Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа
Главная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов их снижения.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить основные виды рисков;
- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;
Введение 3
1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия 6
1.1.Понятие риска 6
1.2. Классификация коммерческих рисков 8
1.3. Сущность коммерческого риска 16
2. Методы организации и управления риском 20
2.1. Методы выявления риска 20
2.2. Методы оценки риска 24
2.3. Методы снижения риска 27
3. Принципы страхования коммерческих рисков 32
4. Риски в туристском бизнесе 36
4.1. Специфика рисков в туриндустрии 36
4.2. Внутренние риски. Форма бизнеса 37
4.3 Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии. Основы
безопасности 43
4.4 Меры по обеспечению безопасности 45
Заключение 52
Список использованных источников 54
Существуют постоянные риски для агентств любого возраста.
«ОРКО-ТУР». Определение рисков в турагентском бизнесе – главная составляющая стратегического планирования работы турфирмы с момента ее открытия и на протяжении всей ее деятельности. Разные этапы жизни компании характеризуются разными рисками и, соответственно, разными методами противостояния им.
Существуют постоянные риски, угрожающие любому турагентству независимо от «возраста» и на которые агентство не может влиять никоим образом.
Политическая, экономическая, военная, социальная обстановка в местах отдыха. Вспоминается случай: когда в Турции в районе Стамбула произошло крупное землетрясение, то телефоны у меня в агентстве «молчали» несколько дней. Приходилось объяснять купившим туры туристам, что район бедствия находится на весьма удаленном расстоянии от Анталийских курортов и что вероятность возникновения землетрясения на курортах не больше, чем в Москве. Теракт 11 сентября в США также «отключил» на пару дней наши телефоны. Таких примеров великое множество.
Различного рода овербукинги (перепродажи мест размещения) в местах отдыха. Очень неприятная для агентства ситуация, которую сложно регулировать. Для уменьшения последствий таких рисков любое, даже мультибрендовое агентство, должно ограничивать число поставщиков (туроператоров) и внимательно отслеживать ситуацию на рынке туруслуг.
Ненадежные партнеры. Турагентство должно очень внимательно выбирать партнеров-туроператоров и ПОСТОЯННО отслеживать состояние дел в туроператорских компаниях. Нередки случаи исчезновения операторов с рынка в самый пик сезона, что приводит к лавинообразному разорению турагентств или, в лучшем случае, к резкому снижению их благосостояния.
Иные риски. В настоящее время приняты Поправки к Закону о туристской деятельности, которые вменяют туроператорам страховать свою финансовую ответственность перед туристами. Поправки к Закону призваны существенно снизить риски турфирм, но, к сожалению, большинство рисков, связанных с персоналом, техникой и технологиями, криминалом, инкассацией и прочим, будут существовать и в дальнейшем.
Риски – неотъемлемая часть туристического бизнеса .
«Спарк Тревел». Риски различаются причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но объединяет их одно – серьезные негативные последствия.
Существенными рисками являются: природные катаклизмы (цунами, ураганы, штормы и т.д.); экстремальные ситуации (военные действия, забастовки, эпидемии и т.д.); терроризм; политические отношения государств и, как следствие, ужесточение визового режима, ограничение по въезду в страну и т.д.
Имущественные риски связаны с вероятностью потери имущества по причине кражи, халатности, нанесения ущерба помещению, сбоя технологической системы и т.д.
Партнеры и конкуренты. С точки зрения стратегического планирования существуют такие риски, как усиление конкурентной борьбы, несоблюдение договорных условий партнерами, монополизация рынка и т.п.
Персонал. Значительную роль для компании, особенно туристической, играет ее персонал. Уход профессионального сотрудника с большим опытом работы и клиентской базой, как правило, приводит к потере клиентов. Немаловажна и финансовая заинтересованность сотрудников. В случае отсутствия таковой пропадает мотивация и, как следствие, ухудшается качество работы менеджеров либо не исключаются факты «левачества», что, по сути, является воровством. От политики, погоды и экономики мало что зависит.
Безопасность туризма является одним из его главнейших условий. Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествия. При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.
Понятие безопасности и защиты туристов охватывает весь маршрут путешественника от выезда из дома до возвращения, место назначения и все посещаемые объекты. Это понятие подразумевает действия, услуги и информацию со стороны правительств, принимающих сообществ, туристского сектора и самих путешественников.
На обеспечение безопасности туристов направлен целый комплекс мер, осуществляемых туристскими организациями. Деятельность по безопасности туризма затрагивает множество аспектов, включая проблемы любых несчастных случаев, заболеваний, случаев терроризма, военных осложнений и переворотов, криминогенных ситуаций, в том числе бандитизма, пиратства, распространения наркотиков, проституции, вандализма, радиоактивного, химического и иного заражения земли, воды и воздуха в местах пребывания, а также ряд аспектов, связанных непосредственно с поведением самих туристов.
Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Туристское путешествие, как бы оно не было грамотно подготовлено, практически всегда содержит элементы потенциальных рисков.
