Концепция формирования единого экономического пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.
Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:
- История создания региональных интеграционных объединений;
-…Евразийское экономическое сообщество: некоторые аспекты деятельности;
- Концепция формирования единого экономического пространства;
- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;
- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;
- Тенденция развития региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества
1.2 Концепция формирования единого экономического пространства
1.3 Интеграция в центральной Азии
1.4Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях
2.2 Перспективы интеграции Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями
3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

В действительности в  дополнение к тому, что оба региональных гегемона являлись обладателями ядерных  пакетов, каждое из них имело на руках дополнительные аргументы в пользу необходимости поддержания и развития с ними стабильных добрососедских отношений с перспективой взаимовыгодного сотрудничества. Оба аргумента имеют силу и на нынешнем этапе поддержания с ними двусторонних отношений.

Кроме географической близости с Российской Федерацией (РФ), Казахстан  связывают с этой страной глубокие корни практически во всех сферах жизнедеятельности современного государства: от топливно-энергетической, где обе  страны поддерживают и развивают сотрудничество с самого начала, до военно-технического взаимодействия. Военное присутствие России в казахстанских городах: Эмба, расположенном на Западе Казахстана, в Сарышагане, Тойшагане на Юге Казахстана и Байконуре, дополнительно подкрепляют двустороннее взаимопонимание.

С другой стороны, все  более возрастающее экономическое  влияние в регионе Китайской  Народной Республики (КНР) наделяет это  государство расширенными возможностями  по отношению к соседним постсоветским  странам. Современная динамика экономического роста в Китае позволяет руководству этого государства проводить широкомасштабный курс инвестиционных вложений в нефтегазовую отрасль Центрально-азиатского региона. На протяжении всех четырнадцати лет после распада Союза наблюдается устойчивый рост торгово-экономических отношений КНР с новыми независимыми странами. Параллельно существует потенциальная угроза китаизации Российского Дальнего Востока, а также Юго-восточных рубежей РК. В свою очередь для Казахстана, население которого составляет 14,5 млн. человек, миграционный натиск со стороны 1,5 млрд. соседа - явление весьма нежелательное. Многочисленность Восточного соседа может расцениваться как позитивный фактор (развивающиеся потребительские рынки Китая и Южной Азии) лишь в случае, если удастся обезопасить себя от него, как от потенциальной угрозы.

 

1.4Этапы интеграционных процессов  центрально-азиатских государств

 

В условиях современной глобализации, международного терроризма и религиозного экстремизма, Центральная Азия (ЦА) становится эпицентром интереса в стратегическом, геополитическом плане у представителей не только великих мировых держав, но и региональных. Сегодня эти новые центрально-азиатские государства являются полноправными субъектами международных отношений. Они строят открытые, демократические общества.

Отсюда вопрос о том, какой должна быть Центральная Азия в ближайшем  будущем в политическом, экономическом, духовном измерении и в чем  заключается суть дальнейшего международного сотрудничества самих центрально-азиатских  государств - это вопросы мировой и региональной политики. При этом все согласны: во-первых, в том, что геополитические интересы этих пяти стран Центральной Азии совпадают - это жить в дружбе и братстве, как-никак, они живут, общаясь друг с другом тысячелетиями, помогая друг другу, сотрудничая во всех сферах общественно-политической жизни.

Во-вторых, все согласны в том, что  интересы центрально-азиатских стран - политические, экономические, духовные имеют общие основания; они хотят  установить в этом регионе политический порядок, стабильность, вместе определяя свою национальную безопасность против современных угроз и вызовов.

В-третьих, политики и ученые убеждены в том, что неразбериха и трудности, существующие между центрально-азиатскими государствами в сфере приграничных районов - таможенные, энергетические, сельскохозяйственные, бытовые и т.д., разрешимы политически, народной дипломатией. В-четвертых, для центрально-азиатских государств характерно и то, что трансформационные и модернизационные процессы проходят единовременно и их характер одинаков. Имеются только лишь некоторые различия в темпах реализации этих политических процессов.

После распада СССР (с 1991 г.) между  народами Центральной Азии особое значение сыграло международное сотрудничество по таким направлениям, как торгово-экономическое, социально-политическое, дипломатическое, экологическое, этнокультурное, научно-техническое и информационное, культурное, правотворческое, сотрудничество в сфере укрепления независимости мира в регионе и др. Целью международного сотрудничества является укрепление уз дружбы, добрососедства и этнокультурных связей между народами независимых государств Центральной Азии.

По мнению А. Джекшенкулова (Кыргызстан), специфика переходного периода в странах Центральной Азии состоит в том, что «в свое время этим странам навязали извне советский вариант цивилизационной модернизации, причем в ряде случаев буквально вооруженной силой. Этот вариант плохо сопрягался с традиционными социальными отношениями народов Центральной Азии и их культурами» [12,с.90].

Региональное сотрудничество центрально-азиатских  государств наиболее полно проявляется  в торгово-экономической сфере. С  каждым годом (начиная с 1985 г.) имеются  тенденции увеличения объема товарообмена между Кыргызстаном и Казахстаном и с др. [5,с.63].

Главным субъектом международного сотрудничества является государство. Именно государство определяет цель и задачи сотрудничества, прежде всего  в социально-политической сфере. Анализируя роль государства в переходный период в Центральной Азии, следует подчеркнуть, что при переходе от плановой системы к рыночной существенную роль играет государство.

Центральной Азии началось с 1991 г. с  подписания Соглашения о создании Межреспубликанского  консультативного совета республик  Средней Азии и Казахстана. Однако реального воплощения в жизнь эта инициатива не получила. Распад СССР усилил дезинтеграционные процессы. Появлялись все новые и новые институты (границы, таможня, виза и т.д.). Лишь в 1994 г. государства приступили к практическому осуществлению регионального сотрудничества. Создание единого экономического пространства такими государствами, как Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, привело в 1995 г. к созыву Центрально-Азиатской конференции по региональному сотрудничеству. В рамках этой Конференции стало традицией проводить постоянные конференции государств Центральной Азии по устойчивому развитию.

Становление современной интеграции центрально-азиатских государств, определяется четырьмя этапами:

Первый этап связан с ростом национального самосознания, активизацией патриотических и социально-демократических сил. Еще в рамках Советского Союза руководителями республик Центральной Азии для укрепления традиционных отношений и дружбы, установления межнационального согласия между народами и этническими группами, проживающими в регионе, было принято решение учредить Международную ассоциацию содействия сотрудничеству и прогрессу народов Средней Азии и Казахстана (МАССПН). А 14 августа 1991 г. в городе Ташкенте было принято решение о создании Консультативного совета по выработке единых подходов в решении общих проблем экономики республик Средней Азии и Казахстана.

Второй этап включает в себя образование независимых государств (сентябрь 1991 г.) и подписание Договора о создании единого экономического пространства (июль 1994 г.). Создаются Региональный консультационный совет, комиссии по организации сотрудничества в области транспорта, социальной защиты населения, информационного обмена, ценообразования и др. Но эти комиссии, из-за отсутствия необходимого правового и экономического обеспечения, не смогли развернуть свою деятельность в полной мере.

Третий этап становления сотрудничества новых центрально-азиатских государств начинается с подписания Договора о едином экономическом пространстве 30 апреля 1994 г. в городе Чолпон-Ата и создания Межгосударственного совета Республик: Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан (ЦАС). На встрече в Алматы 8 июля 1994 г. главы государств объявили о принятии решения учредить Межгосударственный совет: «Можно со всей определенностью сказать, - говорится в этом Обращении, - с подписанием этих документов началось реальное продвижение наших стран по созданию не только экономического союза, но и общего политического и культурного пространства». Потом к этому союзу присоединились Таджикистан, а в качестве наблюдателя — Россия, Грузия и Украина.

Четвертый этап завершает формирование правовой базы как основы финансово-экономической, политической и культурной интеграции после образования Межгосударственного совета и начинается с подписания 10 января 1997 г. Договора о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. В этом документе отмечается, что данное Соглашение способствует дальнейшему укреплению отношений вечной дружбы между тремя государствами, основанных на близости истории, культуры, языка и традиций.

После образования Содружества  Независимых Государств (СНГ) руководители республик подтвердили свою заинтересованность в становлении и укреплении СНГ  и действовали как независимые  государства.

Но лидеры новых центрально-азиатских государств понимали не хуже, чем сами инициаторы создания СНГ, недопустимости разрыва социально-экономических связей. Поэтому они заявляли о своей готовности стать равноправными соучредителями СНГ. По мнению лидеров центрально-азиатских государств:

-необходима координация усилий  по формированию содружества  независимых государств;

-создание содружества независимых  государств должно осуществляться  на правовой основе;

-содружество независимых  государств должно осуществляться  на правовой основе;

-содружество независимых  государств должно гарантировать  равноправие всех наций и народностей,  защиту их прав и интересов;

-содружество независимых  государств не может образовываться  по этническому, конфессиональному  или любому иному признаку, нарушающему права человека и народов;

-содружество независимых  государств признает и уважает  территориальную целостность и  неприкосновенность ныне существующих  границ;

-ранее заключенный  Договор об экономическом сообществе  необходимо подтвердить и завершить работу над ним в полном объеме[33,с.88-90].

Таким образом, как видно  из заявлений лидеров республик  Центральной Азии, они приложили  все усилия, чтобы сохранить узы  дружбы, добрососедства и финансово-экономические  связи. Но, к сожалению, идея Консультативного совета реального воплощения в жизнь не получила, дезинтеграционные процессы оказались сильнее, чем стремления лидеров республик.

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях

 

Мировое сообщество, к  сожалению, все еще не смогло найти  универсальные методы решения сложнейших проблем современности, противодействия  глобальным вызовам и угрозам. За прошедший год характер негативных явлений и тенденций не изменился. Они даже еще более обострились. Интенсивность их развития еще более усилилась. События в Ираке стали серьезным испытанием для ООН, со всей остротой обнажив необходимость проведения институциональной реформы Организации Объединенных Наций. ООН с ее авторитетом, универсальным характером и уникальным опытом по-прежнему играет важную координирующую роль во всех мировых делах. Но эффективность ООН зависит от нашей воли. Мы обязаны общими усилиями реформировать Организацию под углом зрения демократизации международных отношений. Настало время совершенствования механизмов ООН, их адаптации к современным потребностям. Международное право также стоит перед решением труднейших задач по созданию единых принципов соблюдения членами мирового сообщества коллективных решений и унификации правовых терминов. ООН должна играть ключевую роль в процессе постконфликтного восстановления Ирака. Казахстан поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН 1483 от 22 мая 2003г. по снятию санкций против Ирака. Подтверждая свою готовность к сотрудничеству по выполнению этой резолюции, Казахстан направил подразделение военных инженеров для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности в составе Стабилизационных сил коалиции. Для нас безопасность в Центральной Азии неразрывно связана с ситуацией в Афганистане. Несмотря на успешные военные операции в Афганистане, положение в этой стране остается нестабильным и тревожным, производство наркотиков там постоянно увеличивается. Афганистан все также стоит на грани гуманитарной катастрофы, миллионы афганцев находятся под угрозой голодной смерти. Как государство, добровольно отказавшееся от ядерного наследия, Казахстан обеспокоен продолжающимся распространением оружия массового поражения. Стремление ряда стран, а также террористических организаций к обладанию ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения создает серьезную угрозу глобальной безопасности. Сегодня Договоры о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия практически не действуют. Главная причина такого опасного положения дел заключается в ослаблении международного контроля. И здесь решающее слово должно принадлежать ООН и ее институтам. Необходимо ужесточение контроля, усиление транспарентности при разработке и проведении ядерных испытаний. Имеющиеся международные соглашения в этой области требуют совершенствования в целях их адаптации к современным реалиям. Нельзя мириться с тем фактом, что международное сообщество не обладает реальными рычагами воздействия на государства, нарушающие режимы нераспространения. Время показывает, что Совещание по взаимодействию и мерам доверия, созванное по нашей инициативе, становится эффективным механизмом обеспечения безопасности и стабильности в Азии[31,с.15]. В Алматинском Акте и Декларации по устранению терроризма и содействию диалога между цивилизациями, принятых на первом Саммите, отражены принципиально новые подходы к обеспечению безопасности в Азии, основанные на доверии, уважении и сотрудничестве. Казахстан заинтересован в дальнейшем продвижении процесса и приложит все усилия, чтобы новаторские нормы и подходы стран-участниц с учетом особенностей и многообразия региона реализовались. В настоящее время усилия Казахстана направлены на разработку Каталога мер доверия, который будет вынесен на обсуждение и принятие в ходе предстоящих в следующем году СМИД и Саммита СВМДА. Приглашаются все страны к активному участию в дальнейшей деятельности СВМДА. Казахстан придает исключительно важное значение деятельности Шанхайской организации сотрудничества. ШОС переросла роль региональной структуры по обеспечению безопасности и приступила к реализации огромного потенциала в развитии торгово-экономического сотрудничества и гуманитарных связей между странами-участницами. Полагаем, что реализация Программы торгово-экономического сотрудничества стран ШОС до 2020 года создаст благоприятные условия в области торговли и инвестиций, а также стимулировании многостороннего взаимодействия в области энергетики, информатики, телекоммуникаций, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Казахстан стремится внести вклад в становление и развитие нового, равноправного, взаимовыгодного миропорядка. С этой целью мы провели важные международные форумы: Трансазиатский парламентский форум Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, проведенная под эгидой ООН Международная конференция министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, 28-ое ежегодное собрание Исламского банка развития и, особо хочу подчеркнуть, первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В рамках первого Трансазиатского форума Парламентской ассамблеи ОБСЕ впервые парламентарии стран—участниц ОБСЕ собрались обсудить проблемы обеспечения европейской безопасности вдали от географических границ Европы. Во-первых, это обусловлено глобализацией экономических, политических и культурных процессов. Во-вторых, проведение межпарламентского форума ОБСЕ в нашей стране подчеркнуло ту роль, которую потенциально может сыграть Центральная Азия в отношениях между общеевропейской и формирующейся азиатской системами безопасности. Состоявшаяся в августе Международная министерская конференция ООН по вопросу о сотрудничестве в области транзитных перевозок стала, по сути, поворотным моментом в достижении целей Декларации тысячелетия. Главной целью проведенной серии переговоров стало устранение имевшихся разногласий и нахождение компромисса между двумя главными заинтересованными сторонами – группой стран, не имеющих выхода к морю, и группой стран-транзита. Казахстан заинтересован в практической реализации решений конференции для более полного использования собственного транспортного потенциала. Нами отдается предпочтение созданию мультимодальных международных транспортных коридоров, которые включают развитие автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных маршрутов как составляющих всего коридора. Успешное проведение 28-го ежегодного собрания Исламского банка развития в Алматы в сентябре этого года, в котором приняли участие делегации 55 стран-членов ИБР, свидетельствует о признании динамичного развития финансового сектора казахстанской экономики и роли нашей страны в глобальных экономических процессах[37,с.34].

Казахстан последовательно проводит политику, направленную на консолидацию усилий мирового сообщества по установлению и развитию диалога между цивилизациями и культурами. Будучи уникальным государством в плане религиозной терпимости и межэтнического согласия, Казахстан инициировал проведение в сентябре этого года в Астане первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. По общему мнению участников, это крупнейшее международное событие продемонстрировало наличие большого миротворческого потенциала нашей страны. Формат участников Съезда придал Астанинскому форуму характер первого религиозного саммита мира. Отрадно, что лидеры и высокие представители мировых и традиционных религий, выразив общее понимание о необходимости продолжения конструктивного межрелигиозного диалога, приняли решение проводить съезды лидеров мировых и традиционных религий на постоянной основе. Казахстану оказана честь организовать деятельность Секретариата Съезда и провести второй межрелигиозный форум снова в Астане. Сегодня Казахстан является неотъемлемой частью глобальных политических и экономических процессов. Мы глубоко убеждены, что альтернативы открытости нашей страны, ее дальнейшему вовлечению в мировые процессы не существует. Мы выступаем за активное развитие взаимовыгодных и равноправных отношений со всеми заинтересованными сторонами. В этом плане общими усилиями мы можем сделать очень многое. В заключение хотел бы поблагодарить вас за вашу ежедневную работу в налаживании сотрудничества с Казахстаном и выразить признательность за поддержку и взаимопонимание. Если попробовать проанализировать, почему ряд программ МВФ и других МФО не достигли своей цели, а иногда даже ухудшили ситуацию в регионах, которые страдали от кризиса, то можно выделить несколько причин.

Во-первых, политика этих организаций, главным образом, определяется развитыми странами. В то время как деятельность МВФ и Всемирного банка, прежде всего, сосредоточена в развивающихся странах, именно эти страны получают львиную долю финансовых средств от этих организаций, первые лица этих организаций являются преимущественно представителями развитых стран, и именно развитые страны Европы и США доминируют при принятии решений относительно проведения определенной политики. Кроме этого, интересы стран-членов МФО, представлены в этих организациях высшими должностными лицами в финансовой сфере (Министрами финансов, представителями Центральных банков), то есть людьми, которые больше всего заботятся о финансовом состоянии стран, при этом вопросы охраны окружающей среды, занятости и социальные проблемы во многих случаях отходят на второй план.

Информация о работе Концепция формирования единого экономического пространства