Концепция формирования единого экономического пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.
Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:
- История создания региональных интеграционных объединений;
-…Евразийское экономическое сообщество: некоторые аспекты деятельности;
- Концепция формирования единого экономического пространства;
- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;
- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;
- Тенденция развития региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества
1.2 Концепция формирования единого экономического пространства
1.3 Интеграция в центральной Азии
1.4Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях
2.2 Перспективы интеграции Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями
3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

Важнейшим шагом на пути углубления экономического взаимодействия стало утверждение в сентябре 2003 г. на заседании Совета глав правительств (премьер-министров) государств – членов ШОС в Пекине Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В долгосрочной перспективе до 2020 г. программа рассчитана на создание наиболее благоприятных условий для торговли и инвестиций, максимального и эффективного использования региональных ресурсов и постепенного перехода к свободному перемещению товаров, капитала, услуг и технологий на пространстве ШОС. Среди приоритетных направлений сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, программа выделяет взаимодействие в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства. Таким образом, можно утверждать, что программа имеет серьезную социальную составляющую и, по сути, может быть заявлена как программа совместного развития стран региона в первой половине XXI в. В марте 2004 г. в г. Москве и в мае того же года в г. Ташкенте прошли встречи экспертных групп шести стран по проработке плана мероприятий по реализации Программы, сформированы профильные группы по вопросам электронной торговли, таможенного дела, товарной инспекции и унификации стандартов, содействия инвестициям. Начиная с 28 мая 2004 г. стали регулярными совещания министров экономического развития и торговли государств – членов ШОС. В октябре 2002 г. в Пекине прошел первый Форум ШОС по инвестициям и развитию в сфере энергетики с участием как представителей государственных органов и коммерческих структур, так и транснациональных корпораций. Создан Деловой совет и Фонд развития ШОС для активного привлечения негосударственных секторов экономик государств – членов ШОС. В сентябре 2004 г. в Бишкеке был утвержден План мероприятий по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, который содержит 127 пунктов. Только раздел сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса представлен 19-ю совместными темами разработки, а сфера транспорта содержит 20 тем, почти треть Плана мероприятий посвящена области образования, науки и технологий. Предусматривается механизм их реализации в соответствии с принципом поэтапности. Все это наглядно демонстрирует, что перед Шанхайской организацией сотрудничества государства-участники ставят амбициозные задачи. Оптимизм для этого есть. В последние годы экономический рост во всех странах ШОС стабильно достигает 6–8%, а по прогнозам, данный темп удастся удержать в ближайшие 5–6 лет и не только в связи со стабильной хозяйственной динамикой Китая, ставшего вторым государством мира по объему ВВП, возрождением экономики России, активным прогрессом и достижениями в социально-экономической сфере Казахстана, продвижением экономики других центрально-азиатских государств – членов ШОС. Серьезные выгоды сулит сотрудничество в топливно-энергетической и транспортной областях. Есть возможность при наличии организации совместной геологоразведочной деятельности осуществить разработку природных ресурсов Центральной Азии. Планируется реализовать проект нефтегазового характера по прокладке трубопровода из Центральной Азии в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая с коренной реконструкцией трубопроводной системы в Кыргызстане. «Проектом века» называют проект строительства трубопровода из России в Китай. Не случайно в связи с этим пристальное внимание американских партнеров к отношениям между государствами – членами ШОС[20].

В планах Шанхайской организации  сотрудничества в 2008 году – проработка идеи единого транспортного пространства государств-участников. Ведется определенная работа по модернизации автотранспортных коридоров, изучению возможностей прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Стратегическое значение новых транспортных коридоров, способных создать абсолютно новые векторы в региональной экономической политике, очевидно. Их благотворное влияние уже в краткосрочной перспективе скажется на ситуации не только государств Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, но и близлежащих стран. Ведь открытый доступ к морским портам – это доступ к новым ресурсам развития, к новым рынкам, к новым отношениям. Именно такой путь развития станет наиболее надежным и эффективным средством преодоления существующих проблем современности, которые еще долго будут порождать межцивилизационную подозрительность и недоверие, экстремизм, сепаратизм и терроризм.

С каждым годом конкретное практическое сотрудничество в рамках ШОС уверенно набирает темпы. Совершенно очевидно, что интеграция в рамках ШОС приобретает многоплановый  характер, охватывая и социально-экономические  проблемы, и вопросы региональной безопасности, гуманитарного партнерства.

