Коммерческие риски торговых предприятий. Пути их минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов их снижения.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить основные виды рисков;
- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;

Содержание

Введение 3
1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия 6
1.1.Понятие риска 6
1.2. Классификация коммерческих рисков 8
1.3. Сущность коммерческого риска 16
2. Методы организации и управления риском 20
2.1. Методы выявления риска 20
2.2. Методы оценки риска 24
2.3. Методы снижения риска 27
3. Принципы страхования коммерческих рисков 32
4. Риски в туристском бизнесе 36
4.1. Специфика рисков в туриндустрии 36
4.2. Внутренние риски. Форма бизнеса 37
4.3 Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии. Основы
безопасности 43
4.4 Меры по обеспечению безопасности 45
Заключение 52
Список использованных источников 54

Работа содержит 1 файл

Коммерческие риски торговых предприятий Пути их минимизации(1).doc

— 254.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение                                                                                       

1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия

1.1.Понятие риска                                                                                          

1.2. Классификация коммерческих рисков                                                                            8

1.3. Сущность коммерческого риска

2. Методы организации и управления риском                                                          20

2.1. Методы выявления риска                                                                                                   20

2.2. Методы оценки риска

2.3. Методы снижения риска                                                       

3. Принципы страхования коммерческих рисков                                                              32

4. Риски в туристском бизнесе                                                                                                 36

4.1. Специфика рисков в туриндустрии                                                                                36

4.2. Внутренние риски. Форма бизнеса                                                                               37

4.3 Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии. Основы

безопасности                                                                                                                                  43

4.4 Меры по обеспечению безопасности                                                                             45

 

Заключение                                                                                                                   52

Список использованных источников                                                                          54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для любого предприятия, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.             

В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Во многом это связано с появлением и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства. Сегодняшний уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению абсолютно новых видов торговли, как, например, торговля через Интернет. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли. В пользу этого говорит тот факт, что рейтинги небольших по размерам компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот – принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки.

Все это говорит о неопределенности ситуации и скоротечной изменчивости экономической среды. Вносит свое негативное воздействие и необходимость быстрого принятия решений, оперативной оценки ситуации. В таких условиях гораздо больше, чем прежде, должна быть гибкость хозяйственного механизма, его способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса. Это означает, что предпринимателям придется идти на риск. Основная задача в этом случае – выяснить степень его оправданности.

Не рискуя, предприниматель ничего не добьется. Перед тем как начинать какое-нибудь дело, заключать сделку предприниматель должен все просчитать, продумать. Он должен рассчитать прибыль от данной затеи, вероятность успеха, или другими словами рассчитать риск сделки. Главная сложность проблемы управления рисками заключается в том, что не существует каких – либо «готовых» рецептов. Каждому вопросу, требующему рассмотрения на предприятии, нужен свой уникальный подход. Предприниматель должен соблюдать следующие правила:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- надо думать о последствиях риска;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

- при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;

- нельзя думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие.

Принятие предпринимателем оптимального решения – залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

Управление рисками - это возможность экономической деятельности, использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, которые позволяют в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события, ситуации, и за счет управленческого взаимодействия добиваться снижения его степени влияния.

Главными задачами управления риском являются: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для предпринимателя; разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.             

Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.

Главная цель курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов их снижения.

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:

- изучить основные виды рисков;

- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;             

- определить методы выявления риска;

- исследовать методы оценки риска;

- рассмотреть методы снижения риска.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия

1.1  Понятие риска

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.

Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.) С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение.

Несмотря на то, что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его тeоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это, наверное, тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Развитие концепции риска, прежде всего, связано с исследованиями природы дохода предпринимателя.              Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме являются платой за риск и качественно отличаются от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы.

Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, или «выигрыша», прямо связывал его появление с предпринимательским риском.              Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий.

По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть, как минимум, равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация коммерческих рисков

- имущественные риски - это риски, свя­занные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, дивер­сии, халатности, перенапряжения техничес­кой и технологической систем и т. п.;

- производственные риски - риски, связан­ные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факто­ров, и прежде всего с гибелью или повреж­дением основных и оборотных фондов (обо­рудования, сырья, транспорта и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в про­изводство новой техники и технологии;

- торговые риски представляют собой рис­ки, связанные с убытком по причине за­держки платежей, отказа от платежа в пе­риод транспортировки товара, непоставки товара и т. п.;

- финансовые риски связаны с вероятнос­тью потерь финансовых ресурсов, то есть де­нежных средств, обесценения финансовых активов.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, произ­водственные, торговые, финансовые.

По структурному признаку коммерческие риски также делятся на:

- маркетинговый;

- деловой.

Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества  предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

Производственные риски - риски, связанные с вероятностью (возможностью) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

- риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

- риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

- риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

- риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

- риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

- ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);

- риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.

Информация о работе Коммерческие риски торговых предприятий. Пути их минимизации