Концепция формирования единого экономического пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.
Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:
- История создания региональных интеграционных объединений;
-…Евразийское экономическое сообщество: некоторые аспекты деятельности;
- Концепция формирования единого экономического пространства;
- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;
- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;
- Тенденция развития региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества
1.2 Концепция формирования единого экономического пространства
1.3 Интеграция в центральной Азии
1.4Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях
2.2 Перспективы интеграции Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями
3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

В планах АБР в 2006-2008 годах проработать поддержку по инвестиционным проектам на общую сумму $943 млн. и гранты.

Партнер по развитию. Азиатский банк развития (АБР) подвел итоги работы в Казахстане в уходящем году. Наша республика является членом АБР с 1994 года. Этот банк управляет двумя специальными фондами: Азиатским фондом развития, который является источником льготного кредитования, а также специальным фондом технической помощи, который выдает гранты.

На сегодняшний день АБР предоставил 13 займов для реализации девяти проектов, нацеленных на поддержку политики реформ и инвестиций в области сельского хозяйства, образования, транспорта и пенсионной реформы. Портфель займов и технической помощи АБР в Казахстане превышает полмиллиарда долларов. Например, на средства банка восстановлен участок дороги Гульшат - Акчатау, проведены реабилитация и улучшение управления системой образования, а также совершенствование ресурсами и восстановление земель[30].

Банк также предоставил  гранты на сумму свыше 21 миллиона долларов на реализацию 41 проекта технической помощи. Среди них такие, как улучшение питания малоимущих матерей и детей. В рамках такой технической помощи в этом году АБР помогал нашему правительству в разработке среднесрочной программы по снижению уровня бедности. Также банк предоставляет помощь и поддерживает усилия правительства по развитию села. АБР проводит обзор сектора промышленности и разработку концепции индустриальной политики.

В ближайшие два года помощь банка по улучшению человеческого  развития будет сфокусирована на секторе образования и сельского водоснабжения. АБР также будет предоставлять консультационную техническую помощь в области охраны окружающей среды.

Министерство Финансов Республики Казахстан сообщило, что 4-7 мая 2007 года в рамках участия в 40-м ежегодном заседании Совета Управляющих Азиатского Банка Развития (АБР) состоялся рабочий визит Министра финансов РК Н. Коржовой в Японию.

В ходе визита проведены  двухсторонние встречи Н. Коржовой с Президентом АБР Х. Куродой, Министрами финансов Японии, Китая, Таиланда и другими главами правительственных делегаций, международных финансовых институтов и крупнейших банков мира.

Ацкентированное внимание уделялось проводимым в Казахстане преобразованиям в том числе  в финансово-бансковском секторе, связанными с реализацией инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева – «Новый Казахстан – в новом мире».

Министр финансов РК Н. Коржова, выступая с докладом на заседании Совета Управляющих АБР, отметила немаловажную роль Банка в создании благоприятных условий для инвестирования и развития экономики Казахстана. В настоящее время основные аспекты сотрудничества Республики Казахстан с АБР заключаются в таких приоритетных направлениях, как: развитие сельских территорий, снижение бедности, индустриально-инновационное развитие, инвестиции в социальный сектор и региональное сотрудничество. В целях расширения сфер сотрудничества было предложено включить в перечень приоритетных областей развитие не сырьевых секторов экономики, туристической отрасли, финансового сектора.

В работе высокого форума приняли участие более 3 тысячей  представителей правительственных  структур, финансовых институтов, ведущих  компаний и банков, а также представители  общественных организаций, НПО и  СМИ из 67 стран мира[31].

Кроме того, Казахстан участвует в Программе Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), объединяющей семь государств (Азербайджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан и Узбекистан), а также шесть многосторонних финансовых институтов (АБР, ЕБРР, МВФ, ИБР, ПРООН и ВБ). В 2006 году к Программе ЦАРЭС присоединились Россия и Афганистан. В расширении регионального сотрудничества немаловажную роль играет деятельность Проектной рабочей группы (ПРГ) - Транспорт и пересечение границ в рамках Специальной программы ООН для экономики Центральной Азии (СПЕКА), где Казахстан является председателем. Участие нашей страны в этом проекте способствует гармонизации и упрощению процедур пересечения границ автомобильным и железнодорожным транспортом в соответствии с международными конвенциями.

Преимущества займов МБРР:

· Наименьшая стоимость (LIBOR+0,5% - в настоящее время –  около 3% годовых);

· Длительный срок (до 17 лет);

· Стабильность финансирования в течение проекта;

· Привлечение лучшего мирового опыта социально-экономических реформ (пенсионная реформа, фондовый рынок, ЖКХ, реформа естественных монополий и др.);

· Осуществление постоянного  международного контроля за реализацией  проектов, включая решения по расходованию средств в зависимости от промежуточных результатов проекта, проведение международного аудита;

· “Сертификация” результатов  реформ со стороны МБРР;

· Положительное влияние  на инвестиционный климат[32].

Некоторые результаты реализации проектов МБРР. В ходе реализации 34 инвестиционных проектов МБРР в Казахстане в 1993-2007 гг. удалось добиться достижения хороших экономических результатов. В результате реализации проектов МБРР дополнительно добыто свыше 40 млн. тонн нефти. (Приложение 1-7).

В постоянных представительствах в городах Алматы и Астана работают сотрудники, занимающиеся проектами в различных отраслях экономики. Краткая документация по проекту (КДП) предоставляется по каждому проекту до рассмотрения проекта Советом директоров. Она содержит описание проекта, финансовую информацию, информацию о клиенте, вопросы окружающей среды, руководство по проведению тендеров и контактную информацию. КДП по проектам в частном секторе предоставляется, как минимум, за 30 дней до рассмотрения на заседании Совета директоров, а по проектам в государственном секторе, как минимум, за 60 дней.

Подписанные проекты. Утверждение на заседании Совета директоров является заключительным этапом процесса утверждения проекта. После утверждения на заседании Совета директоров ЕБРР и клиент подписывают соглашение, и оно становится юридически обязательным. В списках подписанных проектов указаны даты на конец года.

Конкретные примеры: Кар-Тел. Кар-Тел – это первая инвестиция ЕБРР в динамично растущую казахстанскую отрасль мобильной связи. Она будет способствовать росту конкуренции в этой отрасли, а также сделает услуги мобильной связи более доступными для растущего количества жителей как городской, так и сельской местности республики.

ЕБРР и синдикат коммерческих банков под совместным руководством ЕБРР и «Ситигруп» предоставили кредит в размере 100 миллионов долларов ТОО «Кар-Тел», второму по размеру оператору мобильной связи стандарта GSM в Казахстане. Компания работает под торговыми марками «Билайн» и «К-мобайл». Организаторами кредита выступили ЕБРР и «Ситигруп». ЕБРР выступает как официальный кредитор всей суммы кредита и предоставляет кредит за счет своих собственных средств сроком на пять лет в размере 50 миллионов долларов.

Остальные 50 миллионов  долларов предоставляются синдикатом в составе четырех коммерческих банков, которые предоставляют кредиты сроком на три года в рамках принятой в ЕБРР структуры кредитов А/Б. В состав синдиката вошли «Ситигруп», выступающий как уполномоченный ведущий организатор и гарант кредита Б, «Байериш Гипо-Унд верайнсбанк», «Райффайзен централбанк» и «Норди Банк АБ», выступающие, соответственно, как старший ведущий менеджер, ведущий менеджер и менеджер[27].

Карцемент. ЕБРР выступил в качестве организатора долгосрочных кредитов на сумму 35 миллионов долларов с целью содействия расширению и модернизации Карагандинского цементного завода. Это первое крупное капиталовложение в цементную отрасль республики за более чем 15 лет. По завершении этих работ производительность завода удвоится. Это поможет удовлетворять динамично растущую потребность республики в цементе и тем самым поддержать переживающую бурный рост строительную отрасль. Для того чтобы добиться этого будет модернизирована и вновь запущена производственная линия, которая в настоящее время бездействует. Это позволит производить цемент с применением «сухого» метода, являющегося намного более эффективным с точки зрения расхода электроэнергии и экологии, чем применяемый в настоящее время метод. Таким образом ожидается, что эти инвестиции положительно повлияют на экологические показатели и показатели эффективности расхода электроэнергии на заводе и послужат примером для остальных компаний, работающих в этой отрасли.

АО "KEGOC". Кредит в размере 87,8 миллионов долларов на завершение строительства линии электропередач позволит осуществлять передачу избыточной электроэнергии из северных регионов Казахстана в более густонаселенные южные регионы республики. Это будет содействовать развитию центрально-азиатского регионального рынка электроэнергии. Принося пользу, как населению, так и предприятиям, находящимся в южных регионах республики, это также будет способствовать диверсификации экономики Казахстана, снижая зависимость от нефтегазовой отрасли. В рамках кредита для государственной компании по управлению электрическими сетями (АО "KEGOC") финансируется строительство второго и третьего участков новой линии электропередач Север-Юг напряжением 500 киловольт и протяженностью свыше 865 км между Экибастузом и ЮКГРЭС. Будут также расширены две подстанции. Это соглашение следует за кредитным соглашением на сумму 60 миллионов долларов для строительства первого участка протяженностью 270 км линии ЮКГРЭС-Шу. ЕБРР выступает в качестве официального кредитора всей суммы в размере 87,8 миллионов долларов, из которых 35 миллионов долларов предоставляются синдикатом в составе «Райффайзен централбанк», «Байериш ландесбанк», «Калион» и «Ситибанк».

Программа зерновых складских  расписок. Сельскохозяйственной отрасли Казахстана оказывается содействие в рамках Программы зерновых складских расписок (ПЗСР). В рамках этой программы Банк предлагает схему раздела рисков при кредитовании/лизинге сельскохозяйственной техники, в первую очередь зерноуборочных комбайнов и тракторов.

В рамках трех кредитов каждый в размере 20 миллионов Евро, предоставленных  в рамках ПЗСР, ЕБРР продолжает свое сотрудничество с агропромышленными предприятиями, банками и компаниями по торговле зерном, используя принцип разделения рисков. Кредит в размере 13,3 миллионов Евро был предоставлен актюбинской компании «Тюркуаз», занимающейся производством подсолнечного масла, и затем в сотрудничестве с АО «Казкоммерцбанк» кредит в размере 10 миллионов Евро на приобретение сельскохозяйственной техники.

 

3.2 Новые импульсы регионального  сотрудничества

 

На современном этапе  дан новый импульс регионального сотрудничества. В Бишкеке в 2007 году прошла четвертая министерская конференция Программы Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС), охватывающей семь государств региона — Азербайджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Таджикистан и Узбекистан и соседствующие с ними страны. В этом году в работе конференции впервые приняли участие также представители России и Афганистана.

Программа ЦАРЭС ведет  свою историю с 1997 года и направлена на поддержание региональных инициатив в транспортном секторе, развитии торговли, торговой политике и энергетике с целью улучшения экономических показателей стран Центральной Азии, повышения уровня жизни населения региона. Инициатором реализации данной программы является Азиатский банк развития (АБР), который активно взаимодействует в вопросах продвижения экономического сотрудничества в Центральной Азии с такими международными финансовыми институтами и организациями, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН (ПРООН) и Всемирный банк[28].

Программа ЦАРЭС ни в  коей мере не является противовесом ведущим  региональным программам и организациям, напротив, осуществляет свои проекты в тесном взаимодействии и сотрудничестве с Шанхайской организацией сотрудничества и Организацией Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС).

На министерской встрече в Кыргызстане собралось почти двести делегатов из стран — участниц ЦАРЭС и взаимодействующих с нею международных организаций и институтов, включая наблюдателей из соседних с регионом стран. Работу конференции в Бишкеке открыл избранный в этом году на пост президента Азиатского банка развития бывший член кабинета министров Японии Харухико Курода. Выступая перед участниками форума, глава АБР отметил, что ЦАРЭС представляет собой мощную платформу для упорядоченного выстраивания финансовых ресурсов и что через Программу ЦАРЭС многосторонние институты могут инвестировать существенные ресурсы в этот регион.

В качестве примеров успешного  сотрудничества Х. Курода выделил проекты, в реализации которых уже достигнуты определенные промежуточные результаты. Так, по его словам, успешно продвигается работа по развитию торговой и таможенной инфраструктур и связанным с этим соглашениям. Осуществляются основные дорожные работы. В частности, проект по южному транспортному коридору, который начат совсем недавно, в конечном итоге соединит юг России и Западный Китай через Центральную Азию и Афганистан с портами Аравийского моря. В ближайшей перспективе в планах ЦАРЭС — устранение барьеров в межрегиональной торговле, гармонизация таможенных положений и членство в ВТО, что в совокупности способно подготовить условия для открытого регионализма и придать Центральной Азии сильное конкурентное положение в глобальной экономике.

Результатом работы министерской конференции стало подписание совместного  заявления, что означает признание  значительного прогресса в каждой из приоритетных областей, по которым  работает ЦАРЭС. В частности, на конференции утверждено принятие Дорожной карты по транспортному сектору (2005—2010 гг.), введение которой предполагает развитие интегрированной и эффективной мультимодальной транспортной системы для региона ЦА. В этой связи было отмечено несколько основных инфраструктурных инвестиционных проектов последнего года, включая автотрассу Алматы — Бишкек.

Информация о работе Концепция формирования единого экономического пространства