Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа
Главная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов их снижения.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить основные виды рисков;
- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;
Введение 3
1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия 6
1.1.Понятие риска 6
1.2. Классификация коммерческих рисков 8
1.3. Сущность коммерческого риска 16
2. Методы организации и управления риском 20
2.1. Методы выявления риска 20
2.2. Методы оценки риска 24
2.3. Методы снижения риска 27
3. Принципы страхования коммерческих рисков 32
4. Риски в туристском бизнесе 36
4.1. Специфика рисков в туриндустрии 36
4.2. Внутренние риски. Форма бизнеса 37
4.3 Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии. Основы
безопасности 43
4.4 Меры по обеспечению безопасности 45
Заключение 52
Список использованных источников 54
Инструментом для проведения необходимых вычислений является математическая теория вероятности. Оценка коммерческого риска осуществляется исходя из принципов поглощения рисков и их сложения: если риски являются независимыми друг от друга, то в расчет принимаются наиболее пессимистические оценки, если риски порождают другие риски, то их оценки складываются по законам теории вероятностей и математической статистики. Коммерческие риски связаны со стабильным процессом производственно-хозяйственной или финансовой деятельности.
Методы оценки коммерческого риска основаны на использовании математического аппарата теории вероятностей. Исходный этап оценки риска - построение кривой нормального распределения. Для этого необходимо выделить определенные зоны:
Безрисковая зона - область, потери в которой не ожидаются, ей соответствуют нулевые или отрицательные (как превышение прибыли) потери; ее можно назвать областью выигрыша от реализации бизнес-плана. Зона допустимого риска - область, в границах которой рассматриваемый вид деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность (в этой зоне потери происходят, но они меньше ожидаемой прибыли); граница допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от реализации бизнес-плана.
Зона критического риска - область, которая характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до полной потери расчетной выручки от реализации бизнес-плана; величина потерь в этой зоне заведомо превышает ожидаемую прибыль и может привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных в бизнес-проект.
Зона катастрофического риска - область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной стоимости всего имущества организации.
В целом для оценки риска необходимо выполнить следующие процедуры:
- выявить полный перечень возможных рисков;
- определить вероятность их проявления;
- оценить ожидаемый размер убытков;
- проранжировать убытки по вероятности наступления;
- установить приемлемый уровень риска, определить зону риска, после чего отбросить все риски, вероятность наступления которых ниже данного уровня (например, организация не рассматривает риски, вероятность появления которых не превышает 0,25). Однако если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, его необходимо оставить в перечне, даже если его вероятность мала.
Когда риски определены и среди них выявлены наиболее существенные, необходимо разработать меры по профилактике и нейтрализации каждого из них.
При решении этой задачи следует использовать методы активации творческого мышления разработчиков бизнес-плана (как индивидуальные, так и коллективные).
Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- самострахование;
- страхование;
- хеджирование;
- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
- учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.
В системе мер, направленных на снижение рисков, важная роль принадлежит диверсификации. Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Примером диверсификации может служить хранение свободных денежных средств в различных банках. Часто диверсификацию рассматривают как эффективный способ снижения рисков в процессе управления портфелем ценных бумаг. Вместе с тем этот метод имеет значительно более широкую область эффективного применения и может использоваться в различных сферах предпринимательской деятельности: промышленном производстве, строительстве, торговле и др. Так, для снижения риска потерь, связанных с падением спроса на определенный вид продукции, промышленное предприятие осваивает и осуществляет выпуск разных видов продукции.
Выход за пределы рынка одной страны может уменьшить колебания спроса, а соответствующее увеличение клиентов уменьшает уязвимость проекта (деятельность) при потере одного или нескольких клиентов.
Следует отметить, что не любое разнообразие акций, товаров, услуг, клиентов и т.п. приводит к снижению риска. При планировании разнообразия с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров (услуг), спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т.е. при увеличении спроса на один товар спрос на другой предположительно уменьшается и наоборот.
Диверсификация является способом снижения несистематического риска. Как отмечалось, посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т.п.
Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным.
Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала.
Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.
Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды, в зависимости от цели назначения, могут создаваться в натуральной или денежной форме.
Страхование - один из наиболее распространенных способов снижения рисков. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.
