Концепция формирования единого экономического пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.
Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:
- История создания региональных интеграционных объединений;
-…Евразийское экономическое сообщество: некоторые аспекты деятельности;
- Концепция формирования единого экономического пространства;
- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;
- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;
- Тенденция развития региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества
1.2 Концепция формирования единого экономического пространства
1.3 Интеграция в центральной Азии
1.4Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях
2.2 Перспективы интеграции Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями
3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

В сфере торговли отмечены двусторонние соглашения о транзите и сотрудничестве между Кыргызстаном и Таджикистаном, Азербайджаном  и Китаем, Узбекистаном и Китаем. Также на встрече в Бишкеке отмечена пилотная апробация совместного поста таможенного контроля на границе между Казахстаном и Кыргызстаном — пункт Кордай-Акжол, — получившего положительные оценки специалистов.

В сфере торговли министрами стран Программы ЦАРЭС утвержден конкретный рабочий план на следующий год, которым предусматривается продолжение продвижения инициатив двустороннего сотрудничества, обучения и региональных форумов по обмену знаниями и углубление программы в партнерстве с частным сектором и другими заинтересованными сторонами.

В значимой для региона  сфере энергетики участники форума отметили завершение первой фазы проекта  по ЛЭП «Север — Юг» в Казахстане и прогресс в обсуждении вопросов финансирования второй его фазы.

Также были отмечены завершение финансируемой Таджикистаном ЛЭП Баткен (Кыргызстан) — Канибодом (Таджикистан) и подготовка к реабилитации газопровода Узбекистан — Душанбе. По завершении конференции стало известно о том, что в планах финансовых институтов по оказанию поддержки ЦАРЭС на 2005—2007 гг. — выделение 1,2 миллиарда долларов на проекты в транспортном и энергетическом секторах и торговле.

Одним из значимых событий  бишкекской встречи стало подписание представителями семи стран меморандума  о взаимопонимании по созданию Форума электроэнергетических регулирующих органов в регионе Центральной Азии (ФЭРОЦ). Его создание направлено на оказание помощи странам-участницам в проведении реформ в электроэнергетической отрасли, содействие более тесному сотрудничеству в удовлетворении спроса на электроэнергию и стимулирование ее экспорта[29].

Проведению четвертой  министерской встречи предшествовала представительная встреча лидеров  делового сообщества из Центральной  и Южной Азии, которые договорились о создании Регионального «круглого стола» бизнес-структур (РКСБ) в целях расширения участия частного сектора в экономическом сотрудничестве в регионе. В РКСБ помимо стран Центральной Азии будут участвовать представители Афганистана, Индии, Пакистана и Российской Федерации.

Участники РКСБ с учетом неотложных потребностей делового сектора  полагают изначально сконцентрировать свои усилия на трех областях, которые  также формируют ключевые сферы  различных программ регионального  сотрудничества в Центральной и  Южной Азии, а именно: облегчение торговли и торговая политика, энергетика и транспорт.

Правительству, всем соответствующим  органам и институтам, в том  числе, госхолдингам, поручено создать благоприятные условия для преобразования Казахстана в региональный "центр по обеспечению товарами и услугами", но главное, предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных межрегиональных финансово-экономических проектах.

В ходе проведенного исследования можно сделать выводы и дать высокую оценку проводимым в Республике преобразованиям в политической, социально-экономических сферах отметив наличие значительного потенциала для дальнейшего развития взаимовыгодного финансово-экономического международного сотрудничества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, делая выводы, следует отметить, что Казахстан сотрудничает со многими Международными финансовыми институтами экономического и универсального характера. Налажены взаимоотношения группы Всемирного банка и Международного валютного фонда с международными правительственными и неправительственными организациями. Но вместе с тем, следует отметить, что существуют некоторые финансово-правовые проблемы сотрудничества Казахстана и

- Международного  банка реконструкции и развития.

- Организационно-правовые  вопросы сотрудничества с Европейским союзом,

- Организацией  Экономического сотрудничества  и развития,

- Форумом Тихоокеанского экономического сотрудничества.

- Участие  Всемирного Банка в осуществлении  экономико-правовой реформы в  Казахстане.

Изучаются и совершенствуются экономико-правовые вопросы сотрудничества МВФ и Казахстана.

Сотрудничество  Казахстана с международными контрольными механизмами в области валютно-финансовых отношений.

Если говорить о ШОС, то она является востребованной РК формой системы региональной безопасности. Данное объединение включает одновременно такие региональные центры силы, как Россия и Китай. В рамках ШОС Казахстан связывает себя с этими государствами единой системой договоренностей и обязательств по сохранению стабильности в регионе и нерушимости границ суверенных государств-участников организации. Поэтому обеспечение продолжительного функционирования института ШОС в той форме, которая устраивает Казахстан необходимо.

В теории и истории международных отношений, а также в политологической науке имеются немало конструктивных разработок по институту межправительственной организации, в том числе по выявлению в нем системных недостатков и по предложениям улучшения эффективности функционирования его механизмов. Анализ теоретико-методологической основы ШОС как института межправительственной и экономической организации, а также изучение историографии данного института совершенно необходимы для полноценной оценки дееспособности и перспективах ШОС, а также для разработки инновационных предложений по совершенствованию его механизмов.

Интерес иностранных  правительств к участию в межгосударственном образовании является не только первоосновой, но и обязательным условием в продолжении  функционирования данного объединения. Последнее условие одновременно становится содержанием на протяжении всего процесса сотрудничества, с чем в итоге связана постоянная динамика совершенствования и модернизации, расширение границ сотрудничества в организации.

Современная система  международных отношений в известной  степени характеризуется односторонним давлением на остальных участников данного процесса со стороны США. Американское влияние на членов мирового сообщества в той или иной степени пронизывает практически все сферы жизнедеятельности всех государств, в том числе стран-членов ШОС. Поэтому в ходе совершенствования работы отдельно должны учитываться внешнее влияние со стороны США на весь процесс сотрудничества в рамках ШОС.

Специфика образования  и существования региональных финансово-экономических организаций такова, что, несмотря на всевозможные усилия сторон по поддержанию принципа равноправия в межправительственных организациях, тем не менее, по объективным причинам, ведущая скрипка в ШОС принадлежит на современном этапе Китаю, в том числе по отношению к России, «де-факто» КНР занимает позицию выше. В данном контексте, существующий регламент отдельных наиболее функциональных соглашений в ШОС до 2020 года, инициированный китайской стороной, не может не вызывать тревоги в соседних странах-членах организации по поводу продолжительности функционирования ШОС.

Во-первых, для усиления функциональности межправительственных экономических организаций в первую очередь необходимы организация и поддержка рационального аппарата по координации и гармонизации интересов сторон. В случае ШОС построение гармоничного механизма по слежению за исполнением межгосударственных договоренностей сверхактуально. Необходимо документально закрепить границы функциональных полномочий по контролю действующих органов ШОС - Совета национальных координаторов, Секретариата. Наряду с усилением перечисленных органов целесообразно создание нового штатного подразделения для разработки рентабельных проектов сотрудничества, а также по гармонизации интересов в таких сферах, как использование трансграничных рек, энергетической и других.

Во-вторых, доказано, что  многопрофильные организации сотрудничества обладают меньшей прочностью в сравнении  со специализированными межправительственными  институтами технического обслуживания иностранных правительств. Поэтому  для укрепления основы многопрофильных организаций, отмечалось в теории, целесообразно поочередное строительство направлений сотрудничества с переходом от одного цикла к следующему, лишь после укрепления механизмов первого. Расценивая становление взаимодействия в ШОС в сфере безопасности как первый шаг на пути построения многопрофильного сотрудничества, следует разработать поэтапный механизм реализации приоритетных проектов в различных сферах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1998 г.
  2. Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы» от 17 мая 2003 г. № 1096.
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Плана мероприятий на 2006-2008 г. по реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» от 30 июня 2006 г. № 609

 

Литература

 

  1. Агентство Республики Казахстан по статистике. Серия 15. Экономика. - 2006. - С. 2.
  2. Акаев А.А. Речь на открытии Международной конференции по региональному сотрудничеству // Материалы Центрально-Азиатской конференции по региональному сотрудничеству. - Бишкек, 2005. - С. 3.
  3. Алшанов Р. Защитные меры Казахстана при вступлении в ВТО // Аль-Пари. - 2004. - №4-5. - С. 8.
  4. Алшанов Р. Там же. С. 11.
  5. Артыкбаев М.Т. К вопросу об этапах интеграции Централь-Азиатских государств // Казахстан-Спектр. Научный журнал.- 2007. № 1.- С.10-19
  6. Внешнеполитические исследования// сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан.- 26 января 2007.
  7. Государственная программа индустриально-инновационногр развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. - Астана, 2003. - С. 51.
  8. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. -М, 2000. - С. 70.
  9. Джекшенкулов А. Указ. соч. С. 90-91.
  10. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград // Аль-Пари. -2006. - №3-4. - С. 12.
  11. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград // Аль-Пари. -2005. - №3-4. - С. 17; Женевская либерализация // Деловая неделя, - 6 августа 2004 года.
  12. Жумашева И.К. Перспективы развития организации «Центрально-азиатское сотрудничество» (ЦАС) Казахстан-Спектр. Научный журнал.- 2007. № 1 с,25-29
  13. Исингарин Н. 10 лет СНГ: проблемы, поиски, решения. - Алматы, 2001.
  14. Казахстан - Турция: пять лет дружбы и сотрудничества. - Анкара, 2006. - С. 446.
  15. Казахстан и Всемирная торговая организация // www.wto.kz.
  16. Касымов С. Большие проблемы большой нефти. Нефтяная стратегия Казахстана в XXI веке //Энергия Казахстана.-2005.-№1(11).-С. 22-29.
  17. Кожантаева У. Центральная Азия: интеграция и ностальгия // Деловая неделя. - 29.10.2007.
  18. Лебедева М. Мировая политика. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 74.
  19. Ли Фань, Селищева Т. Стартовые условия вступления в ВТО Китая и России (опыт сравнительного анализа) // Проблемы современной экономики. - 2007. - №1-2 (9-10).
  20. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  21. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - С. 198-205.
  22. О совершенствовании сотрудничества РК с международными финансовыми организациями// Аналитик. -2007. -№ 2
  23. Обзор социально-экономического развития Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Вып. 13. - Бишкек, 2005. - С. 50.
  24. Оразбаков Г. Процесс вступления Казахстана в ВТО и оценка последствий на экономику страны // Аль-Пари. - 2007. - №4-5. - С. 6.
  25. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев – «Новый Казахстан – в новом мире».
  26. Примбетов С.Д. Центральная Азия. Реалии и перспективы интеграции. - М., 2000.
  27. Примбетов С.Д.// ЕврАзЭС И Вемирная торговая организация Казазстан-спектр,2007,№3.
  28. Рахмонов Э. Долгий путь к миру.- Казахстанская правда.- 2006.-28 ноября. - С. 2.
  29. Решкин А. Каспий: регион остается в зоне внимания // Энергия Казахстана. - 2006. -№1(11).-С. 32.
  30. Саидазимова Г. Интеграция в Центральной Азии: реалии, вызовы, возможности // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. - №3. - С. 88.
  31. Саркисянц А. Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 1999
  32. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС» (Алматы, 31 мая 2006 г.)//сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан.
  33. Сборник нормативных документов и материалов Межгосударственного совета республик: Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. - Алматы, 1996. - С. 22.
  34. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М: Логос, 2001. - С. 21.
  35. Укрепление мер доверия – важный фактор приграничного сотрудничества, мира и безопасности.- Алматы,2007.
  36. Ушакова Н. Центральноазиатское сотрудничество: направления трансформации // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №3.
  37. Финансы, деньги, кредит / под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
  38. Финансы, деньги, кредит / под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
  39. Шатковская А. Роль международных финансовых организаций в урегулировании финансовых кризисов в развивающихся странах//"Теория и практика управления", N 6, 1-30 июня 2007.
  40. Шерьязданова К.Б. Настоящее и перспективы шанхайской организации сотрудничества.- 27 февраля//http://www.worldbank.org/icsid/index.html
  41. Шик Д. Партнер по развитию. Азиатский банк развития (АБР) подвел итоги работы в Казахстане в уходящем году. // Казахстан-Спектр.- 2006 .- № (12).
  42. ШОС в поисках нового понимания безопасности: материалы международной научной конференции (г.Алматы, 4 октября 2007 г) . –Алматы: КИСИ при Президенте РК,2008. – 192 с.
  43. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Междунар. Отношения, 2005.
  44. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Международные отношения,2005.
  45. Эсенов М. Центральная Азия на пороге XXI века. Доклад на семинаре Стокгольмского института международных отношений // Центральная Азия и Кавказ. Общественно политический журнал.2008.- №1.
  46. http://www.kisi.kz/site.html?id=4398.
  47. http://www.minfin.kz/index.php?uin=1119500986&chapter=1179487697

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Динамика заимствований  РК у МБРР в 1997-2007 гг.

по инвестиционным и бюджетозамещающим займам (в млн. долл. США)

 

 

с 1997 по 2007 гг

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Состав портфеля действующих  проектов МБРР в РК на 31 декабря 2007 г

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Структура заимствований  РК у ЕБРР по инвестиционным займам по состоянию на 2007 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Динамика использования  средств и инвестиционных займов МВФ в РК в 1998-2007 гг. (в млн. долл. США)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Структура использования  средств инвестиционных займов МВФ в РК в различных секторах экономики в 2007 г

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Предполагаемое использование  средств инвестиционных займов Всемирного банка развития в регионах Казахстана в 2007-2008 гг.

 

                1            2         3        4           5            6          7

 

1. Алматинская область

2. Кокчетавская область

3. Акмолинская область

4. Карагандинская область

5.Атырауская область

6. Жамбылскаяобласть

7.Северо-Казахстанская область


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Распределение средств инвестиционных займов Всемирного банка по регионам Казахстана и их использование по состоянию на 2007 год

Название региона

Выделено

млн.долл. США

Использовано млн.долл. США

1. Алматинская область

909,42

711,98

2. Кокчетавская область

603,94

447,07

3. Акмолинская область

186,32

170,82

4. Карагандинская область

257,94

169,11

5.Атырауская область

699,03

690,08

6. Жамбылскаяобласть

295,78

253,70

7.Северо-Казахстанская область

35,71

32,07

ИТОГО:

2988,13

2474,82


 




Информация о работе Концепция формирования единого экономического пространства