Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:53, курс лекций
Лекция №1. Риск как категория теории рыночной
экономики
План:
1. Введение в категорию риска
2. Из истории определений риска
3. Категориальные подходы к определению понятия “риск”
4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими
5. Общая классификация рисков
Анализ факторов, в наибольшей степени влияющих на рост потерь банковского капитала, позволил западным банкирам сделать выводы о приоритете факторов кредитного риска.
По данным Всемирного банка (таблица 8.7), внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по ссудам, на долю внешних факторов приходится, соответственно, 33% потерь.
Причем недаром на первом месте в списке основных причин потерь банков по ссудам стоит банкротство компаний. Индивидуальный заемщик банка в полной мере испытывает на себе влияние этого фактора. Поэтому, анализируя кредитоспособность заемщика (в том числе физического лица), банкир обязательно должен выяснить финансовое состояние компании, в которой он работает.
К недостаткам банковской деятельности, свидетельствующей о серьезных проблемах в отношении управления кредитным риском можно отнести следующие:
-
отсутствие документа,
-
отсутствие ограничений
-
излишняя централизация и
- плохой анализ кредитной сделки;
-
поверхностный финансовый
-
завышенная стоимость залога;
Таблица 8.7. Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании*
Внутренние факторы | 67% | Внешние факторы | 33% |
Нехватка обеспечения | 22% | Банкротство компаний | 12% |
Неправильная оценка инфор-мации при изучении заявки на кредит | 21% | Требования кредиторов о погашении задолженности. | 11% |
Слабость операционного кон-троля, задержки в выявлении и реагировании на ранние предупредительные сигналы | 18% | Безработица / семейные проблемы | 6% |
Плохое качество обеспечения | 5% | Кража, мошенничество | 4% |
Невозможность
получения ого-воренного в |
1% |
*
По данным Всемирного банка
-
отсутствие контроля за
-
неполная кредитная
- неумение эффективно контролировать кредитный процесс.
Система управления кредитным портфелем включает:
a) определение метода оценки кредитного риска;
б)
анализ сложившейся структуры
в) использование различных методов регулирования кредитного риска.
Центральное место в управлении кредитным риском принадлежит определению методов оценки кредитного риска по каждой отдельной ссуде заемщику и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.
Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке проводится в три этапа. На первом этапе производиться оценка качественных показателей деятельности заемщика;
на втором - оценка количественных показателей;
на заключительном, третьем этапе – получение сводной оценки–прогноза и формирование окончательного аналитического вывода.
Оценка кредитоспособности клиента осуществляется на основе анализа, который направлен на выявление финансового состояния заемщика.
В США для оценки кредитоспособности потенциального заемщика и, следовательно, минимизации кредитного риска используют подход под названием 5“С”, в основе которого лежат следующие критерии оценки риска:
- Customer character – Репутация клиента
- Capacity to pay – Платежеспособность
- Collateral – Обеспечение ссуды
- Current business condition and goodwill – Экономическая конъюнктура и ее перспективы.
В Великобритании также распространена практика анализа кредитоспособности заемщика известная под названием “Parts”:
- Amount - Размер ссуды
- Repayment – Погашение задолженности
- Term - Срок
- Security – Обеспечение ссуды
В
английской практике существуют и другие
подходы анализа
PARSER
- Repayment – Погашение кредита
- Security – Обеспечение кредита
- Expediency – целесообразность кредита
- Remuneration – Вознаграждение банка
CAMPARI
- Ability – Оценка бизнеса заемщика
-
Means – анализ необходимости
- Purpose – Цель кредита
- Repayment – Возможность погашения.
При анализе кредитоспособности индивидуального заемщика в большинстве западных стран учитываются следующие направления:
1. Personal capacity – личные качества потенциального заемщика (честность, серьезность намерений, характеристика хорошего работника и т.д.)
2. Revenues – доходы клиента, анализ совокупного дохода семьи. При этом считается, что расходы клиента на погашение ссуды не должны превышать третьей части месячных доходов клиента.
3. Material capacity - обеспечение ссуды, включая анализ движимого и недвижимого имущества клиента.
Репутация заемщика оценивается методом кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, а также учитывая характер банковского законодательства и традиции страны.
Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х г. Дюран выделил группу факторов, позволяющих с достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды заемщику, используя коэффициенты при начислении баллов. Возраст: 0,1 балл за каждый год свыше 20 лет (максимум – 0,30).
1. Пол: женщина – 0,4, мужчина – 0
2. Срок проживания: 0,042 за каждый год прожитый в данной местности (максимум – 0,42)
3. Профессия: 0,55 – за профессию с низким риском, 0 – за профессию с высоким риском и 0,16 – для других профессий.
4. Финансовые показатели: 0,45 – за наличие банковского счета, 0,35 за владение недвижимостью, 0,19 – при наличии полиса по страхованию жизни.
Применяя эти коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую “хороших” и “плохих” клиентов – 1,25 балла, считается кредитоспособным, а набравший менее 1,25 – нежелательным для банка.
Однако, в процессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно очень осторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдаче долгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильно меняется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды.
Работа по минимизации кредитных рисков казахстанскими коммерческими банками строится аналогично подходам, принятым в развитых странах Запада. Управление кредитным риском предполагает анализ каждой отдельной ссуды и кредитного портфеля банка в целом.
В настоящее время в нашей стране определенная практика оценки кредитоспособности клиента существует, но в основном она носит формальный (документальный) характер. Работа по анализу кредитоспособности индивидуального заемщика предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выяснить риски, способные привести к непогашению ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного ее возврата.
Неформальный анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов применяется исключительно редко. Причин тому несколько.
Во-первых практика кредитования индивидуальных клиентов не получила широкого распространения в нашей стране в силу известных экономических причин.
Во-вторых, в Казахстане не существовало до недавнего времени (до 1989 г.) практики анализа кредитоспособности клиентов вообще, а не только населения.
В-третьих, казахстанские коммерческие банки сегодня явно недооценивают возможности расширения практики кредитования индивидуальных заемщиков, считая эту сферу своей деятельности более рискованной, менее доходной по сравнению с кредитованием юридических лиц и поэтому не первостепенной важности.
Вместе с тем, по мере роста экономики, приобретая необходимый опыт в данной сфере, банки постепенно расширяют практику кредитования населения. Важным шагом в этом направлении должна стать разработка и повсеместное использование методики анализа кредитоспособности индивидуальных клиентов.
Разумное
решение о возможности
a) накопления большого объема информации;
б) определения, какая информация является важной и имеет отношение к данному кредиту;
в) анализа и правильной интерпретации полученной информации.
Какую же информацию используют банки для анализа кредитоспособности потенциальных индивидуальных клиентов?
Существует большое количество источников информации: проект, финансовая отчетность, кредитные информационные агентства, конкуренты, работники, Банковская история, страховой агент клиента и другие.
Весьма перспективно в этой части сотрудничество в области накопления базы данных по неплатежеспособности или не выполняющим своих обязательств клиентам.
Коммерческие банки сегодня все острее испытывают потребность в такого рода информации. Достаточно в качестве примера привести практику зарубежных банков: если клиент скомпрометировал себя в одном банке, то его уже не обслужит ни один другой банк, т.к. информация о ненадежном заемщике или банкроте тут же станет достоянием всей банковской системы.
Создание аналогичной базы данных в нашей стране способствовало бы значительному снижению рисков невозврата ссуд, сокращению времени на проверку кредитоспособности клиентов, позволило бы более рационально использовать кредитный потенциал банков.
В современной банковской практике оценка кредитоспособности индивидуального заемщика характеризуется способностью получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды.
Знание состояния и изменения внешней среды, в рамках которой функционирует банк-кредитор и его заемщик представляет собой не менее важный фактор минимизации кредитных рисков.
Для выяснения кредитоспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Вопросы подтверждения размеров доходов и расходов возлагаются на клиента, который предъявляет необходимые документы:
- удостоверение личности, справка о составе семьи;