В общем случае страхование - это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания), за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию), принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (например, хозяину какого-либо объекта), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.
Таким образом, страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования, за счет денежных взносов, целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм.
Сущность страхования состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение кому-либо другому, т. е. в распределении ущерба между участниками страхования. В системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получили имущественное страхование и страхование ответственности.
Специфическим способом страхования цены реальных и финансовых активов (валюты, ценных бумаг) от риска нежелательного падения (для производителя и продавца) или нежелательного повышения (для потребителя, покупателя) является биржевая операция, называемая хеджированием.
Лицо, осуществляющее ее, имеет возможность избежать экономических потерь, а при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать даже на определенную выгоду.
Идея хеджирования основывается на том, что люди, обладая разными знаниями, опытом, информацией о положении дел, наконец, чутьем, интуицией, темпераментом и т.п., по разному оценивают ситуацию и перспективы ее развития. Поэтому они неодинаково подходят к определению будущей цены актива.
Орудием хеджирования являются фьючерсная и опционная сделки.
Фьючерская сделка предполагает, что одна сторона обязуется в обусловленный срок поставить определенное количество активов по установленной цене, а другая – принять и оплатить их. Гарантией этого служит внесение залога (депозита), который при осуществлении сделки возвращается. Такая сделка не может быть расторгнута, и чтобы ее аннулировать, нужно заключить встречную.
Различается хеджирование продажей и хеджирование покупкой. Хеджирование продажей (короткое) осуществляется в целях страховании от снижения цены в будущем.
Нужно иметь в виду, что при сближении рыночной и контрактной цен хеджирование теряет смысл, ибо выгоды от него могут оказаться меньше, чем комиссионные, которые приходится уплачивать по каждой сделки. Для покупателя в любом случае переплата из-за роста цены при приобретении товара на наличном рынке будет перекрыта равновеликим выигрышем от продажи контракта на фьючерсной бирже.
На самом деле в реальной жизни все обстоит сложнее, так как приходится учитывать изменение базиса, т.е. разницу между наличной и фьючерсной ценой товара.
Страховать реальные сделки можно также путем покупки опциона. Последний представляет собой контракт, по условиям которого продавец за определенную невозвращаемую плату, называемую премией, предоставляет покупателю право совершить в оговоренные сроки с определенной ценой исполнения сделку или отказаться от нее. Возможность рисковать только премией делает опцион похожим на страховой полис.
По технике исполнения выделяют три вида опционов:
- на право купить актив или фьючерсный контракт по определенной цене;
- на право их продать;
- на право выбрать одну из двух сделок.
Продажа опциона на продажу актива получила название «короткий пут», продажа опциона на покупку – «короткий колл», покупка опциона на покупку актива – «длинный колл», а покупка опциона на продажу актива – «длинный пут».
При покупке реальных активов можно одновременно приобрести опцион на их продажу, т.е. осуществить стратегию, называемую «синтетический длинный пут». Обязательство же на постановку реальных активов страхуется с помощью приобретения опциона на их покупку. Такая стратегия называется «синтетический длинный колл». И в том и другом случае потери будут ограничиваться величиной премии.
Объектом страхования коммерческих рисков выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода.
Значение данного вида страхования очень велико: естественно стремление предпринимателей заручиться защитой на случай возможных потерь в их начинающейся деятельности. Вместе с тем это один из самых сложных видов страхования - как на стадии заключения договора, так и в течение всего периода его действия.
Ответственность страховой организации по страхованию коммерческих рисков заключается в возмещении страхователю потерь, возникших вследствие неблагоприятного непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий осуществления коммерческой деятельности.
Страховую сумму как предел ответственности определяют по заявлению страхователя, но, конечно, с согласия страховой организации. Возможны два варианта установления страховой суммы:
- в пределах капитальных вложений страхователя в страхуемые операции;
- в объеме капитальных затрат и определенной (нормативной) прибыли, которую должны принести эти затраты.
Назначение страхования коммерческих рисков состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренной окупаемости. Страховое возмещение определяют как разницу между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной коммерческой деятельности.
Информация о работе Коммерческие риски торговых предприятий. Пути их минимизации