Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, дипломная работа
В работе анализируется деятельность Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определяются цели, функции, механизм работы организации, рассматриваются основные соглашения; изучаются этапы процесса присоединения России к ВТО, а также основные правовые и экономические трудности; прогнозируются перспективы развития российской экономики в результате вступления страны в ВТО. Особое внимание уделяется проблемам развития отраслей национальной экономики и анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.
Введение ………………………………………………………………………..........
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле …………………………………………1.1. Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации …………………………………………....……
1.2. ВТО – задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения .............................................
1.3. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО …………………………………..………………………...
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли …………………
2.3. Внешнеторговая либерализация в сфере услуг …………………………
2.4. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края ……………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы .………………...…………………….…………………............
Приложения
В-третьих,
проанализировать особенности
При написании работы были применены такие методы как сбор статистической и фактической информации, анализ документов, метод экономического и статистического анализа, теоретического обобщения, метод системного анализа.
Структура квалификационной работы представлена следующим образом: введение, две главы, заключение и приложения. В первой главе рассматривается становление, развитие и функционирование Всемирной торговой организации: её цели, организационная структура и механизм работы. Вторая глава посвящена проблематике отраслевых последствий присоединения России к ВТО, а также анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.
Информационной базой исследования при написании работы послужили труды зарубежных и российских авторов. В публикациях отраслевой периодической печати, в статистических сборниках содержится ценный материал для научного изучения.
Главная тема, которую обсуждают Кузнецова И.П. и Дюмулен И.И. в своих исследованиях («ВТО: история, основы функционирования, проблемы») – это история возникновения и развитие Всемирной торговой организации. Рассматривая основы функционирования ВТО, авторы выделили задачи, структуру и этапы процедуры присоединения, тем самым, определив особенности ВТО как международной организации.
Ливенцев Н.Н. и Лисоволик Я.Д. в совместной работе «Актуальные проблемы присоединения России к ВТО» рассматривают основные отраслевые, региональные, макроэкономические и геополитические аспекты присоединения к ВТО, выделяя качественные составляющие данного процесса. В рамках анализа последствий вступления России в ВТО исследуют зарубежный опыт внешнеэкономической либерализации, а также основные тенденции развития мировой экономики, уделяя при этом особое внимание китайскому опыту присоединения к ВТО.
Подробную «Оценку социально-экономических последствий присоединения России к ВТО» предложили Гринберг Р.С. и Татаркин А.И., которые исследовали объективную необходимость и условия вступления России в ВТО, проанализировали инвестиционные возможности российской экономики как участника ВТО, а также выделили преимущества и последствия такого шага для России.
Необходимо также отметить авторские статьи таких экономистов, как Андрианова В. («Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО»), Данильцева А. и Кузяева К. В работах они высказывают свои мнения относительно актуальных проблем и перспектив присоединения России к ВТО, исследуя специфику присоединения и выделяя сценарии возможных последствий. Полуэктов Л.Б. рассматривал ВТО как инструмент экономической политики стран-членов, Булашов С.Н., Фатхутдинов Р., Чиркин А. свои исследования посвятили правовому и экономическому анализу последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. Многие из них проводили в течение ряда лет анализ процесса данного вступления, и ими опубликован ряд монографий.
Академик РАН Иванов И.Д. в своих исследованиях проводит сопоставительный анализ имеющихся экспертных проработок по данной проблематике с выходом на их аргументированную равнодействующую, а также высказывает личное мнение, касаемо последствий данного кардинального шага России на пути формирования в ней рыночной экономики открытого типа.
Изучением же «Пространственного распределения эффектов от присоединения России к ВТО» занимались Деваева Е.И. и Горюнов А.П., которые акцентировали внимание на перспективах развития внешней торговли дальневосточных субъектов Российской Федерации в связи со вступлением страны в ВТО, выделяя пространственное распределение потенциальных внешнеторговых эффектов, связанных с либерализацией таможенно-тарифного регулирования.
Таким образом, осуществленный в рамках данной работы анализ совмещает в себе экономические, правовые, а также политические факторы, что в свою очередь отражает многогранность и сложность вопроса о присоединении России к ВТО, в том числе и на региональном уровне.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И
ЕЁ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1.
Возникновение и развитие ВТО.
Особенности ВТО как международной организации
Процесс глобализации, порождённый новыми формами экономической деятельности и технологии, значительно расширил рамки мирового экономического порядка. Многие элементы глобализации возникли в мировой экономике уже после второй мировой войны, когда международное сообщество предприняло первую попытку создать сплоченную и взаимосвязанную экономическую систему. Непосредственной целью было признано устранение экономических ограничений и протекционизма, характерных для структуры мировой экономики того времени. Было признано, что процветание экономики является важнейшей предпосылкой мира и безопасности на Западе и что новый экономический порядок должен стать фундаментом, обеспечивающим эффективное функционирование всей новой мировой политической системы.
Составной частью этой политики было успешное завершение западными союзниками летом 1944 года переговоров о режиме платежей в Бреттон-Вудсе и учреждение МВФ и МБРР, а в 1945 г. - ООН. Поскольку соглашения по валютным и финансовым вопросам были признаны неотъемлемым элементом более широких договорённостей о международной торговле, Экономический и Социальный совет ООН на своей первой конференции в феврале 1946 г. предложил создать третью организацию, которая курировала бы вопросы международного экономического сотрудничества. Правительства 19 стран учредили комитет, которому было поручено подготовить конференцию по вопросам создания такой организации.
Идея создания международной торговой организации как специализированного агентства ООН была выдвинута в сентябре 1946 г. США. Были предложены правила, касающиеся торговых барьеров, ограничительной деловой практики, межправительственных соглашений по отдельным товарам и международных аспектов внутренней политики занятости. Предлагалось также провести отдельные переговоры о снижение тарифных барьеров. Предложение о создании Международной Торговой Организации (МТО) было рассмотрено более чем 50 странами, которые преступили к переговорам о Хартии МТО. Однако даже раньше, чем текст Хартии был полностью согласован 23 из 50 участников переговоров, в том числе 11 развивающихся стран приняли решение начать переговоры о снижении и сужении круга таможенных тарифов, сведя к минимуму протекционистские меры, унаследованные с начала 30-х годов.
Всего с 1947 по 1994 год состоялось 8 раундов переговоров: 1947 г. - Женева, 1949 г. - Аннесси (Франция), 1950 г. - Торки (Англия), 1956 г. - Женева, 1960-1961 гг. - Женева (Дилон раунд), 1962-1967 - Женева (Кеннеди раунд), 1973-1979 гг. - Женева (Токио раунд), 1984-1986 гг. - Марракеш (Уругвайский раунд).
На первом раунде переговоров, состоявшемся в 1947 г., было согласовано снижение примерно 45 тысяч тарифов, распространившихся на международную торговлю объёмом 10 млрд. долларов. 23 страны также согласились временно принять некоторые из правил внешней торговли, содержащихся в проекте хартии МТО, узаконив тем самым согласованное снижение 50 тысяч тарифов. Пакет этих договорённостей стал известен как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Стоит отметить, что, несмотря на свой временный характер, ГАТТ почти на протяжении 50 лет оставался единственным многосторонним инструментом, регламентирующим международную торговлю.
В последующем наиболее значительным переговорным раундом стал «Дилон раунд», в ходе которого таможенные пошлины были в основном снижены США и ЕЭС. К этому же периоду относится и зарождение проблемы тарифных барьеров, основой которой в 1961 г. стала временное соглашение по добровольному ограничению поставок текстиля, что по существу придало торговле этой продукцией квотируемый характер. «Добровольные ограничения», на которые вынуждены были идти экспортёры, стали одной из общепринятых мер в обход нормам ГАТТ. В ходе переговоров в рамках «Кеннеди раунда» проблема нетарифных ограничений осталась неразрешённой, хотя значительный прогресс был сделан в области сокращения тарифов (в среднем на 35%) [19, с. 11].
По мере увеличения роли нетарифных ограничений торговли стало очевидным, что существующая многосторонняя процедура регулирования мировой торговли нуждается в значительных изменениях. В ходе переговоров в рамках же «Токио раунда» сфера действия ГАТТ вышла за рамки чисто тарифных переговоров, при этом были заключены соглашения о процедурах импортного лицензирования, по техническим барьерам в торговле, а также о порядке размещения государственных заказов. Уругвайский раунд продолжил расширение сферы компетенции организации, распространив ее на сельское хозяйство, торговлю текстилем, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.
Либерализация экономики, как основа благополучия, занятости и развития, оставалась целью правительств, вовлеченных в формирование нового мирового экономического порядка, в течение всех 40 лет, предшествовавших созданию ВТО.
Подобно Бреттон-Вудским институтам, ГАТТ стремился добиться построения экономики свободного рынка путем либерализации торговли. В основу функционирования организации были положены принципы наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима. Каждый из указанных принципов содержит определённый экономический смысл, отвечающий критериям эффективности международной торговли. Согласно принципу РНБ, «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон» [48]. Данный принцип обеспечивает автоматическое распространение преференций во внешней торговле на другие страны-участницы договора в целях предотвращения дискриминации. Но что также важно, режим наибольшего благоприятствования переводит внешнеторговое регулирование от двустороннего к многостороннему торговому взаимодействию, ведущему к прямой экономии на информационных, административных и торговых издержках.
Принцип национального режима призван обеспечить недискриминацию иностранных производителей в рамках государственного регулирования национальной экономики. При этом предусматривается, что «товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным, в отношении внутренних налогов и сборов, а также национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внешнюю торговлю» [48].
В
отличие от МВФ и МБРР, ГАТТ строил
свою деятельность на обеспечении согласия
между правительствами
Однако
международные экономические
В связи с этим во второй половине 80-х годов стало ясно, что ГАТТ как межгосударственная структура и комплекс правил, регулирующих взаимоотношения правительств в сфере международной торговли, потребовало существенной модернизации и перехода международной организации к полноправной международной торговой организации и к созданию своеобразного «кодекса правил движения» на мировом рынке товаров и услуг, кодекса общего и обязательного для всех стран.
Так в условиях глобализации мирового хозяйства в середине 90-х годов возникло новое учреждение: Всемирная торговая организация. Решение о ее создании было принято на основе хрупкого компромисса, достигнутого в последние недели Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. В предшествовавших документах - Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 г.), открывшей раунд, в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 г.), в первом предварительном проекте Заключительного акта раунда, представленного в Брюсселе на Конференции министров (декабрь 1990 г.), - не предусматривалось, что раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное новое международное учреждение - ВТО.
Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного механизма в рамках ГАТТ велись с конца 1988 г. Европейский союз 9 июля 1990 г. официально представил группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложения о создании Международной торговой организации. Примерно в то же время Швейцария предложила преобразовать межправительственные органы ГАТТ в международную организацию и рассматривать ее как недостающее звено Бреттон-Вудской экономической системы [19, с. 17].