.

    Она составляется на основе объема оборота  предприятия, его кредитной и  платежной оценок, качества подписи («имиджа»). Из количественного анализа выводится качественная оценка, позволяющая отнести предприятие к одной из шести групп: государственное, зарубежное, «хорошее», предприятие, испытывающее трудности, предприятие, находящееся в частичном управлении банком (в связи с испытываемыми трудностями), «некотируемое»  предприятие.

    На  основании этой оценки банки строят кредитные отношения с клиентом, судят о степени риска данного клиента, а также управляют рисками (повышают долю рефинансируемых Национальным Банком кредитов, используют плавающие процентные ставки, страхование, разделение рисков и т.п.).

    Рассмотренные мероприятия направлены на ограничение выдачи банками крупных кредитов, с одной стороны, и на регламентацию возможных потерь банка, связанных с конкретным заемщиком, - с другой.

    Спектр  этих мероприятий необходимо существенно  расширять, поскольку они не учитывают комплекс внешних факторов, влияющих на конкретного клиента, а также тенденций, углубляющих развитие внутренних рисков коммерческой деятельности заемщика банка.

    Учет  этих факторов требует выработки  методологического подхода к  организации кредитных отношений банка с отдельным заемщиком, учитывающего зависимость вложений банка от коммерческих, политических, рыночных и прочих рисков в деятельности клиента.

3. Управление кредитным  риском

3.1. Проблемы управления  кредитным риском

    Управление  кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление кредитным портфелем, эффективный контроль за кредитами.

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Она определяет объективные стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими.

Когда кредитная  политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Разработка кредитной  политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получавшая должного внимания.

Управление  кредитным риском - это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются « целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

    Трудности управления кредитным  риском

Перед банками  стоят серьезные трудности в  деле управления кредитным риском. Контроль со стороны правительства, давление внутренних и внешних обстоятельств политического характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, срывы производственных графиков и планов и частые ситуации нестабильности в сфере бизнеса и производства подрывают финансовое положение заемщиков.

Более того, финансовая информация часто является ненадежной, правовая структура часто не способствует выполнению обязательств по погашению долга.

Банки зачастую не располагают надежно разработанным  процессом управления кредитным  риском. Среди наиболее часто встречающихся  недостатков можно отметить следующие:

  • отсутствие письменно зафиксированного в виде документа изложения политики;
  • отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;
  • излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;
  • плохой анализ кредитуемой отрасли;
  • поверхностный финансовый анализ заемщиков;
  • завышенная стоимость залога;
  • недостаточно частые контакты с клиентом;
  • недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;
  • отсутствие контроля над займами;
  • неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;
  • плохой контроль за документированием займов;
  • чрезмерное использование заемных средств;
  • неполная кредитная документация;
  • отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на покрытие убытков по кредитам;
  • неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли или секторе хозяйства, большие портфели неработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность и неликвидность.

Не вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится действовать в таких  экономических условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.

3.2. Кредитная политика: основные положения  и процедуры

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами.

Политика определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими.

Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления кредитами в банке.

Когда кредитная  политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Основное содержание и роль банковского дела- это обеспечить сбор и надежность депозитов и умело ссудить эти средства на основе разумной политики.

Все другие услуги являются вспомогательными и вторичными. В банке всегда должно иметься  в наличии достаточно средств  для удовлетворения требований вкладчиков, желающих изъять их, и желаний заемщиков воспользоваться ими в разумных пределах.

И вкладчики  и регулирующие органы исходят из предположения, что вложенные в банк средства сохраняются и имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью всякого предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.

Особая роль коммерческих банков в предоставлении кредитов является центральной в банковских операциях. Работа банкира заключается в том, чтобы решать, кому можно доверить деньги вкладчиков.

Банк должен определить, какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться. Риск нельзя игнорировать.

Все эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика способствует повышению качества кредитов.

Цели кредитной  политики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.

Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке.

Кредитный язык, разработанный в результате появления четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры банка. 

Органы  управления рисками

      Крупные банки обычно имеют  два комитета по управлению  рисками: КОМИТЕТ ПО КРЕДИТНОМУ РИСКУ и КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ БАНКА (таблицы 8.2 и 8.3).

    Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой  комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

   

 

    Таблица 8.2.

           ФУНКЦИИ КОМИТЕТА  по кредитному  риску:
  • разработка и мониторинг состояния политики кредитов;
  • разработка политики рейтинга кредитов;
  • разработка критериев для получения новых кредитов;
  • делегирование полномочий по выдаче кредитов;
  • установление ограничений на ссуды;
  • регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч. риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля;
  • разработка политики списания невозвращенных ссуд;
  • разработка политики отслеживания всех ссуд;
  • разработка политики возврата ненадежных ссуд;
  • разработка политики замораживания кредитов;
  • разработка стандартов кредитной документации;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр политики определения стоимости кредитов;
  • пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами;
  • разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи;
  • разработка критериев оценки работы ссудной администрации.

Информация о работе Лекции по "Экономике"