Концепция формирования единого экономического пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.
Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:
- История создания региональных интеграционных объединений;
-…Евразийское экономическое сообщество: некоторые аспекты деятельности;
- Концепция формирования единого экономического пространства;
- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;
- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;
- Тенденция развития региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества
1.2 Концепция формирования единого экономического пространства
1.3 Интеграция в центральной Азии
1.4Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях
2.2 Перспективы интеграции Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями
3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

Особенности вступления Казахстана в ВТО. Казахстан получил статус наблюдателя в ВТО в 1996 году, инициировав, таким образом, работу по присоединению к этой организации. В течение шести лет происходил так называемый информационный период процесса вступления и начальная организационно-процедурная работа. С 2002 года республика вступила в активную фазу переговорного процесса по определению конкретных условий своего вступления. Из 36 стран - членов рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО желание проводить переговоры изъявили 16 стран - США, ЕС, Канада, Швейцария, Япония, Австралия, Латвия, Польша, Грузия, Болгария, Бразилия, Мексика, Чехия, Словакия, Эстония, Пакистан [5,с.42].

Для Казахстана, имеющего торговые отношения со 135-ю странами - членами ВТО, вступление в эту  организацию важно по нескольким причинам - для получения режима наибольшего благоприятствования со всеми странами — членами ВТО, для развития торговли и, в особенности, для привлечения инвестиций (которые пойдут на развитие более высоких стадий перерабатывающих производств), для возможности недискриминационного разрешения торговых споров (особенно в случае антидемпинговых споров, применяемых некоторыми странами в отношении казахстанской продукции). Как известно, в экспорте Казахстана доминирует сырье, а в импорте — готовые товары, что создает невыгодную ценовую пропорцию. Именно поэтому по справедливому мнению А. Есентугелова, «нахождение страны вне ВТО уже сегодня и при такой структуре ее внешней торговли и экономики оборачивается потерями. Только из-за антидемпинговых разбирательств в отношении многих сырьевых товаров Казахстан уже потерял почти 550 млн. долларов» [6]. Кроме того, средневзвешенные ставки таможенных тарифов в Казахстане являются низкими (8,4%), что даже ниже установленных ВТО -10%. Из этого можно сделать вывод о том, что степень открытости казахстанской экономики и так уже достаточно высока, а существующие «таможенные тарифы слабо защищают внутренний рынок» [7,с.59].

Структура внешней торговли Казахстана имеет свои особенности, что обусловливает специфику  переговорного процесса. Это, прежде всего, сырьевой характер экономики, который и так уже имеет устойчивые рынки сбыта. Несмотря на то, что экспорт сырья играет значительную роль в республике, тем не менее, специфика Казахстана, в отличие от России, заключается в отсутствии проблемы соотношения внутренних и экспортных цен на энергоносители. Со стороны ВТО к Казахстану данное требование не применяется.

Во-вторых, слабость несырьевого  сектора, который еще нуждается  в значительном государственном  субсидировании в виде тарифных льгот  и защитных мер. А это как раз и противоречит требованиям ВТО. Особенно это относится к сельскохозяйственному и продовольственному секторам экономики. Кстати, в этом отношении опыт Казахстана не уникален — большинство стран - членов ВТО, даже высокоразвитых, проводят жесткую политику защиты этих секторов от импорта. Так, например, внутренняя поддержка этой отрасли в США составляет 44%, в ЕС - 88%, в России - 30% от валовой продукции сельского хозяйства [8]. Проходившее 27—29 июля 2004 года заседание Генерального совета ВТО в Женеве как раз было посвящено проблемам квотирования сельского хозяйства среди стран -членов ВТО.

Анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней  преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко  растет экспорт услуг. Поэтому для Казахстана на сегодняшний день особенно актуальными становятся проблемы защиты отечественного производителя, который только встает на ноги. В этом отношении, наряду с практикой снижения тарифов (которое не совсем выгодно для Казахстана, но является неизбежным), актуальным становится использование других инструментов для защиты своего внутреннего рынка. Одним из них является эскалация импортных тарифов. Суть его заключается в том, что повышение тарифных ставок адекватно степени переработки ввозимой продукции. То есть чем выше степень переработки импортной ввозимой продукции, тем выше и тарифные ставки, и, соответственно, ее стоимость. Другой мерой может и должно стать согласование списка сверхчувствительных товаров, импорт которых практически невозможен для ввоза в республику [9]. Составной частью этого списка, как правило, становится и сельскохозяйственная продукция. Вопрос защиты сельского хозяйства для Казахстана является одним из актуальнейших, поскольку 43% населения страны проживает в сельской местности [10] и связано с сельхозпроизводством. Снижение государственных дотаций потенциально несет в себе остановку производства, рост безработицы, миграции в города и, как следствие, повышение социальной нестабильности.