Факторы риска в туризме условно делятся на несколько групп:
1.Факторы риска, связанные с социальной средой (кражи, нападения, мошенничество, насилие и домогательства, организованная преступность, терроризм, социальные конфликты и религиозные беспорядки);
2. Факторы риска в туристском секторе (нарушение стандартов безопасности в туристских предприятиях, нарушение работы водопровода и системы канализации, а также хищническое отношение к невозобновляемым природным ресурсам, обман в торговой сети, невыполнение взятых на себя контрактных обязательств);
3. Личные факторы риска туристов (неконтролируемое и опасное поведение туристов во время проведения досуга, занятия спортом, вождения автомобиля, невоздержанное потребление спиртных напитков и пищи, хронические заболевания, которые могут обостриться во время путешествия, неправильное отношение туристов к местному населению и местным законам, посещение опасных мест);
4. Природные и экологические риски (отсутствие у туристов знаний об основных характеристиках природы и климата региона, а также факторов воздействия на человеческий организм местной флоры и фауны, неподготовленность к поездке с медицинской точки зрения, отсутствие мер предосторожности в отношении питания и личной гигиены).
Информация, необходимая туристам в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно до начала отдыха и в процессе обслуживания.
Предоставление необходимой информации может иметь несколько вариантов. Законодательными документами установлено обязательное методическое обеспечение тура, в которое включается информационный листок к путевке туристского путешествия и памятка для туристов.
Информационный листок к путевке туристского путешествия содержит разделы обязательной и дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке или ваучеру.
Информационный листок содержит следующие обязательные сведения:
- указание вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы обслуживания, протяженности и продолжительности всего маршрута, его походной части, категорийности походов и другой специфики;
- описание трассы путешествия – пунктов пребывания, продолжительности пребывания и условия размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование);
- краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа, местности), программы обслуживания в каждом пункте тура;
- перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату;
- наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, аттракционов, детских игровых площадок, библиотек, кинозалов и т. д.;
- адрес туристского предприятия, в котором начинается туристское путешествие и проезд до него;
Перечень дополнительной информации:
- информация о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми, семейных пар;
- специальная информация для туристских путешествий с походом;
- прочая информация и рекомендации, вытекающие из особенностей и специфики конкретного тура или направления.
Тексты памяток для туристов составляются в особых, необходимых случаях, например, при организации специализированных туров (приключенческих, спортивных) или в случае направления туристов в эндемические страны. Каждому туристу, выезжающему в страны, неблагополучные ввиду наличия так опасных инфекций, необходимо выдать индивидуальные памятки, заверенные подписью туроператора и печатью фирмы. Наличие таких памяток у туристов в обязательном порядке проверяется при таможенном досмотре в некоторых аэропортах.
Вредные факторы или факторы риска в туризме предполагают наличие мер, направленных на исключение данного фактора риска или снижение его воздействия на человека. Такие факторы риска, как травмоопасность, воздействие окружающей среды, биологические, химические и психофизические факторы риска, опасные излучения, повышенная запыленность и загазованность и ряд специфических факторов риска в туризме (возможность возникновения природных и техногенных катастроф в месте отдыха, состояние туристских объектов) требуют обязательного информирования туристов, путешествующих в данном регионе, так как во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет туристское предприятие при заключении договора. Отсутствие необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках относится к факторам риска в туризме.
Например, травмоопасность может возникнуть в результате множества случаев, таких как камнепады, сели, а также неблагоприятные эргономические характеристики используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущие травмы. Кроме использования средств индивидуальной защиты и соблюдения эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю снижение воздействия данного фактора риска предполагает информирование туристов о травмоопасности и мерах по предупреждению травм, то есть туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.
Воздействие окружающей среды предполагает негативное влияние климата на человеческий организм (повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха в зоне обслуживания туристов, резкие перепады давления или перепады высот по маршруту). В целях предупреждения вредных воздействий данного фактора риска туристское предприятие должно своевременно информировать туристов о реальных и прогнозируемых климатических условиях на маршруте.
Биологические факторы риска, связанные с животными, растениями и микроорганизмами, способными нанести серьезный вред туристам, кроме основных требований безопасности предупреждаются информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, а также о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстремальные меры следует предпринять в случае получения травмы.
Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации и других опасных излучений на туристских маршрутах также обеспечивается информированием туристов о воздействии излучения на человека и о необходимости использования средств индивидуальной защиты (головных уборов, защитных кремов, одежды, солнцезащитных очков).
К прочим факторам риска можно отнести опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках. В этом случае необходимо предоставлять туристам достаточную информацию о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными документами, и проводить для туристов необходимые инструктажи по безопасности, учитывающие специфику вида туристского маршрута.
Вопросы безопасности приобретают чрезвычайную важность для туристской деятельности в связи с преобладанием выездного туризма в РФ. В соответствии с законом «О защите прав потребителей», турист вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о туристском предприятии и о путешествии. В свою очередь, Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» налагает на турфирмы обязательство информирования туристов обо всех аспектах путешествия, обо всех рисках, с которыми туристы могут столкнуться и мерах профилактики.
В статье 14 Закона указывается, что под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, обязан информировать туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания. При этом закон предписывает средствам массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставлять указанному федеральному органу возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.
Информация о работе Коммерческие риски торговых предприятий. Пути их минимизации