В 2006 г. прошли встречи  министров обороны, культуры, намечено проведение совещаний секретарей Советов  безопасности, генеральных прокуроров, министров образования. К примеру, утвержден План культурного сотрудничества на 2006–2008 гг., в 2005 г. подписано Соглашение между правительствами государств – членов организации о взаимодействии при ликвидации чрезвычайных ситуаций. На уровне экспертов уже согласованы проекты соглашений о проведении совместных антитеррористических мероприятий, о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств – членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, о технической защите информации в Региональной антитеррористической структуре, а также Заявление о международной информационной безопасности. С мая 2005 г. в Москве начал работу клуб послов государств – членов ШОС. Несомненно одно: за годы существования ШОС сделано немало и приведенные выше примеры – лишь незначительная часть большой работы в рамках организации. Надо приветствовать и поощрять любые дальнейшие шаги в направлении интеграции стран – членов Шанхайской организации, ведущие не только к улучшению экономической ситуации в наших странах, но и способствующие созданию прочной основы для сохранения стабильности и безопасности в данном регионе.

1. Вместе с тем у  ШОС есть ряд проблем. Регулярное  проведение встреч, привлекающих  внимание других стран мира, политиков  и обозревателей, конечно, повышает в определенной степени международный имидж ШОС. Однако у стороннего наблюдателя назревает вопрос: «Что конкретного экономические или иные связи в рамках ШОС принесут для улучшения внутриэкономического, социального, гуманитарного положения в странах – членах ШОС?». Ведь существованием организации и проведением регулярных встреч министров экономик и финансов не подменить сближения и консолидации стран на идеях совместного развития, взаимовыгодного экономического сосуществования. Возникает дилемма – будет ли данное объединение основано лишь на стремлениях «верхов» или же оно станет действительным выразителем коренных интересов народов стран, входящих в ШОС?

Если речь идет о международном  сообществе государств, основанном на глубинном понимании друг друга, то в нем не может быть места для разрыва между официозом и реальностью повседневной жизни. Пока официоз и оптимистическая риторика преобладают. ШОС еще не проявила себя активным участником международного экономического процесса, не стала самостоятельным игроком. На наш взгляд, организация должна предпринимать больше усилий и практически вовлекать своих участников к совместной работе по реализации тех или иных экономических проектов, выступая единым целым, а не подменяя участие в ней развитием только двусторонних связей, выдавая их за результаты членства. Двустороннее сотрудничество – это все-таки элементы внешнеполитической стратегии двух государств – участников данного процесса, а ШОС – это ярко выраженный многосторонний фактор. Экономические начала многосторонности, которым бы стягивалось геостратегическое пространство, в ШОС пока раскручены не в полную силу, и мощь реальных экономических потенциалов его участников практически слабо задействована или отсутствует.

2. Немалое влияние  на деятельность организации  будут, полагаем, оказывать и фактор недостаточности совместного бюджета, и дефицит средств, а это в перспективе чревато созданием ситуации некоторых противоречий. Рано или поздно, не исключено, на развитии взаимоотношений, в том числе экономических, скажутся и центробежные факторы, связанные со сменой политических элит, политического менталитета, с возможным возникновением конфликтного потенциала в ресурсной сфере, нехваткой водных ресурсов, проблемами трансграничного характера и т.д.

В этой связи, думается, наиболее перспективными и востребованными направлениями взаимодействия всех стран – членов Шанхайской организации должны стать вопросы транспортных коммуникаций, энергетика и природопользование. Необходимо более энергично форсировать реализацию под эгидой ШОС на основе тендера крупных проектов, заявленных в Плане мероприятий, имеющих значение для экономик всех стран-членов (по примеру проектов ООН), это имело бы большой практический и экономический эффект. Жители стран – членов организации осознали бы, что ШОС – действительно, мощная организация, что она живет полноценной жизнью и приносит пользу. Крупные компании также воспринимали бы ШОС как серьезного заказчика. Думается, что проекты в сфере инфраструктуры и охраны природы, по предотвращению опустынивания земель, рациональному использованию гидроэнергетических ресурсов, строительству новых энергокомплексов встретили бы понимание и получили достаточную финансовую поддержку крупных компаний шести стран.

3. Как известно, ШОС  – открытая организация. Тем  не менее, в ее практической деятельности не хватает информированности, настоящей пропаганды одобренных государствами – членами организации интересных предложений и идей. Крупный бизнес, деловые структуры недостаточно хорошо осведомлены о принятых экономических, энергетических, транспортных и иных проектах, что исключает возможность привлечения инвестиций, подключения к их реализации более широкого круга участников, в том числе и со стороны малого и среднего бизнеса. В этой связи можно было бы рекомендовать Секретариату Шанхайской организации сотрудничества продумать и согласовать на уровне соответствующих совещаний в рамках организации вопросы выпуска информационного журнала «Вестник ШОС», создания совместной телекомпании «ШОС» по аналогии с неплохо зарекомендовавшей себя телекомпанией СНГ «МИР». Немаловажным вопросом для ШОС остается вопрос расширения: что делать с ростом числа желающих вступить в ШОС, как более детально проработать прием членов, чтобы было понятно, кто и на каких основаниях может войти в ШОС? К настоящему времени подготовлен проект нового положения о том, как строить работу со странами – наблюдателями в ШОС. Утвердить его главы государств должны будут в июне. Будут рассмотрены предложения по структурной перестройке органов ШОС, повышению эффективности действующего при ШОС Регионального антитеррористического центра (РАТЦ) со штаб-квартирой в Ташкенте и связанной с этим необходимостью активизации борьбы с терроризмом и сепаратизмом, с наркобизнесом, о создании в рамках ШОС антинаркотического центра.

4. Видение перспектив  ШОС представляют ученые, аналитики,  эксперты как стран – членов  ШОС, так и заинтересованных  стран. Их мнения весьма любопытны  и интересны, спектр поднимаемых  проблем широк и полезен для  осмысления. Подобная конференция,  но по проблемам безопасности также была организована КИСИ в 2006 г. и также были высказаны научные подходы по указанной проблематике. Однако отслеживание развития ситуации как в ШОС, так и вокруг него, изучение круга рассмотренных за этот период текущих вопросов говорит о том, что сама Шанхайская организация сотрудничества как бы существует в некоем вакууме, опираясь на трактовку вопросов только узкого круга дипломатов, привлекаемых экспертов из ряда министерств, ведомств более прикладного характера. Между тем большое внимание следует уделять и научному видению перспектив и возможностей ШОС, говоря современным языком, научным технологиям[22].

В этой связи предлагаю  оргкомитету настоящей конференции  подготовить резюме наиболее значимых предложений, идей, оценок и рекомендаций, прогнозов, высказанных участниками настоящей международной конференции, и направить для рассмотрения в Секретариат ШОС в качестве документа для внесения на очередной саммит министров иностранных дел государств – членов ШОС, на встречу министров экономики государств – членов ШОС. Поскольку конференция проходит в Казахстане, то следует проработать предоставление вышеупомянутого документа в Секретариат ШОС через Национального координатора от Республики Казахстан.

Перспективы Шанхайской организации сотрудничества достаточно широки. Во-первых, все страны-участницы географически близки, их связывает схожая история, общая культура, прочные традиции дружественных контактов. Это уникально для сотрудничества. Все страны – члены ШОС нуждаются в сохранении стабильности и безопасности как внутри своих стран, так и по периметру внешних границ, поэтому заинтересованы и в достижениях собственных результатов в продвижении решения социально-экономических и иных задач, и в совместном противодействии возникающим угрозам и вызовам их существования. Справедливости ради следует особо отметить, что все государства – участники ШОС проявляют заинтересованность в усилении экономической составляющей своей организации, ибо ясно осознают, что, только объединив усилия, члены ШОС смогут превратить Шанхайскую организацию сотрудничества в более спаянную, более деловую, более востребованную международную организацию.

Не так давно Евразийский банк развития (ЕАБР) получил статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, указывается в распространенном сообщении ЕАБР. Согласно пресс-релизу, резолюция о предоставлении ЕАБР статуса наблюдателя была утверждена 6 декабря, сообщает агентство "Интерфакс-Казахстан" . "Признание банка в качестве наблюдателя в Генассамблее ООН решает сразу две важные стратегические задачи. Во-первых, в соответствии с нашей миссией, мы получаем официальное признание в качестве международной организации развития, во-вторых, расширяем наши возможности по привлечению инвестиций в регион: получив такой статус, банк сможет более эффективно сотрудничать с международными финансовыми институтами, продвигать инвестиционные проекты стран-участниц ЕАБР", - подчеркнул заместитель председателя правления ЕАБР Никита Толстиков, слова которого приводятся в сообщении.

В частности, указывается в сообщении, признание банка в качестве наблюдателя будет способствовать дальнейшему расширению сотрудничества со специализированными учреждениями ООН: Всемирным банком, ЮНКТАД, ЭСКАТО и другими. "Это будет способствовать возможности реализации совместных региональных инициатив, использованию наработанных практик этих организаций для становления и развития рыночной экономики государств-участников ЕАБР, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними", - отмечается в сообщении. Кроме того, в нем подчеркивается, что статус наблюдателя позволит представителям ЕАБР получить постоянное приглашение участвовать в сессиях и работе Генассамблеи, выступать с докладами на различных заседаниях этой международной организации, а также участвовать в профильных для ЕАБР мероприятиях ООН, посвященных региональному, межбанковскому, кредитно-финансовому сотрудничеству стран-участниц этой международной организации.

Информация о работе Концепция формирования единого экономического пространства