Казахстаном предусмотрены переходные периоды по постепенному снижению ставок импортных таможенных пошлин с начального их значения до конечного. Казахстан определился и в тарифных предложениях по доступу на товарный рынок и сформировал перечни обязательств Республики по доступу на рынок услуг. На данном этапе переговоров предлагается связать начальную ставку средневзвешенного тарифа на уровне 19,5%, конечную - на уровне 14% при действующей ставке - 8,2%. По промышленности начальная средневзвешенная ставка- 16,3%, конечная - 11,7% при действующей ставке - 7,8%. По сельскому хозяйству начальная средневзвешенная ставка на уровне 30,5%, конечная - 21,7% при действующей ставке - 10,5%. Максимальная ставка Казахстана по сельскохозяйственной продукции составляет 90%. Предложения Казахстана были сформированы в условиях наличия среднесрочной программы развития сельскохозяйственного производства. В условиях Казахстана целесообразней отказываться от субсидий экспорта сельхозпродукции (поскольку он и так небольшой) в пользу получения права на внутреннюю субсидию сельского хозяйства.

По промышленной продукции максимальная ставка Казахстана составляет 60%. Минимальные  ставки - 5% и 0% - предусматриваются в  основном по промышленной продукции, не производящейся в Казахстане. В апреле 2003 года была принята Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2003—2015 годы, целью которой является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и тем самым отход от сырьевой направленности развития, подготовка к переходу в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

В сфере услуг определен  перечень чувствительных секторов, требующих  наибольшего уровня защиты для их эффективного развития - финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристические, услуги в области строительства, исследований и разработок. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по доступу на рынок услуг по 76 секторам (или 49%) от общего количества 155 секторов услуг Классификатора ООН [11,с.205].

Главная особенность  переговорного процесса состоит  в том, что пакет предложений  Казахстана, как, впрочем, и Российской Федерации, не отличается агрессивной  экспортной политикой и сконцентрирован  в основном на либерализации доступа  в различные секторы своих рынков и защитных тарифных мерах. Вместе с тем отсутствуют четкие предложения по либерализации доступа конкретных видов отечественных товаров и услуг на рынки других стран.

 

1.2 Концепция формирования единого экономического пространства

 

Предшествующий ЕврАзЭС Таможенный союз стал важным шагом в процессе региональной интеграции. В рамках Таможенного союза определена концепция формирования единого экономического пространства, введена взаимная конвертируемость валют, согласованы меры по взаимодействию валютно-финансовых систем, на 60% согласован таможенный тариф Казахстана, Белоруссии и России, начато нетарифное регулирование в отношении третьих стран, согласованы основные направления структурной перестройки экономик стран ТС. В правовой и организационной сферах начата гармонизация национальных налогового, торгового, таможенного, валютно-финансового законодательств. Также ведется работа по гармонизации социальной политики. В гуманитарной сфере введен безвизовый режим перемещения граждан, согласован упрощенный порядок получения гражданства стран ТС, создана правовая система признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Что же касается ЕврАзЭС, эта организация стала результатом  неполной эффективности и реализации организационного потенциала ТС. По причинам отсутствия наднациональных функций, несвоевременной ратификации принятых документов, отсутствию у ТС статуса международной организации, нарушения договоренностей странами-участниками и отсутствия жесткого контроля и санкций за нарушения, а также по ряду многих других причин, ТС не стал эффективным органом регионального сотрудничества, каким, как считают многие, впоследствии стала ЕврАзЭС.

Сегодня ЕврАзЭС рассматривают  как ключевую перспективу регионального  экономического сотрудничества. На данный момент ЕврАзЭС является международной организацией, официально признанной ООН.

Приоритетные направления  ЕврАзЭС. С конца 90-х годов страны региона перешли на траекторию устойчивого развития (рис. 1,2), что создало более благоприятные условия для развития интеграционного сотрудничества. Основой для дальнейшего расширения и углубления региональной интеграции в рамках ЕврАзЭС стал стратегический документ - Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы.Приоритетные направления развития ЕврАзЭС включают в себя: проведение согласованной внешнеэкономической политики, формирование таможенного и транспортного союзов, создание общего энергетического рынка. К приоритетам также отнесены: формирование общего финансового рынка и развития валютной интеграции, сотрудничество в реальном секторе экономики, создание общего рынка услуг. Большое внимание уделено сотрудничеству в агропромышленном секторе, согласованию бюджетной и налоговой политики, вопросов социально-гуманитарной и правовой сфер, регулированию миграционных процессов.

■ 2001 ■2002 ■2003 ■2004 ■2005 ■2006

Рисунок 1 - Валовой внутренний продукт государств-членов ЕврАзЭС

(в % к 1991 году)

 

■ 2001 ■2002 ■2003 ■2004 ■2005 ■2006

Рисунок 2 - Объем промышленного производства государств-членов ЕврАзЭС (в % к 1991 году)

 

Документ был разработан с целью активизации интеграционных процессов в регионе, ускорения  формирования единого экономического пространства, реализации общих и  индивидуальных выгод стран-участников сообщества, обеспечения совместной защиты от внешнеэкономических влияний со стороны третьих стран, развития общего рынка Сообщества и повышения уровня жизни граждан стран ЕврАзЭС.

С учетом достижений предшествующих ЕврАзЭС интеграционных организаций, которые на данный момент интегрировались в Евразийское Экономическое Сообщество, можно с уверенностью говорить о продвижении процессов регионального развития, особенно очевидного после 1995 года. Надо заметить, что с того времени интеграция постоянно способствует повышению уровня и качества жизни населения стран ЕврАзЭС (рис.3-5).

ЕврАзЭС сегодня и Таможенный союз. В ЕврАзЭС завершено формирование зоны свободной торговли, что является обязательным и важным шагом в становлении таможенного союза. В настоящее время в ЕврАзЭС ведется интенсивная подготовка документов по формированию таможенного союза, который, в силу неготовности некоторых стран Сообщества может быть создан пока только тремя государствами (Казахстаном, Беларусью, и Российской Федерацией). Кыргызстан и недавно (январь 2006 года) вступивший в организацию Узбекистан на данном этапе не могут обеспечить всей юридической базы для создания полноценного таможенного союза ЕврАзЭС. Таджикистан готов приступить к дальнейшим инициативам формирования таможенного союза, однако, по причине отсутствия географических границ с тремя преуспевающими странами Сообщества также, к сожалению, вынужден быть в числе аутсайдеров активных процессов по формированию таможенного союза. На неформальном саммите глав государств ЕврАзЭС в Сочи 15-17 августа 2006 года, на котором обсуждался вопрос таможенного союза, президент Таджикистана Э. Рахмонов призвал Кыргызстан и Узбекистан к активизации процессов по подготовке документов для таможенного союза ЕврАзЭС.

Относительно согласования общего таможенного тарифа стран ЕврАзЭС, в данный момент находящегося на отметке 62% в рамках трех государств (Казахстан, Беларусь, Россия), к середине 2007 года планируется достичь согласованности на 75% - 80%.

Кыргызстан, имеющий обязательство  перед Всемирной торговой организацией, несмотря на возможности внесения поправок в соглашение с ВТО по данному вопросу, которое сейчас рассматривается кыргызской стороной, имеет согласованность ОТТ с остальными членами ЕврАзЭС лишь на 30 %.

В общем и целом, формирование общего таможенного тарифа стран ЕврАзЭС и таможенного союза идет пока несколько медленно, однако, нужно заметить, что все страны-участники ЕврАзЭС тщательно стараются согласовывать свои позиции в данной сфере и в вопросах вступления в ВТО таким образом, чтобы членство в ВТО этих стран никак не могло повлиять на общие разработки экономических проектов и решений в рамках ЕврАзЭС. Наряду с этим, как отметил Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г. Рапота в одном из своих интервью по итогам саммита в Сочи, учитывая все сложности подготовки, рассмотрения, согласования и ратификации необходимых для формирования таможенного союза документов, полное завершение этих процессов ожидается к концу 2007 - началу 2008 года[9,с.107].

Транспортный союз

Развитие транзитного  потенциала стран-участников ЕврАзЭС является одной из главных задач сообщества, так как выполнение приоритетов в данной сфере неразрывно связано с торговым сотрудничеством государств ЕврАзЭС и формированием единого экономического пространства.

 

Рисунок 3 - Индексы потребительских цен стран-членов ЕврАзЭС (в % к предыдущему году)

Рисунок 4 - Среднемесячная заработная плата стран-членов ЕврАзЭС (долларов США)

 

Ряд соглашений и документов, на сегодняшний день подписанных  в рамках развития транзитного потенциала ЕврАзЭС, способствует активизации интеграционных процессов в данном приоритетном направлении деятельности Сообщества. Так, например, созданы Совет по транспортной политике, комиссии по транспортным тарифам и гармонизации транспортных законодательств стран-участников ЕврАзЭС, утвержден единый режим работы железнодорожного транспорта членов сообщества.

Однако по созданию транспортного  союза также есть некоторые замечания. Многое в данном направлении интеграции Центрально-Азиатских стран еще  предстоит сделать. Остаются такие проблемы, как несогласованность таможенной политики, отсутствие должного информационного обеспечения транспортных перевозок, низкий уровень технического состояния инфраструктуры, отсутствие единого согласованного подхода к формированию железнодорожных тарифов, включая пассажирские и грузовые перевозки, наличие отдельных конфликтных положений национальных транспортных законодательств стран ЕврАзЭС.

Информация о работе Концепция формирования единого экономического пространства