Качество продукции на предприятии и направления его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно- механический за

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Пинский опытно-механический завод преобразован в Открытое Акционерное Общество «Пинский опытно-механический завод» согласно приказу Брестского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации № 21 от 10.02.95 г. Брестский областной исполнительный комитет выдал свидетельство «О государственной регистрации коммерческой организации» Открытому Акционерному Обществу «Пинский опытно – механический завод», которым 17 ноября 2000 года зарегистрировал предприятие в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200294708.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ПРОДУКЦИИ……………………………………………….…………………….7
1.1. Понятие качества продукции и оценка его уровня……………......7
1.2. Элементы системы управления качеством продукции………….13
1.3. Качество продукции как важнейший фактор повышения ее
конкурентоспособности…………………………………………………...…….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО
«ПИНСКИЙ ОПЫТНО – МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………….28
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Пинский опытно – механический завод» ……………………………………28
2.2. Анализ качества продукции и производственных процессов…..40
2.3. Экономическая оценка уровня качества продукции на
предприятии…………………………………………………………...…………46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ПИНСКИЙ ОМЗ»………………...…55
3.1. Модернизация производственного оборудования………...……..55
3.2. Внедрение новых технологий и международных стандартов......66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………80

Работа содержит 1 файл

Качество продукции на предприятии и пути его совершенствования ОМЗ.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

Источник: собственная разработка.

 

         К техническим факторам относится внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья.

         Организационные факторы включают: совершенствование организации  производства и труда, повышение  производственной дисциплины и  ответственности за качество  продукции, обеспечение культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрение системы управления качеством и его сертификации.

         Экономические факторы повышения  качества продукции включают  затраты на выпуск и реализацию  продукции, затраты на обеспечение необходимого уровня качества продукции и т.д.

         Социально-психологические факторы – это нормальные условия для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе.

         В основном все факторы, как  внутренние, так и внешние, тесно  связаны между собой и все  они влияют на качество продукции.  Всегда необходимо помнить, что  на каждом этапе развития предприятия  степень влияния этих факторов  неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны ранжировать их по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

 Воздействие государства  на качество, конкурентную способность  товаров и услуг сложно и  многообразно, но ключевым аспектом  должно стать нормативно-техническое  законодательство, научно-техническая  политика и патентно-международное  регулирование.

         Важнейшим механизмом обеспечения  качества является стандартизация, которую необходимо рассматривать  как инструмент регулирования  рынка, товарных потоков во  внешнеэкономической деятельности, как средство повышения технического  уровня и качества продукции исходя из имеющегося уровня техники и прогнозов на будущее. Так, жесткие стандарты побуждают к инновациям, что способствует получению преимуществ на международных рынках. Наряду с этим, стандартизация – это не только гарантия качества, но и барьеры в торговле. О значимости для предприятий вопроса обеспечения должного качества производимой, реализуемой продукции говорит тот факт, что свыше 130 тысяч фирм и компаний в разных странах мира зарегистрировали соответствие своих систем качества требованиям международных стандартов ИСО 9000 [3, с. 96]. Обращение к этим стандартам тем активнее, чем более значимым становится в конкурентной борьбе фактор качества.

         Качество закладывается на этапе  разработки и обеспечивается  в процессе производства. Поэтому разработчики продукции при создании новых видов товаров должны руководствоваться требованиями соответствующих стандартов, учитывая предполагаемые рынки сбыта и необходимость производства продукции самого высокого технического уровня. В свою очередь, разрабатываемые стандарты должны основываться на соответствующей научно-технической базе.

 

1.3 Качество продукции как важнейший фактор повышения ее конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.

         Под конкурентоспособностью продукции  или услуги понимается их способность  выдерживать конкуренцию, то есть  возможность успешной продажи  на конкретном рынке в определенный период времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, при этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления.

         Таким образом, в основе конкурентоспособности  продукции лежат два параметра:  качество и цена. Оценка конкурентоспособности  основывается на сравнительном  анализе его совокупных характеристик  в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных  потребностей и по цене потребления.

         Качество – это совокупность  свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять  определенные потребности в соответствии  с ее назначением.

         Под продукцией или услугой могут пониматься: результат деятельности или процессов (материальная или не материальная продукция: услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации); деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса).

         Уровень качества продукции –  относительная характеристика продукции,  основанная на сопоставлении  значений показателей, характеризующих  техническое и эстетико-эргономическое  совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

         Качество и конкурентоспособность  представляют собой различные  характеристики товара. В отличие  от качества конкурентоспособность  товара определяется только теми  свойствами, которые представляют  интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться. Например, многие изменения в конструкции изделия, вносимые изготовителем, потребитель может просто не заметить, хотя они изменяют показатели качества изделия, если при этом не будет изменена цена изделия.

