Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

В работе анализируется деятельность Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определяются цели, функции, механизм работы организации, рассматриваются основные соглашения; изучаются этапы процесса присоединения России к ВТО, а также основные правовые и экономические трудности; прогнозируются перспективы развития российской экономики в результате вступления страны в ВТО. Особое внимание уделяется проблемам развития отраслей национальной экономики и анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..........
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле …………………………………………1.1. Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации …………………………………………....……
1.2. ВТО – задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения .............................................
1.3. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО …………………………………..………………………...
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли …………………
2.3. Внешнеторговая либерализация в сфере услуг …………………………
2.4. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края ……………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы .………………...…………………….…………………............
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 535.50 Кб (Скачать)
n="justify">       Несмотря  на огромную роль нефтяной промышленности в экономике страны, в последнее  время усиливаются негативные явления, связанные, прежде всего, с нарушением пропорций между приростом промышленных запасов нефти и объемами её добычи. За 2003-2007 гг. добыча нефти выросла на 157,3 млн. т при среднегодовом приросте более 5,8% (динамика добычи и переработки нефти в России за 2003-2007 гг. представлена в Приложении 3).

       Среднегодовые же темпы прироста переработки нефти  составили всего 3,4%, увеличившись со 179,4 до 219,6 млн. т. Такой разрыв в объемах  добычи и переработки фактически ограничивает возможности использования  нефти внутри страны и все большие её объемы будут направляться на экспорт. И связано это с низким наращиванием объемов разведочного бурения и неиспользованием современных технологий повышения коэффициентов извлечения нефти.

       При установившихся высоких ценах на нефть нефтяные компании, за редким исключением, с целью поддержания высокого уровня добычи нефти и обеспечения всевозрастающих объемов ее экспорта широко используют форсированный отбор нефти из ограниченного количества эксплуатационных скважин. Необходимо изменить сложившийся подход к разработке месторождений – надо обеспечить поддержание оптимального отбора нефти из продуктивных пластов, обеспечивающий максимальный объем её извлечения [5, с. 51].

       Что касается газовой промышленности, то общеизвестно, что по запасам газа Россия занимает первое место в мире. Суммарные разведанные запасы газа составляют 47,8 трлн. куб. м, из них «Газпрому» принадлежит 29,8 трлн. куб. м. Остальное находится в ведении нефтяных компаний, независимых производителей и нераспределенном фонде.

       Несмотря  на огромные запасы газа, в последние  годы наметились серьёзные проблемы с наращиванием его добычи. Прежде всего, это относится к «Газпрому»: за 2004 г. прирост добычи составил 4,8%, а за 2007 – всего 0,1%. Как и в добычи нефти, такое резкое снижение темпов связано с отставанием прироста запасов от объемов добычи. Но основной причиной является то, что до последнего времени почти 80% добычи газа обеспечивали 4 гигантских месторождения в Западной Сибири – Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и Вынгапурское. А они ныне находятся в стадии падающей добычи – ежегодное её сокращение составляет более 20 млрд. куб. м.

       В планах «Газпрома» - ввод в разработку газовых месторождений Ямала, Баренцева  моря, а также освоение газовых  ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако потребуются годы и огромные капиталовложения на обустройство и ввод в разработку этих месторождений, расположенных в труднодоступных регионах.

       Перед отраслями ТЭК России стоит стратегическая задача – воспользоваться в предстоящее десятилетие установившимися ценами на нефть и газ и притоком дополнительной валюты. Поэтому основные капиталовложения необходимо направлять на ускоренное развитие перерабатывающих отраслей ТЭК (нефте-газопереработка и нефтехимия), а также нефтехимической промышленности. Только развитие перерабатывающих отраслей будет способствовать повышению эффективности развития экономики РФ в целом и соответственно наращиванию экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью [5, с. 54].

       Естественно, что отечественная нефтегазовая промышленность, т.е. сырьевой рынок, в силу сложившихся условий после вступления России в ВТО будет её главным козырем, которым страна сможет манипулировать в подписании различных договоренностей со странами-участницами ВТО. Поэтому правительство России должно учитывать этот факт и определять все плюсы и минусы для этих отраслей после вступления.

       Российские  компании-экспортёры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортёрами. По имеющимся данным, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определённого срока часть пошлин будет снижена, часть - ликвидирована. Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. В результате чего планируется, что уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ будут удвоены. Удорожание энергоресурсов послужит компенсацией отрасли от возможных убытков [25, с. 142].

       Еще одной отраслью, требующей детального рассмотрения в связи с присоединением России к ВТО, является металлургия [25, с. 141]. Она традиционно относится к так называемым проблемным секторам, вокруг которых зачастую разгораются торговые споры. Такого рода внимание со стороны государства к данной отрасли обусловлено отчасти соображениями национальной безопасности, поскольку в России производство стали традиционно считается стратегическим для оборонного комплекса.

       Несмотря  на проводимую реконструкцию производства, основной проблемой отрасли остается износ основных фондов. В силу макроэкономических сложностей в финансовой сфере замена основных фондов производится очень медленно.

       Рыночная  конкуренция в российской металлургии  все больше подрывается тенденцией слияний предприятий отрасли, которые  ограничивают конкуренцию на региональном уровне. На этом фоне наблюдается рост конкуренции со стороны продукции черной металлургии из ближнего зарубежья, прежде всего с Украины, которая активно использует более чем двукратное преимущество по сравнению с российскими предприятиями в стоимости рабочей силы.

       Значительным  препятствием для повышения конкурентоспособности  российских производителей является отсутствие современной системы реализации продукции, а также зависимость  российской черной металлургии от естественных монополистов в области газоснабжения, энергетики и транспорта, имеющих ключевое значение для развития отрасли.

       Следует также отметить ключевую роль государственного регулирования в перспективах отрасли. Внешнеторговая стратегия России в  области черной металлургии определяется, с одной стороны, стимулированием экспорта, а с другой - защитой внутреннего рынка от активного демпинга стальной продукции из ближнего зарубежья. Именно такое сочетание защитных и наступательных средств внешнеэкономической политики является оптимальным с точки зрения обеспечения защиты российских металлургов от дискриминации и недобросовестной конкуренции.

       Определенную  роль в стимулировании отечественного производства должны сыграть государственные субсидии, которые необходимо рационализировать с целью приведения режима субсидирования в соответствие с требованиями ВТО. Стоит отметить, что прогресс в области реструктуризации производства и повышении конкурентоспособности российской продукции все равно будет упираться в препятствия, пока Россия лишена статуса страны с рыночной экономикой и не является членом ВТО. Получение равноправия российскими производителями на мировой арене за счет доступа к Органу урегулирования споров может стать залогом последовательного преобразования российской черной металлургии в составную часть авангарда мировой экономики.

       Предприятия химической отрасли страдают от износа основных средств на 60-80% и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции гораздо ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли поддерживалась главным образом за счёт дешевизны сырья и его близости к перерабатывающим мощностям. Снижение импортных тарифов в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. В случае если деградация производственных мощностей будет преодолена, то российские предприятия смогут упрочить свои позиции на жёстко защищенном международном рынке минеральных удобрений.

       Другой  отраслью, занимающей видное место в потенциале развития национальной экономики, является автомобильная промышленность, на долю которой приходится почти 60% объема гражданского машиностроения [25, с. 140]. Проблема конкурентоспособности российского автомобилестроения связана с замкнутостью, существовавшей в советский период - низкий уровень проникновения иностранной продукции на внутренний рынок привел к застою в отрасли. Прежде всего, это касалось производительности труда и технической оснащенности, которая отставала от западной на 10 лет. Но, несмотря на некоторое улучшение ситуации в отечественном автопроме в последние несколько лет, уровень конкурентоспособности российских предприятий остается достаточно низким. В настоящее время старение основных фондов, потеря рынков сбыта за рубежом привели к тому, что отставание российской автоиндустрии от западной достигло, по некоторым оценкам, 12 лет.

       В области факторов производства российский автопром также имеет ряд серьезных  проблем. Во-первых, низкое качество комплектующих деталей, которое в свою очередь подрывает стимулы со стороны иностранных производителей для организации производства автомобилей в России. Вместе с тем иностранные поставщики деталей отказываются от создания производства в России из-за недостатка сборочных заводов. Во-вторых, износ оборудования в отрасли, который ставит российских производителей в условиях интенсификации конкуренции перед выбором: или обновлять основные фонды, или вкладывать прибыль в подготовку новых моделей.

       Также качество продукции российского автопрома не соответствует цене, по которой она реализуется на внутреннем рынке. Российские покупатели предпочитают покупать пускай и подержанные автомобили иностранного производства, нежели новые автомобили российского автопрома. Спрос поддерживается только за счёт низкого платёжного спроса той части населения, которая не в состоянии покупать новые иностранные автомобили.

       Несмотря  на достаточно высокий уровень импортных  пошлин, следует отметить, что рынок  автомобилей в России становится все более конкурентным, вынуждая отечественных производителей адекватно реагировать на рыночные сигналы. Последнее, в свою очередь, приносит прямые выгоды российским потребителям. Наряду с увеличением ассортимента, благодаря появлению зарубежной продукции, усиление конкуренции приводит к снижению цен российскими производителями.

       В свете как российских, так и  глобальных тенденций, а также зарубежного  опыта приоритетными направлениями  реструктуризации российского автопрома  до вступления России в ВТО должны стать:

  • развитие качественного производства автомобильных компонентов, которое могло бы со временем интегрироваться в глобальную сеть производства и поставки комплектующих деталей;
  • совершенствование транспортной инфраструктуры. Однако, несмотря на рост инвестиций в данной сфере, проблемы с дорогами в России еще долго будут оставаться препятствием для более динамичного развития экономики в целом и отечественного автопрома в частности;
  • совершенствование торговой сети отечественного автопрома с более широким применением лизинговых и кредитных схем. Если в России доля продаж автомобилей с использованием кредитования составляет около 10%, то на Западе данный показатель равен 90%;
  • с точки зрения государственного регулирования отрасли успешная реализация стратегии «преследования» должна основываться на определенном уровне защиты отечественных производителей.

       В контексте присоединения России к ВТО развитие российского автомобилестроения будет основываться на участии в  сети транснациональных корпораций (ТНК), что должно отчасти обеспечиваться минимально необходимыми для этого импортными тарифами. В то же время общее направление развития данной отрасли должно ориентироваться на либерализацию, учитывая разрыв в уровне развития российского и зарубежного машиностроения.

       Далее, сектор фармацевтики в мировом хозяйстве занимает особое место. Данная отрасль становится все более наукоемкой, а, следовательно, перспективной для занятия той или иной страной выгодной конкурентной ниши в мировом хозяйстве. Развитие данной отрасли гарантирует ей высокие темпы роста, рост капиталовложений, прежде всего в область НИОКР, а также тесную кооперацию с другими звеньями мирового отраслевого хозяйства.

       Российская  фармацевтика является одним из наиболее динамичных секторов российской экономики. С точки зрения факторов конкурентоспособности основными проблемами российских производителей лекарств являются изношенность основных фондов и необходимость внедрение обязательного стандарта GMP. Основные фонды предприятий изношены в среднем на 45%, в то время как средний срок их службы составляет 15-20 лет (на практике же этот срок гораздо выше). Кроме того, рост зависимости российских производителей от импорта субстанций при выпуске готовых лекарственных средств является еще одним негативным фактором для конкурентоспособности данной отрасли. Данные проблемы могут привести к тому, что многие производства в ближайшее время могут быть закрыты [25, с. 139].

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО