Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

В работе анализируется деятельность Всемирной торговой организации в исторической ретроспективе, определяются цели, функции, механизм работы организации, рассматриваются основные соглашения; изучаются этапы процесса присоединения России к ВТО, а также основные правовые и экономические трудности; прогнозируются перспективы развития российской экономики в результате вступления страны в ВТО. Особое внимание уделяется проблемам развития отраслей национальной экономики и анализу воздействия внешнеэкономической либерализации на экономическое развитие Камчатского края.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..........
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле …………………………………………1.1. Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации …………………………………………....……
1.2. ВТО – задачи, функции, структура, механизм работы и процедура присоединения .............................................
1.3. Механизм вступления России в ВТО: особенности переговорного процесса ………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО …………………………………..………………………...
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли …………………
2.3. Внешнеторговая либерализация в сфере услуг …………………………
2.4. Экономические последствия вступления России в ВТО для Камчатского края ……………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы .………………...…………………….…………………............
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

       Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных  сотрудников. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый, в свою очередь Министерской конференцией. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

       Бюджет  Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле.

       Ежегодно  в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это означает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств, вообще, оказались не в состоянии по финансовым соображениям иметь свои представительства в Женеве [19, с. 47]. Крупные же государства получили на этом этапе немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО.

       Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  различные пути присоединения к  этой организации. В настоящее время  присоединение к ВТО осуществляется на основании статьи XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.

       Процедура присоединения к ВТО существенно  отличается от действовавшего ранее  процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.

       Процедура вступления в ВТО носит следующий  характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о  своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО [24, с. 13].

       Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые  вырабатываются в ходе переговоров  между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжавшиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.

       Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат  информирует заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.

       Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский) [11, с. 11].

       Рабочая группа изучает внешнеторговый режим  страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.

       Итогом  заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной [24, с. 17].

       Механизм  принятия решений в органах ВТО продолжает существовавшую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе общего согласия участников без проведения формального голосования. Однако в тех случаях, когда на основе согласия решение принять не удается, оно принимается путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.

       По  условиям Соглашения об учреждении ВТО  ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ-1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947. Однако уже первые годы функционирования ВТО дали основание полагать, что реализовать это положение будет непросто. Это связано, прежде всего, с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная торговая организация (как межгосударственное образование) должна выполнять роль организационного механизма. Она должна осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО [19, с. 52]. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты.

       Так, основные положения Соглашения об учреждении ВТО определяют структуру, функции, порядок и механизм принятия решений этой организацией, а также порядок присоединения к ВТО. Однако необходимо заметить, что вопросы существа ее деятельности в само Соглашение не вошли, они сконцентрированы в отдельных документах и отнесены в приложения. При этом в Соглашении подчеркивается, что соглашения и договоренности составляют неотъемлемую часть Соглашения об учреждении ВТО. Такая правовая конструкция ВТО сложилась в силу нерешенности многих правовых вопросов. Вместе с тем, эта особенность правовой конструкции Всемирной торговой организации придает ей достаточно гибкий характер и открывает возможность для дальнейшего развития. 

       1.3. Механизм вступления России в  ВТО: особенности переговорного  процесса 

       Вопрос  о присоединении России к ВТО  имеет довольно сложную историю. Известно, что с середины 40-х годов  прошлого столетия СССР начал активно  участвовать в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-Вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ.

       В середине 80-х годов со стороны  Советского Союза была предпринята  попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. РФ унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

       В июне 1993 г. российская сторона вручила  Генеральному директору ГАТТ официальное  заявление Правительства России о намерении присоединиться к  ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

       Передача  в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

       В связи с образованием 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей  составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства РФ о присоединении России к ВТО.

       В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Но позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

       В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой международной организации.

       По  установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения  проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в  нашей группе их около 60, включая  всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.

       Информационный  этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО [15, с. 115].

       За  прошедший период проделана значительная работа: в течение нескольких лет  с особой тщательностью изучалось  российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйства, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО.

       В настоящее время появляется возможность  представить общий баланс условий  присоединения России к ВТО, который, как неоднократно отмечали официальные лица, должен быть сведен в пользу России. Кроме того, становится все более очевидным, что преимущества участия России в ВТО - это сумма плюсов не только от согласованных условий присоединения, как часто ранее представлялось, но и от усилий, направленных на реализацию заложенных в них потенциальных возможностей. Следовательно, необходима комплексная программа действий для получения максимальных выгод от присоединения. Сегодня это видится более отчетливо, чем на начальной стадии переговоров.

       Начало  завершающей стадии переговоров  еще не свидетельствует об их скором окончании. Следует исходить из объективных реальностей. Необходимо решить, по крайней мере, три сложные, или, как говорят, «системные», проблемы, по которым пока не удается найти решение: о предельно допустимом масштабе субсидирования сельского хозяйства России, о допуске на российский рынок иностранных поставщиков услуг (прежде всего - банковских, страховых и телекоммуникационных) и о сближении внутренних и экспортных цен на энергоносители. Их нерешенность ухудшает атмосферу завершающей стадии переговоров, несмотря на заверения ведущих политических лидеров Запада о поддержке присоединения России к ВТО.

Информация о работе Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО