Концепция формирования единого экономического пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.
Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:
- История создания региональных интеграционных объединений;
-…Евразийское экономическое сообщество: некоторые аспекты деятельности;
- Концепция формирования единого экономического пространства;
- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;
- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;
- Тенденция развития региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества
1.2 Концепция формирования единого экономического пространства
1.3 Интеграция в центральной Азии
1.4Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях
2.2 Перспективы интеграции Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями
3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями
3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 729.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1 Понятие регионального  финансово-экономического сотрудничества

1.2 Концепция формирования единого экономического пространства

1.3 Интеграция в центральной Азии

1.4Этапы интеграционных  процессов центрально-азиатских  государств

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях

2.2 Перспективы интеграции  Казахстана с региональными финансово-экономическими  организациями

3. ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

3.1 Эффективность сотрудничества с региональными финансово-экономическими объединениями

3.2 Новые импульсы регионального сотрудничества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что развитие экономического сотрудничества, неоднократно подчеркивалось президентом нашей страны - Н. Назарбаевым. Важным этапом стало Подписание Договоров о внешнеполитическом и экономическом сотрудничестве и Программ экономического сотрудничества до 2007 года, Соглашения о приграничном сотрудничестве регионов Казахстана, России и других стран Центрально-Азиатского региона на 1999-2007 годы.

Поэтому в настоящее  время первостепенной задачей является осуществление дальнейших практических мер по упрочению внешнеэкономических связей и углублению всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества между государствами. При этом акцент должен быть сделан не столько на политических моментах, но на развитии экономических, торговых, финансовых связей между физическими и юридическими лицами, а также гуманитарного сотрудничества. Не менее важным является осуществление совместной политики в сфере экологической безопасности, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Казахстан как суверенное государство практически делает первые шаги на мировой арене. Переход Казахстана к открытой экономике был связан с использованием преимуществ рыночной экономики для улучшения жизни и расширения возможностей в удовлетворении растущих запросов на основе выхода на мировой рынок. Данный переход стал составной частью процесса формирования в республике рыночной экономики. Республика постепенно преодолевает многие препятствия, которые мешают активному и масштабному вовлечению ее экономики в интеграционные процессы.

На данный момент внешняя  политика Казахстана направлена на всестороннее (в том числе финансовое) сотрудничество со странами СНГ, прежде всего Россией, и другими близлежащими странами.

Государственная политика, направленная на успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику через сотрудничество с региональными финансово-экономическими организациями предполагает следующие направления:

- Выработка и реализация  целостной стратегии, направленной  на обеспечение устойчивого характера  конкурентоспособности экономики.

Глобальная система  мирового хозяйства - это отстроенный  и отлаженный механизм, работающий по своим правилам. По этим правилам надо работать и нам. Нас не ждут на мировых рынках, но нам необходимо стать востребованными и закрепиться на них. Для этого необходимо:

- во-первых, проводить системный анализ, мониторинг и оценку основных отраслей экономики Казахстана, выходящих на внешние рынки с точки зрения уровня их экспортной прибыльности и факторов, определяющих ее. Это, прежде всего, высокая производительность, низкие накладные расходы, наличие недоступных другим странам ресурсов и материалов, высококвалифицированная рабочая сила, эксклюзивные технологии и так далее. Пока такая работа в полном объеме не выполняется;

- во-вторых, провести сравнительный анализ конкурентных производств и отраслей других стран, а также транснациональных корпораций, которые участвуют на тех же самых международных рынках; оценить факторы, которые приводят к отставанию казахстанских экспортеров и секторов экономики или, напротив, дают им сравнительные преимущества;

- в-третьих, оценить  плюсы и минусы конкретных  экспортных отраслей и определить направления, где нужно поддерживать существующие преимущества, а где - устранять существующие проблемы.

При этом необходимо оценить эффективность уже предпринятых действий по развитию перспективных производств, для внутреннего и внешнего рынка, рассмотреть возможности развития их экспортного потенциала;

- в-четвертых, исходя из такого системного анализа, мы должны разработать "прорывные" макропроекты, способные изменить структуру промышленности, имеющие значительную добавленную стоимость, мультипликативный эффект, экспортный и ресурсосберегающий потенциал;

- в-пятых, важно организовать целенаправленную системную поддержку выхода казахстанского бизнеса на зарубежные рынки. Координирующим и рабочим органом должен стать Национальный совет по конкурентоспособности и экспорту, который поручено создать Правительству.

Еще одно направление - Поиск, завоевание и создание казахстанских "ниш" в системе мирового хозяйства.

Во-первых, нужно расширять направления, где мы уже сейчас можем использовать свои достижения и успехи. При этом основное внимание следует сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов.

Во-вторых, нужно форсировать поиск новых, а также рассмотреть, на первый взгляд, не особенно привлекательные или нетрадиционные экспортные "ниши". В эту работу нужно вовлечь на взаимовыгодных условиях и наших внешних партнеров по интеграции.

В-третьих, развитие в Казахстане новых производств, включая и высокотехнологичные, которые могут достичь уровня международной конкурентоспособности, поможет осваивать новые экспортные "ниши". В Северном Казахстане открыто уникальное предприятие по производству биоэтанола, аналогов которому у наших соседей по СНГ нет. В этом году начинается строительство первого интегрированного нефтехимического комплекса в Атырауской области, который позволит в дальнейшем развивать нефтехимические производства мирового уровня. А Атырауский НПЗ уже сегодня может выпускать бензин и дизтопливо, соответствующие европейским стандартам.