         Различия в определении конкурентоспособности и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества за эталон берется аналогичный товар. При этом изделия классифицируются по показателям, характеризующим не только область применения,  но и конкретные конструктивные и технологические особенности, что еще более ограничивает возможности выбора базы для сравнения. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, и в качестве эталона могут быть использованы неоднородные товары, например твары-заменители.

         Таким образом, основное отличие  качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество – это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность – отношение потребителей к этим свойствам товара. 

         Следует иметь в виду, что при  некоторых различиях между показателями  «качество» и «конкурентоспособность» существует тесная связь. Во-первых, они определяются совокупностью свойств товара, а во-вторых, представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса.

         Второй составляющей конкурентоспособности является цена товара. Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на ее достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для покупки и исследования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров.

         Один и тот же товар не может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособным. Например, бытовой холодильник «Bosch» на белорусском рынке не конкурентоспособен потому, что имеет цену значительно выше, чем аналогичные отечественные холодильники. Однако это не говорит о том, что конкурентоспособность фирмы «Bosch» ниже, чем конкурентоспособность фирмы «Атлант». Сложившаяся конъюнктура на белорусском рынке обусловлена социально-экономическими причинами, а не научно-технологическим потенциалом фирм «Bosch» и  «Атлант».

         Таким образом, конкурентоспособность  продукции является важнейшим фактором повышения ее конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий. От нее зависит позиция предприятия на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие четкой методики оценки и планирования конкурентоспособности.            

         Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия- производителя, потребителя и всей экономики в целом. Выпуск качественной продукции способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.

         Классификация показателей качества продукции представлена на рисунке 1.2.    

Показатели качества

по способу выражения

 

эксплуатационные

по стадии определения

эстетические

показатели назначения

экономические

показатели технологичности

единичные

транспортабельность

комплексные

экологические

обобщающие




 


 




 




Рис. 1.2. Показатели качества продукции

Источник: [13, с.153].

         В процессе обеспечения качества продукции обычно используются экономико-математические методы: линейное, нелинейное, динамическое программирование, планирование эксперимента, имитационное моделирование, теория игр, тория массового обслуживания, теория расписаний, функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования функции качества (СФК).

         Метод Тагути базируется на понятии функции потери качества, которая характеризует меру связи между качеством и потерями от его снижения. Этот метод направлен на создание устойчивых технологических и управленческих процессов системы качества, позволяющих быстро реагировать на изменение потребностей рынка и охватывать весь жизненный цикл изделия.

         Метод структурирования функции  качества разработан доктором  Мицуно (Токийский технологический  институт) и заключается в формировании  функции качества «голоса покупателей». Постепенно запросы покупателей перевоплощаются в конкретные свойства продукции. Строится объемная матрица, позволяющая соединить желаемые свойства изделия с потенциальными возможностями предприятия и потенциальными возможностями предприятий-конкурентов. Этот метод указывает наиболее короткий путь к потребителю и снижает затраты по достижению намеченного уровня  качества.

         При управлении улучшением качества  должен реализовываться цикл: планируй  – выполняй – контролируй  – регулируй. Методическим средством для этих целей служит круговой цикл Деминга, или цикл РДСА: Р – план; Д – выполнение работ в соответствии с планом; С – проверка соответствия полученного результата запланированному; А – принятие необходимых мер в случае отклонения полученного результата от запланированного. После достижения определенных результатов этот цикл повторяется, но на более высоком уровне. Круг Деминга – это метод управления, позволяющий руководству предприятия постоянно двигаться в направлении достижения главной цели, получая важные промежуточные результаты, контролируя свои действия. [13, с. 156].

         В планировании качества продукции  широкое применение находит программно-целевой  подход с использованием методов  сетевого планирования с разграничением  стратегических и оперативных функций управления качеством и их раздельное финансирование, разработка нескольких ситуационных планов (многовариантность планирования) для обеспечения большей вероятности их осуществления в меняющихся условиях рынка.

         Большое значение придается методам оптимизации работ по обеспечению качества и функционированию системы управления качеством, что в значительной степени снижает издержки. Особое место по степени использования занимают статистические методы обеспечения качества. Методы прикладной статистики дают возможность анализировать и интерпретировать получаемую информацию о потребительском спросе, нарушениях системы качества, динамики качества изделий в разных сегментах рынка, тем самым повышая надежность процесса  получения стабильного уровня качества изделий и совершенствование процесса управления.

Информация о работе Качество продукции на предприятии и направления его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно- механический за