Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:53, курс лекций
Лекция №1. Риск как категория теории рыночной
экономики
План:
1. Введение в категорию риска
2. Из истории определений риска
3. Категориальные подходы к определению понятия “риск”
4. Основные причины необходимости оценки экономических рисков и управления ими
5. Общая классификация рисков
Зато на территории Казахстана ситуация кардинально иная. И если в воздушном пространстве общепризнанные положения о страховании начинают действовать (в действующем Воздушном кодексе требования к страхованию летательных аппаратов прописаны довольно четко, но, к сожалению, они все-таки недостаточны, чтобы говорить о полноценном покрытии всех рисков), то в страховании речных и морских судов дела обстоят несколько сложнее.
Однако проблемы у этих видов страхования общие: видимость наличия страхования далеко не всегда соответствует реальному положению дел.
Особенность казахстанских перевозчиков заключается в том, что у них финансовые проблемы превалируют над вопросами обеспечения безопасности рейсов. И у казахстанских авиапредприятий нет средств на проведение косметического и капитального ремонта, а также на профессиональную подготовку и переподготовку экипажей.
Наиболее опасные внутренние грузоперевозки в Казахстане практически не страхуются
При совершении сделки купли-продажи существует довольно длительный период, когда продаваемый товар уже выпал из поля зрения продавца, но еще не попал в поле зрения покупателя. Происходит это во время транспортировки. А грузы имеют свойство пропадать, разворовываться и портиться.
Согласно статистике, в Республике Казахстан наибольший ущерб приходится на кражи и недостачу груза, в несколько раз меньший - на повреждения в пути. Чтобы защитить себя в финансовом плане, продавцы или покупатели (в зависимости от условий поставки) вынуждены приобретать спокойствие в виде страхового полиса или нанимать службы охраны и сопровождения .
В мировой практике существуют несколько вариантов страхования грузов: с ответственностью за все риски, с ответственностью за какой-то вид аварии, на случай полной гибели всего или части груза. Таким образом, любой уважающий себя иностранный бизнесмен страхует свой товар на наиболее выгодных для него условиях. Однако вследствие неоднозначной оценки казахстанской экономико-политической среды мировым сообществом эта практика не распространяется в полной мере на казахстанский экспортно-импортный бизнес.
Западные
страховщики относятся к
Таким образом, казахстанские страховщики получают изрядные конкурентные преимущества. И достичь успеха на переговорах с иностранными экспортерами о том, чтобы ввозимые в страну грузы если не полностью, то хотя бы частично (начиная с границы) страховались в отечественных компаниях, вполне реально. Для иностранцев это выгодно, так как, во-первых, обеспечивает определенную защиту; во-вторых, казахстанские страховщики лучше разбираются в наших реалиях и при наступлении страховых случаев на территории нашей страны могут более оперативно и грамотно решать все возникающие проблемы.
Иначе обстоят дела с отечественным экспортом: большинство казахстанских грузов, отправляемых за рубеж, страхуется в отечественных страховых компаниях. Именно страхование экспортных операций вносит наибольший вклад в общие сборы страховых премий казахстанских компаний по страхованию грузов. Поскольку основными казахстанскими экспортерами являются крупные представители топливно-энергетического комплекса, то к числу безусловных лидеров в страховании грузов в первую очередь относятся отраслевые и кэптивные страховщики.
Совершенно неясная ситуация складывается на рынке страхования внутренних грузоперевозок. В отличие от международных контрактов купли-продажи, при которых обычаями делового оборота предусматривается страхование грузов вне зависимости от географии перевозки, казахстанские продавцы и покупатели заботятся больше о трейдинговых рисках, чем о транспортных.
Лишь очень небольшое число крупных казахстанских компаний страхует внутренние перевозки. А ведь именно внутри страны происходит наибольшее число происшествий с перевозимыми грузами, а значит, риски факторинговых операций наиболее высоки.