В-четвертых, необходимо проанализировать возможности создания и развития новых промышленных производств в приграничных районах, где соседние с нами государства уже создали торгово-промышленные, финансовые и сервисные структуры. Такие "прорывные" проекты могут быть связаны, с ростом экономики Китая и стран Юго-Восточной Азии. На границе с Китаем целесообразно создать предприятия, которые могли бы перерабатывать казахстанское сырье и снабжать китайские зоны беспошлинной торговли этой продукцией, а также энергоносителями, топливом и прочим. В дальнейшем мы также смогли бы развивать там и сферу предоставления различных услуг - по перевозке, распределению товаров, материально-техническому снабжению, задействовав при этом возможности Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" и создав торгово-экономическую зону "Хоргос - Восточные ворота".

Правительство и, в первую очередь, Министерство индустрии и  торговли, а также государственные холдинги, обязаны разработать и запустить в действие программу расширения и освоения экспортных "ниш" казахстанскими товарами и услугами с ответственными рекомендациями для участников нашей экономики.

Третье направление - Участие в крупных и "прорывных" проектах.

Экономические достижения определили лидерство Казахстана в  центрально-азиатской экономике. Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в "региональный локомотив" экономического развития и сделать его успешным "игроком" мировой экономики.

Во-первых, Правительство должно создать систему информирования наших компаний о перспективных региональных проектах и оказывать им содействие для участия в таких проектах и получения государственных контрактов на конкурсной основе. Это могут быть высокотехнологичные производства, инфраструктурные и другие проекты.

Во-вторых, нужно стимулировать сотрудничество наших крупных корпораций с транснациональными компаниями с целью развития конкретных "прорывных" проектов.

В-третьих, Казахстан будет развивать интеграцию региональных финансовых рынков вокруг финансового центра в Алматы, создавать товарно-сырьевые рынки в регионе на базе современных технологий международной торговли, например, зерновую биржу.

Цель данной работы состоит в исследовании вопросов сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями.

Задачи в связи с поставленной целью решались следующие, рассмотреть целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству:

- История создания региональных интеграционных объединений;

-…Евразийское экономическое  сообщество: некоторые аспекты деятельности;

- Концепция формирования единого экономического пространства;

- Этапы интеграционных процессов центрально-азиатских государств;

- Перспективы Казахстана в глобальных финансово-экономических интеграционных процессах;

- Тенденция развития  региональных интеграционных объединений, Центрально-азиатские государства – как полноправные субъекты международных финансово-экономических отношений и другие моменты.

Объектом исследования является - процесс межгосударственного финансово-экономического сотрудничества.

Предмет исследования – международные финансово-экономические организации.

Методологической основой  при исследовании тематики послужили  работы таких известных ученых политологов как Ашимбаев М., Султанов Б., Лаумулин М., Токаев К., публикации в периодических изданиях Артыкбаева М., Жумашевой И. и других авторов.

Степень изученности  проблемы. В целом, оценка современного состояния взаимоотношений государств-участников ЕврАзЭС, ЦАС, ШОС в финансовой сфере, в сфере экономики, транспорта и коммуникаций, энергетики и многих других на основе регламентации ресурсного потенциала каждой из сторон, а также существующих противоречий выведена в исследовательских трудах отечественных и зарубежных ученых: К. Сыроежкина, К. Хафизовой, К. Хамраевой, У. Касенова, Г. Рахматуллиной, Б. Бекбутаева, М. Копеева, Т. Чигирова, Б. Султанова, Б. Казбекова, С. Кушкумбаева, Р. Абсаттарова, А. Нысанбаева, А. Бижанова, К. Бурханова, Л. Бакаева, С. Нарматова, Г. Исламовой, Д. Трафимова, С. Гуанчен, Д. Тренина, А. Малашенко, С. Чернявского, Д. Маслова, Е. Примакова, А. Паршева, О. Егорова, В. Бабака, З. Бжезинского, Г. Киссенджера и некоторых других.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Научная новизна данной работы выражается в том, что сотрудничество Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями главным образом связано с ростом цивилизации, поэтому тема сама по себе требует высокой научной специфики. Автором применены основные тенденции для полного раскрытия темы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

1.1 Понятие регионального финансово-экономического сотрудничества

 

Активная роль принадлежит  Казахстану в обеспечении региональной стабильности, развитии финансово-экономической  интеграции стран Центральной Азии и формировании динамичного рынка  в зоне Каспийского и Черного  морей.

Экономическая интеграция - международная интеграция - это высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики.

В ходе экономической  интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.

Формами (стадиями) экономической  интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция

Свободная экономическая  зона - ограниченная территория с льготными  экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:

- зоны свободной торговли;

- зоны совместного  предпринимательства;

- банковские и страховые  зоны с льготным режимом осуществления  этих операций;

- технологические зоны;

- комплексные зоны.

Важным моментом является инвестиционное сотрудничество. Инвестиционное сотрудничество – это международные  экономические отношения, целью которых является рациональное распределение ресурсов, достижение государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновлении технологической структуры производства и др.

Информация о работе Концепция формирования единого экономического пространства