Коммерческие риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Предпринимательство любого вида, как правило, связано с риском, который принято называть хозяйственным или предпринимательским.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Диверсифицируемые недиверсифицируемые риски: их понятие и сущность………………………………………………………………..
2. Основные виды и направления диверсификации………………….
3. Преимущества и недостатки диверсификации……………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по Ком. риски.doc

— 75.50 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение………………………………………………………………………..

1.      Диверсифицируемые недиверсифицируемые риски: их понятие и сущность………………………………………………………………..

2.      Основные виды и направления диверсификации………………….

3.      Преимущества и недостатки диверсификации……………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Предпринимательство любого вида, как правило, связано с риском, который принято называть хозяйственным или предпринимательским.

  Риск - это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом. Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его эффективного функционирования.

  Риск непосредственным образом связан с управлением и находится в прямой зависимости от эффективности и обоснованности принимаемых решений. Ни один руководитель в процессе своей деятельности не в состоянии полностью устранить риск. Это происходит потому, что реальная ситуация почти никогда не соответствует запланированным или заданным параметрам. Поэтому любой менеджер или предприниматель всегда вынужден идти на риск, начиная то или иное дело.

   Однако посредством выявления сфер повышенного риска, его количественного измерения и осуществления регулярного контроля можно  управлять рисками либо осуществлять их профилактику. Это позволяет в какой-то степени снизить уровень риска и минимизировать его негативные последствия.

  Одним из методов снижения риска является диверсификация. В экономической литературе встречается множество определений понятия диверсификация. Сложность такого определения заключается в том, что диверсификация является такой экономической категорией, которой нельзя дать однозначное определение. Поэтому важным моментом является способность распознать и истолковать эту категорию применительно к конкретным обстоятельствам.

 

1.1   Диверсифицируемые и недиверсифицируемые риски: понятия и классификация.

   Диверсификация в широком смысле - расширение видов деятельности, переход к более разнообразным способам ведения хозяйства, объектам вложения активов и источникам привлечения ресурсов. Если в результате непредвиденных событий один вид деятельности или источник ресурса будет убыточен, то другой вид все же будет приносить прибыль.

Управление рисками включает управление непредсказуемыми событиями, которые имеют неблагоприятные последствия для предприятия.

  Совокупные риски предприятия могут быть представлены в виде двух составляющих: диверсифицируемых и недиверсифицируемых рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 «Диверсифицируемые риски»

  Диверсифицируемые риски, называемые еще несистематическими, могут быть устранены путем их рассеивания, т.е. диверсификацией. Такие риски связаны с деятельностью конкретного предприятия или группы предприятий, т.е. это риски, связанные с получением дохода от конкретной хозяйственной операции в данной сфере предпринимательской деятельности.

В зависимости от вида хозяйственной деятельности диверсифицируемый предпринимательский риск делится на производственный, коммерческий и финансовый.(Рис.1)

  Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.

   К основным причинам производственного риска относятся:

- снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени,

- отсутствия необходимого количества исходных материалов,

- повышенного процента брака производимой продукции;

- снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры,

- падением спроса;

- увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

- увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

- низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

- физический и моральный износ оборудования предприятий.

  Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

- снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

- потери товара;

- потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

1) риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

2) риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

3) риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

4) риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

5) риск форс-мажорных обстоятельств.

Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

Инвестиционный риск является разновидностью финансового риска и может быть снижен методом диверсификации.

Инвестиционный риск - это риск обесценивания капиталовложений из-за действий государственных органов власти и управления.

К инвестиционным диверсифицируемым рискам можно отнести:

- отраслевой риск - риск, связанный с влиянием на компанию общеотраслевых факторов;

- деловой риск - риск, связанный с производственной эффективностью и управлением ею менеджментом данной компании;

- кредитный риск возникает, когда капитал или его часть формируется за счет долговых обязательств (например, когда снижается кредитный рейтинг и вызывается падение цен размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение стоимости банковского кредита).

Недиверсифицируемый риск в отличие от диверсифицируемого, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.

К систематическим рискам относятся:

- риск изменения процентной ставки - риск, связанный с изменением процентной ставки центральным банком страны. При снижении процентной ставки уменьшается стоимость кредитов, которые получают компании, и увеличивается рост их прибыли, что является благоприятным и перспективным для рынка акций. И наоборот, увеличение процентной ставки негативно влияет на рынок;

- инфляционный риск - этот вид риска вызывается ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отрицательно влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска - риска изменения процентной ставки;

- налоговый риск - риск связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.

- валютный риск - риск, возникающий в силу политических и экономических факторов, происходящих в стране; Валютные риски связаны с изменением валютных курсов. Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа. Курсовые потери у экспортера возникают в случае заключения контракта до падения курса валюты платежа, потому что за вырученные средства экспортер получает меньше национальных денежных средств. Импортер же имеет убытки при повышении курса валюты, так как для ее приобретения потребуется затратить больше национальных валютных средств.

- политический риск - это угроза отрицательного воздействия на рынок из-за политических действий (смены правительства, войны и т.д.).

- страновый риск - риск непосредственно связан с интернационализацией предпринимательской деятельности. Он актуален для всех участников внешнеэкономической деятельности и зависят от политико-экономической стабильности стран - импортеров, экспортеров.

 

         У

             

             

              несистематический

 

              систематический

 

                                                                Д            

   где У – уровень риска;

Д – диверсификация (товаров, инвестиционного портфеля, поставщиков)                    

График 1.1 «Диверсификация риска»

2. Основные виды и направления диверсификации

  Как было рассмотрено выше, одним из методов снижения риска в предпринимательской деятельности является диверсификация, как распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непосредственно не связанными друг с другом.

   В качестве наиболее важных мотивов диверсификации можно назвать стремление закрепиться в растущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы.

  Таким образом, в основе диверсификации лежат три главные цели: рост, снижение риска и прибыльность.

  Если предприятие имеет очевидное стратегическое преимущество на растущем рынке, то одно направление деятельности может оправдывать привлечение всего внимания и всех денежных средств, имеющихся в распоряжении руководства предприятия.

  Еще в 60-х гг. двадцатого века зарубежными классиками стратегического менеджмента установлено: крупные организации прибегают к диверсификации, когда руководство осознает, что производственные мощности предприятия и научный потенциал персонала могут быть также эффективно использованы для освоения, производства и продажи новых товаров на новых рынках. Рост происходит либо при расширении производства на конкретных предприятиях для работы с теми же покупателями, либо при поиске новых рынков и поставщиков. Также возможен выход на новые рынки посредством разработки новой продукции для различных групп покупателей.

В своей деятельности предприятие может использовать следующие типы диверсификации:

1) Концентрическая диверсификация - пополнение своей номенклатуры, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи на выпускаемую предприятием продукцию. Например, для строительных фирм, наряду с промышленным и гражданским строительством - строительство коттеджей, гаражей, дачных домиков, торговых павильонов, капитальный и текущий ремонт помещений. Этот вид диверсификации не требует дополнительных значительных вложений в процесс деятельности, так как не будет изменен профиль производства.

2) Горизонтальная диверсификация - пополнение своего ассортимента изделиями или услугами, которые никоим образом не связаны с основной деятельностью предприятия, но могут вызвать интерес у потребителей.

3) Вертикальная диверсификация, характеризующаяся поглощением поставщиков и потребителей (включая систему торговли) Преимуществом данной формы диверсификации является контроль над всей цепочкой производства - от сырья до готового продукта. Чаще всего вертикальная диверсификация связана с переработкой какого-либо основополагающего ресурса (например, нефти).

3) Конгломератная диверсификация - пополнение своего ассортимента, изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и сферам деятельности. На практике чаще всего встречается использование горизонтальной диверсификации.

  Именно конгломератная диверсификация используется основной массой предприятий в настоящее время. Этот механизм используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических видов рисков. Вместе с тем, он позволяет минимизировать в определенной степени и отдельные виды систематических рисков. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.

Основными направлениями диверсификации, которые можно целесообразно использовать в предпринимательской деятельности, являются следующие:

Диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках (когда неудача на одном компенсируется на другом) и распределение поставок между многими потребителями (желательно равномерно для обеспечения устойчивости производственно-сбытовой деятельности);

Диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие с многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от окружения, от ненадежности отдельных поставщиков. При нарушении графика поставок даже по объективным обстоятельствам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет переключиться на работу с другими поставщиками. Конечно, это усложняет работу отделов материально - технического снабжения и сбыта и вызывает их сопротивление. Поэтому руководство предприятия должно контролировать число своих поставщиков и потребителей;

Диверсификация инвестиционного портфеля. При формировании инвестиционного портфеля рекомендуется отдавать предпочтение реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта. Если все же приходится работать с одним-двумя партнерами, то желательно распределить или рассредоточить риск. В этом случае в договоре должно быть четко предусмотрено разграничение сфер деятельности и ответственности. Непременным условием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью. Диверсификация инвестиций включает:

Информация о работе Коммерческие риски