Видимо, еще не пришло время, когда каждый казахстанский контрагент понял бы, что страхование грузов является сравнительно недорогим (взносы по нему составляют десятые доли процента от страховой суммы) средством, реально предоставляющим финансовую защиту.
Несмотря на обострение конкуренции на рынке страхования в целом, в страховании грузов конкуренция практически отсутствует. Все страхуемые грузоперевозки распределены между основными операторами рынка. Дело в том, что характерной чертой страхования грузов является наличие у компаний постоянных клиентов.
Широкую практику получило заключение генеральных договоров страхования, устанавливающих долгосрочные отношения между страховщиком и страхователем по страхованию всех перевозимых грузов, отвечающих определенным характеристикам. Основу портфеля по страхованию грузов практически у всех страховых компаний (как у кэптивных, так и универсальных) составляют перезаключаемые из года в год договоры с одной или несколькими торговыми или производственными компаниями.
Дополнительным
фактором устойчивости и надежности
в страховании грузов в развитых
странах является перестрахование практически
всех рисков за рубежом. По различным оценкам,
в перестрахование идут от 60 до 95 % страховых
взносов, собираемых по этому виду страхования.
Иностранные перестраховщики могут повысить
имидж казахстанских компаний в глазах
потенциальных клиентов и обеспечить
им надежный тыл, позволяя принимать на
страхование весьма значительные риски.
Лекция №8. Управление кредитным риском. Методика анализа кредитного риска
План:
1. Кредитный риск и причины его возникновения
2. Виды кредитных рисков и факторы, влияющие на их уровень
3. Управление кредитным риском
4.1. Проблемы управления кредитным риском
4.
Страхование кредитного
риска
1. Кредитный риск и причины его возникновения
Проблема управления кредитным риском становится сегодня актуальной для всех рыночных субъектов.
С одной стороны,
без кредитной поддержки
С другой стороны, кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. В то же время данные операции опять-таки связаны с кредитными рисками, которым подвергаются банки.
Поэтому особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной явилось низкое качество активов.
Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему, причитающихся кредитору, риск процентных ставок и связанных с ним потерь. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.
Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь включают: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.
Селективные риски (лат. Selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
Избежать кредитных рисков позволяет тщательный анализ факторов внешней и внутренней среды, прогнозирование кредитных рисков и разработка мероприятий по их снижению, тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщиков, их способностью (и готовностью) погасить кредит и многое другое.
Выполнение всех этих условий гарантирует успешное провидение важнейшей банковской операции – предоставление кредитов.
Перед анализом факторов, влияющих на образование и уровень кредитных рисков, и разработкой мероприятий по устранению или минимизации кредитных рисков очень важным является исследование и анализ их структуры.
На
рисунке 8.1 приведена одна из возможных
структур кредитного риска. Оговорка «одна
из возможных» сделана в связи с тем, что
с развитием финансовых рынков, институтов
и самого общества источники кредитного
риска могут изменяться.
2. Виды кредитных рисков и факторы, влияющие на их уровень
Можно выделить следующие виды кредитного риска:
В этом случае банк может сколько угодно афишировать свои «безупречные» принципы кредитования, описывать службы, занимающиеся оценкой кредитных рисков и принимающих решение о предоставлении кредита или отказе в нем, но пока коммерческие банки ( особенно
казахстанские) не решат проблему злоупотребления, их кредитный риск будет оставаться весьма значительным;
Этими факторами могут быть: неспособность должника создать адекватным будущий денежный поток в связи с изменениями в деловом, экономическом и/или политическом окружении, в котором оперирует заемщик; подорванная деловая репутация заемщика; неуверенность в будущей стоимости и качестве кредитного обеспечения и ряд других. Главное средство борьбы с неплатежами такого рода - диверсификация портфеля банковских ссуд, ведущая к рассредоточению риска;
К факторам, повышающим кредитный риск, относятся: