Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

В работе анализируется деятельность Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определяются цели, функции, механизм работы организации, рассматриваются основные соглашения; изучаются этапы процесса присоединения России к ВТО, а также основные правовые и экономические трудности; прогнозируются перспективы развития российской экономики в результате вступления страны в ВТО. Особое внимание уделяется проблемам развития отраслей национальной экономики и анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..........
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле …………………………………………1.1. Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации …………………………………………....……
1.2. ВТО – задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения .............................................
1.3. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО …………………………………..………………………...
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли …………………
2.3. Внешнеторговая либерализация в сфере услуг …………………………
2.4. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края ……………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы .………………...…………………….…………………............
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

       Необходимым условием членства в ВТО является также приведение делового законодательства России в соответствие с положениями документов этой организации, что записано в статье XVI соглашения об ее учреждении. Эта сложная работа, в результатах которой, кстати, заинтересованы российские предприниматели независимо от участия страны в ВТО, успешно ведется нарастающими темпами уже не первый год. Правительство и парламент уделяют ей должное внимание, но большой объем (речь идет, по некоторым оценкам, о 100 законах и примерно тысяче ведомственных инструкций) не позволяет быстро справиться с поставленной задачей [27, c. 9].

       К настоящему времени в Государственную  Думу внесены и находятся на разных стадиях рассмотрения практически  все законопроекты, необходимые  для выполнения Россией обязательств по присоединению к ВТО. Наиболее важными среди них являются федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и Таможенный кодекс [20, с. 5].

       Стоит отметить, что по заявлению главы  российской делегации по присоединению  к ВТО программа по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями торговой организации  российской стороной выполнена уже  практически на 99% [48].

       Присоединение состоится, когда все проблемы будут  урегулированы без нанесения  ущерба интересам России. Желательно, однако, чтобы это произошло до окончания ведущихся в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров. В ином случае, России придется корректировать ранее согласованные условия и, кроме того, договариваться по новым вопросам, которые будут достигнуты в итоге этих переговоров.

       Членство  России в ВТО не является самоцелью  и не может быть достигнуто любой  ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в ВТО, и оно возможно лишь при том, что:

  • условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
  • позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО;
  • Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.

       Правительство РФ предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении  России к ВТО. В тоже время это  не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

       В долгосрочной перспективе присоединение  России к ВТО должно оказать положительное  воздействие на ход экономических  реформ, будет способствовать структурной  перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда [4, с. 16].

       Подробностей  о содержании достигнутых двусторонних договорённостей по всем направлениям переговоров в России публикуется немного. Материалы, которые публикуются, носят общий характер и не годятся для содержательного анализа. Однако важно отметить следующие результаты:

  1. Обязательства по товарам. Предполагается снижение импортных тарифов на промышленную продукцию в течение переходного периода (5-7 лет) с момента вступления в ВТО. Средний импортный тариф должен уменьшиться с 10,5% до 7,5-8,0%.
  2. Обязательства по сельскому хозяйству. Уровень таможенной защиты не уменьшится ни по одному из сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить на переходный период ставки таможенных пошлин. На период до 2009 г. включительно Россия может использовать тарифные квоты на говядину, свинину, мясо птицы в нынешних объёмах плюс 2,0-2,5% годового роста и при достаточном уровне тарифной защиты. Самым драматичным на переговорах по сельскохозяйственной проблематике остаётся вопрос о внутренней государственной поддержке аграрного сектора и уровне экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. На протяжении всего периода переговоров Россия была вынуждена периодически снижать заявленный уровень.
  3. Обязательства по услугам определяют условия доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок. Цельного представления о результатах переговоров по этому направлению нет. Основные противоречия на переговорах касаются энергоресурсов, финансов, транспорта.

       Как ранее уже было отмечено, результатом многосторонних переговоров (переговоров по системным вопросам) должен стать Доклад Рабочей группы, содержащий описание торгового режима и законодательства, а также обязательства, которые страна будет выполнять после присоединения.

       Важно также заметить, что на конференции в Гонконге вокруг переговоров по поводу вступления России в ВТО выявились проблемы, которые могут осложнить этот процесс и затянуть его сроки. В ВТО существуют правила, опираясь на которые, ряд стран (Молдавия, Грузия и ЕС, протоколы с которыми уже были подписаны) предъявили к России претензии. Грузия обвиняет Россию в том, что она открыла два незаконных таможенных пункта на границе с Абхазией и Южной Осетией, через которые ввозятся безакцизные сигареты и идёт контрабанда. Пока на эти пункты не будут допущены грузинские таможенники, Грузия останется не согласной на вступление России в ВТО. Россия признала, что проблема отчасти существует и её надо решать путём переговоров МИДа России с грузинскими коллегами.

       При подписании протокола же с ЕС в мае 2004 г. Россия взяла на себя обязательство постепенно к 2013 г. отметить высокую плату - 330 млн. евро в год - за пролёт европейских лайнеров над Сибирью. Поскольку график изменения цены не был своевременно представлен, европейцы подняли этот вопрос на конференции, объявив Россию ненадёжным партнёром. Тем не менее, они не намерены блокировать российское вступление в ВТО.

       Однако  по последним данным «Российской газеты» от 11.06.2008 Россия имеет все шансы вступить в ВТО в 2009 году [47].

       Таким образом, анализ предлагаемых России условий присоединения к ВТО позволяют утверждать, что реальные преимущества вступления страны в эту организацию сводятся к следующему:

  1. Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
  2. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции.
  3. Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.

       Перечень  же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях представляется таким:

  1. Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
  2. Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой, означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургия, химической и текстильной индустрии.

       Итак, на сегодняшний день необходимо провести тщательный анализ соответствия мер поддержки развития отечественных отраслей экономики нормам и правилам ВТО, заблаговременно подготовиться к обсуждению и отстаиванию этих мер на переговорах, наладить мониторинг достигнутых договоренностей в отношении доступа на рынки товаров и услуг с целью гибких корректировок переговорной линии, динамичного согласования спорных моментов с представителями бизнеса, уточнения прогнозов последствий присоединения для отраслей и секторов экономики Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 

       2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО 

       Итак, как было уже отмечено ранее, последствия присоединения России к ВТО коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер, они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов, могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищённости внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцировано по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.

       Роль  промышленного сектора в последние  годы значительно усилилась - валовая добавленная стоимость промышленных отраслей в ВВП заметно возросла. В то же время послекризисное развитие российской экономики впервые после начала экономических реформ сопровождалось ростом доли обрабатывающей промышленности. Несмотря на позитивные тенденции последних нескольких лет, основные проблемы российской промышленности с точки зрения ее конкурентоспособности остаются прежними. Для отраслей обрабатывающей промышленности среди факторов конкурентоспособности следует выделить фактор низкого качества спроса и условий факторов производства, в то время как для отраслей добывающей промышленности все более острой проблемой является оскудение ресурсной базы.

       В самом деле, ресурсная база России динамично сокращается за счет экстенсивной эксплуатации земных недр, приостановления  геологоразведочных работ и сокращения расходов предприятий и бюджетов различных уровней на восстановление минерально-ресурсной базы российской экономики. На этом фоне основным ключом к повышению конкурентоспособности как добывающей, так и обрабатывающей промышленности является интенсификация инновационной активности российских предприятий. Но, к сожалению, следует признать, что ее общий уровень в российской экономике остается крайне низким.

       Для повышения конкурентоспособности  российских отраслей необходима, прежде всего, долгосрочная стратегия их развития. При этом в наибольшей степени структурная перестройка должна коснуться тех отраслей, которые могут столкнуться с интенсификацией иностранной конкуренции после присоединения России к ВТО.

       Стратегия развития отраслей, чувствительных к  проникновению импортных товаров  на отечественный рынок, как и в случае с экспортно-ориентированными отраслями, определяется соответствующей градацией отраслей по уровню стратегической важности и конкурентоспособности.

       Особое  внимание надо уделить российской нефтегазовой промышленности. Как известно, нефтяная промышленность – основной сектор топливно-энергетического комплекса РФ. От его успешного функционирования зависят эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки, обеспечение валютных и налоговых поступлений в государственный бюджет. Не менее важна эта отрасль и для энергетической безопасности страны и её политических интересов в мире.

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО