Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

В работе анализируется деятельность Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определяются цели, функции, механизм работы организации, рассматриваются основные соглашения; изучаются этапы процесса присоединения России к ВТО, а также основные правовые и экономические трудности; прогнозируются перспективы развития российской экономики в результате вступления страны в ВТО. Особое внимание уделяется проблемам развития отраслей национальной экономики и анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..........
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле …………………………………………1.1. Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации …………………………………………....……
1.2. ВТО – задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения .............................................
1.3. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО …………………………………..………………………...
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли …………………
2.3. Внешнеторговая либерализация в сфере услуг …………………………
2.4. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края ……………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы .………………...…………………….…………………............
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

       В настоящее время рынок страхования  законодательно закрыт для зарубежных страховых компаний: доля в уставном капитале не может превышать 49%, они  также не могут осуществлять добровольное страхование жизни и обязательное страхование.

       Неудивительно, что зарубежные страховые компании проявляют значительный интерес  к российскому страховому рынку [25, с. 145]. В этих условиях присоединение России к ВТО и сопутствующая либерализация страхового рынка предполагают, с одной стороны, больший доступ иностранных компаний к российскому рынку, а, следовательно, и к высоким прибылям от развития страхового дела. С потерей части прибыли от страховых операций российские операторы услуг также частично потеряют контроль над денежными средствами населения. С другой стороны, без участия иностранных компаний наиболее полная реализация потенциала российского рынка может значительно затянуться. Как и в большинстве других отраслей, либерализация страхового сектора предполагает сочетание выгод и издержек.

       С точки зрения факторов производства и межотраслевых связей следует отметить недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень межотраслевого взаимодействия страхового сектора не только с потребительским, но и с производственным сектором экономики. Инвестиционная привлекательность страхования для экономических субъектов российского рынка остается низкой, что ограничивает российских страховщиков в объеме ресурсов и оставляет потенциал российского страхового рынка не использованным в полной мере. Во многом это связано с недостатками государственного регулирования, прежде всего с несовершенством законодательства в области страхования.

       Внешнеторговая  либерализация в секторе страхования  будет способствовать, прежде всего, развитию таких факторов конкурентоспособности, как уровень и качество спроса, а также совершенствование факторов производства. Основные дивиденды от присоединения России к ВТО в области страхования следует ожидать в краткосрочной / среднесрочной перспективе в первую очередь за счет растущего удовлетворения спроса населения в страховых услугах, а также динамичного распространения потребительского спроса на новые виды страховых услуг. Это в свою очередь определяет необходимость участия российских операторов страховых услуг в альянсах с иностранными страховщиками.

       В свете присоединения России к  ВТО либерализация российского  страхового рынка может потребовать  внесения определенных изменений в  Закон «Об организации страхового дела РФ» и снятия ограничений  на страхование жизни в России иностранными компаниями.

       Большая часть рисков (особенно в рамках крупных капиталоемких проектов) уже давно перестраховывается за рубежом, и приход иностранных страховщиков фактически ничего не изменит в уже сложившейся практике. Это же относится и к проблеме размещения страховых резервов в иностранные активы. Более того, приход иностранных страховщиков может привести к повышению качества и расширению спектра предлагаемых услуг.

       Для того чтобы процесс присоединения  к ВТО не лишал отечественных  страховщиков возможности для полноправного развития на отечественном рынке и за рубежом, необходимо провести либерализацию страхового дела таким образом, чтобы существовали четкие критерии оценки деятельности страховых организаций, административные и законодательные меры, которые могли бы достаточно гибко реагировать на эволюцию страхового рынка. В этой связи при реализации масштабной либерализации страхования в России в процессе присоединения к ВТО было бы целесообразно зафиксировать те сферы, на которые либерализация не будет распространяться. Такого рода ограничения позволили бы России определить и реализовывать национальные приоритеты развития отрасли, включая режим функционирования иностранных фирм.

       Следует также отметить, что последствия мирового финансового кризиса существенно отразились на отечественных банковском и страховом секторах. И в настоящее время экономическая политика Правительства России направлена на поддержание стабильности в области финансовых услуг.

       Телекоммуникационный  сектор экономики является одним  из проводников процесса глобализации на микроуровне, в связи с чем, либерализация данного сектора в рамках ВТО, осуществляющей глобализацию на макроуровне, приобретает особую важность. Сектор информационных технологий стал одним из двигателей новой концепции прогресса, который, по представлению многих экономистов, знаменовал приход так называемой новой экономики, основанной на интенсивном росте производительности труда. Вступление России в ВТО будет способствовать развитию телекоммуникационной отрасли, однако для демонополизации этого рынка потребуется переходный период, в течение которого монополист междугородной и международной связи «Ростелеком» сохранит монополию на услуги дальней связи по завышенным тарифам. Местные компании получат доступ на рынок только после урегулирования местных тарифов.

       С точки зрения процесса присоединения  к ВТО благоприятный для России сценарий либерализации телекоммуникационной отрасли предполагает взаимоусиление факторов глобализации на макро- и микроуровне - рост и диверсификация телекоммуникационных услуг со стороны иностранных компаний способствуют росту производительности труда, росту экономики и доходов населения. Это в свою очередь повышает спрос на телекоммуникационные услуги, создавая, таким образом, позитивную зависимость между ростом отрасли и экономическим развитием.

       Если  рассматривать капитальные затраты, то российские операторы связи заметно уступают телекоммуникационным гигантам Запада, что усугубляется необходимостью масштабной реструктуризации и технологического обновления оборудования в отрасли. Все это в свою очередь усиливает необходимость построения альянсов с мощными зарубежными компаниями и выходом на внешние рынки заимствования. Данные меры, будучи неотъемлемыми атрибутами глобализации, в значительной степени говорят в пользу присоединения России к ВТО, которое способствовало бы повышению инвестиционной привлекательности России для зарубежных инвесторов.

       Что касается обязательств, которые ожидают Россию в случае присоединения к соглашению ВТО по телекоммуникационным услугам, следует признать, что в условиях подавляющего превосходства зарубежных операторов в технологической оснащенности, финансовой мощи и глобальной разветвленности российским операторам понадобится определенный срок для подготовки к либерализации рынка телекоммуникационных услуг.

       Среди основных положительных факторов присоединения  к Соглашению по телекоммуникациям  следует выделить более раннюю интеграцию в глобальные альянсы, в рамках которых  российская телекоммуникационная отрасль  могла бы динамично развиваться; ускоренное реформирование тарифной системы российских операторов при общем снижении цен на услуги связи; демонополизацию российского телекоммуникационного рынка.

       Вместе  с тем существенными будут  и отрицательные последствия  присоединения к Соглашению - потери понесут, прежде всего, национальные операторы, а также группы пользователей телекоммуникационных услуг, которые субсидируются российскими телекоммуникационными компаниями. Последнее касается, прежде всего, домохозяйств, которые пострадают от некоторого повышения цен на услуги за счет ликвидации перекрестного субсидирования.

       Общий итог соотношения потерь и приобретений для России от присоединения к  Соглашению разнится во времени - если в краткосрочной перспективе  будут преобладать отрицательные  факторы роста издержек национальных производителей и потерь населения от первоначального роста тарифов, то в дальнейшем большую значимость приобретут положительные факторы.

       В целом же в России открытие рынка телекоммуникационных услуг в процессе присоединения России к ВТО должно привести к снижению монополизации внутреннего рынка, рационализации тарифов и соответственно к выгодам для потребителей. Наконец, с ростом оборота в данной отрасли следует ожидать притока занятых и роста капитальных затрат операторов. Так, процесс присоединения России к ВТО должен способствовать не только абсолютному росту отрасли, но и опережающему ее развитию по сравнению с прочими секторами российской экономики за счет притока ресурсов в данную сферу услуг.

       Хотелось  бы ещё раз напомнить, что подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Как уже отмечалось, можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

       К настоящему времени различные виды услуг либерализированы в мировой торговле в разной степени, и различные группы стран также по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран-членов ВТО изъятия из национального режима или даже режима наибольшего благоприятствования (РНБ) сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либерализации рынка услуг развитые государства и ТНК, обладающие в данной области наибольшими возможностями.

       К числу наиболее открытых отраслей в  международной торговле услугами относится туризм. Уже в конце 90-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита. Однако именно либерализация рынка финансовых услуг остается одной из наиболее сложных проблем либерализации международной торговли услугами.

       С учетом отмеченных обстоятельств заслуживает  положительной оценки принятие в 2003 г. и последующая реализация Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ, адаптированного к требованиям соглашений, действующих в рамках ВТО. Важно, что в данном законе предусмотрены все основные способы осуществления внешней торговли услугами, зафиксированные в ГАТС.

       В нем вполне обоснованно было предусмотрено и положение о национальном режиме в отношении внешней торговли услугами, т.е. положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.

       Кроме того, в данном законе было зафиксировано  важное положение о том, что в  соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, в России могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международных обязательств РФ; для обеспечения обороны страны и безопасности государства; для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг. Также могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если они направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и (или) способов оказания услуг; являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям данного Федерального закона нормативных правовых актов РФ. Таким образом, в законе предусмотрены важные защитные меры в области международной торговли услугами.

       При принятии данного закона отечественные  законодатели стремились в максимальной степени учесть положения ГАТС, что  имеет огромное значение в связи с потенциальным вступлением РФ в ВТО. Однако к числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг). Эти соглашения также должны быть учтены отечественными законодателями, а также членами российской делегации, ведущей переговоры о вступлении в ВТО.

       Рассматривая  перспективы российского экспорта услуг в условиях реально существующего  «нового протекционизма», следует подчеркнуть, что для России осуществимой может стать такая схема диверсификации экспорта отечественных услуг, которая основывается, с одной стороны, на экспорте традиционных для страны видов услуг (транспортные и туристические), а с другой стороны - на более динамичном экспорте высокотехнологичных деловых услуг, а также информационных и образовательных. В основе этого процесса должна стать структурная перестройка экономики страны на базе инновационной модели экономического роста. И свою более активную роль при этом должно сыграть государство.  

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО