Качество продукции на предприятии и направления его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно- механический за

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Пинский опытно-механический завод преобразован в Открытое Акционерное Общество «Пинский опытно-механический завод» согласно приказу Брестского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации № 21 от 10.02.95 г. Брестский областной исполнительный комитет выдал свидетельство «О государственной регистрации коммерческой организации» Открытому Акционерному Обществу «Пинский опытно – механический завод», которым 17 ноября 2000 года зарегистрировал предприятие в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200294708.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ПРОДУКЦИИ……………………………………………….…………………….7
1.1. Понятие качества продукции и оценка его уровня……………......7
1.2. Элементы системы управления качеством продукции………….13
1.3. Качество продукции как важнейший фактор повышения ее
конкурентоспособности…………………………………………………...…….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО
«ПИНСКИЙ ОПЫТНО – МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………….28
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Пинский опытно – механический завод» ……………………………………28
2.2. Анализ качества продукции и производственных процессов…..40
2.3. Экономическая оценка уровня качества продукции на
предприятии…………………………………………………………...…………46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ПИНСКИЙ ОМЗ»………………...…55
3.1. Модернизация производственного оборудования………...……..55
3.2. Внедрение новых технологий и международных стандартов......66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………80

Работа содержит 1 файл

Качество продукции на предприятии и пути его совершенствования ОМЗ.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

- сертификат соответствия  –  это документ, оформленный по  правилам международной региональной  или национальной системы сертификации. В нем указано, что продукция  соответствует конкретному стандарту  (Приложение Г, Приложение Д);

- далеко не исчерпаны такие факторы повышения качества продукции, как улучшение технологической дисциплины и усиление мотивации труда. Требует серьезного улучшения инновационная деятельность как один из основных элементов создания наукоемких видов продукции и производств;

       - для  достижения преимуществ на рынке  сбыта перед другими производителями  ОАО «Пинский опытно – механический  завод» внедряет систему менеджмента  качества ИСО 9001 – 2001, что оказывает  позитивное воздействие на качество выпускаемой продукции, эффективность работы и финансовые показатели предприятия. Международные стандарты серии ИСО 9000 обобщают мировой опыт и регламентируют порядок создания систем качества;

-  в соответствии  с графиком внедрения и сертификации систем управления качеством по международным стандартам ИСО серии 9000 Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, мероприятий программы «Качество» Брестской области на 2007 – 2010 годы на ОАО «Пинский опытно – механический завод» разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества. Необходимость разработки системы менеджмента качества и ее сертификации была обусловлена следующими причинами: стандарты предприятия способствуют наведению порядка на производстве в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000; упрощение процесса выявления ошибок и просчетов в управлении качеством; возможность осуществления учета накопленного положительного опыта.

- резервами увеличения выпуска продукции высокого уровня качества и фондоотдачи на ОАО «Пинский ОМЗ» могут быть: ввод в действие не установленного оборудования, замена и модернизация его, сокращение целодневных и внутрисменных простоев, повышение коэффициента сменности, более интенсивное использование, внедрение мероприятий НТП. Систематический рост выпуска продукции за счет наиболее полного использования оборудования позволяет увеличивать отдачу от вкладываемых средств и повышать эффективность производства. Основные пути повышения эффективности использования оборудования на предприятии:

а) повышение экстенсивной нагрузки оборудования;

б) сокращение сроков освоения вновь вводимых мощностей;

в) ликвидация диспропорций в мощностях действующих цехов, участков и групп оборудования;

г) интенсификация производственных процессов;

д) развитие специализации и кооперирования промышленных предприятий;

- использование оборудования на ОАО «Пинский ОМЗ» зависит прежде всего от уровня организации производственного процесса, обеспечивающей равномерную и ритмичную работу при максимальной загрузке оборудования и производственных площадей. О значительных резервах улучшения оборудования свидетельствует величина показателя – коэффициента сменности. Повышение этого показателя может быть достигнуто прежде всего за счет использования внутрипроизводственных резервов и, в частности, механизации слесарно-сборочных работ, совершенствования организации вспомогательных работ и повышения уровня их механизации, перераспределения рабочих по профессиям и др.;

- увеличение выпуска продукции за счет повышения интенсивности загрузки оборудования является одним из весьма эффективных путей наращивания производственных мощностей в относительно сжатые сроки с минимальной величиной капитальных затрат. Повышение производительности труда и увеличение выпуска продукции на действующем оборудовании достигается за счет повышения качества перерабатываемого сырья и материалов, внедрение новых технологических процессов, модернизации оборудования и широкого использования передового опыта коллективов предприятий. Более широкое применение прогрессивных технологических процессов  является одним из путей интенсификации производства и повышения эффективности использования оборудования;

- наличие на предприятии системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001:2000 свидетельствует, что предприятие способно последовательно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим обязательным требованиям; целью предприятия является повышение удовлетворенности потребителя через эффективное применение системы, ее постоянное улучшение и обеспечение соответствия продукции требованиям потребителя и обязательным требованиям законодательных и нормативных актов.  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        В развитой рыночной экономике  существенные изменения претерпевает  хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить затраты предприятия, выпускающего основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

         Актуальность темы дипломной  работы в том, что качество продукции предприятия – это требование рыночной экономики, когда назрела необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Качество продукции – важнейший из таких критериев. Актуальной является также прямая зависимость и взаимодополняемость между качеством продукции и эффективностью производства. Улучшение качества продукции позволит повысить ее конкурентоспособность и эффективность, увеличить долю рынка.

В настоящей дипломной  работе рассматриваются теоретические аспекты качества продукции: понятие и оценка уровня, а также элементы системы управления качеством продукции.

 Цель исследования  – оценка и анализ качества  продукции,  разработка направлений его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно – механический завод».

         Целевая направленность работы  обусловила постановку и решение  следующих задач:

-  изучить сущность и значение качества продукции, раскрыть содержание элементов системы управления качеством;

-  провести анализ производственных процессов и качества продукции на предприятии;

-   исследовать зависимость конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Пинский ОМЗ» от улучшения ее качества;

-  дать экономическую оценку уровня качества продукции на исследуемом предприятии;

-   разработать направления совершенствования качества продукции на ОАО «Пинский ОМЗ».

         Предметом исследования являются  теоретические и практические  вопросы состояния качества продукции  в условиях становления рыночных  отношений.

         Объект исследования – Открытое Акционерное Общество «Пинский опытно – механический завод».

         В процессе написания дипломной  работы применялись общенаучные  методы экономических исследований: наблюдения, сопоставления, анализа,  метод обобщения теоретического  и практического материала и другие.

         Исследуемый период – 2005-2007 гг. производственно – хозяйственной деятельности предприятия «Пинский ОМЗ».

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ

 

    1.  Понятие качества продукции и оценка его уровня

 

         Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин: результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.

         Основной принцип эффективности производства гласит: «Любая самоорганизующаяся система в своей деятельности или развитии стремится достичь наилучших результатов, или достичь намеченной цели с минимальными затратами ресурсов» [7, c.18].

         В рыночной экономике каждое  предприятие, будучи экономически  самостоятельным товаропроизводителем, вправе самостоятельно выбирать пути повышения эффективности производства в рамках установленных государством правил поведения и ограничений. Для оценки измерения эффективности предприятия используются общественные категории и понятия.

Повышение качества продукции  имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей. Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:

- продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;

- повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;

- снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;

- получение более высокой прибыли.

 Для изготовителя  качество продукции является  определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:

-   выявить потребителей и определить их требования к продукции;

-    преобразовать требования потребителя в технические условия;

- определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;

- оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.

       Потребителю важно получить: пригодное к применению и надежное изделие; качественный и своевременный технический сервис; соответствие цены характеристикам изделия; обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда. Моральное старение продукции также приведет к относительному падению его качества, хотя стоимость продукции остается неизменной. Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям: потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

 Качество продукции  как экономическая категория  в значительной степени формирует  такие экономические показатели  работы предприятия как себестоимость,  цена, прибыль, рентабельность. Эффективность  производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Для управления качеством  продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества. Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки. При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции. Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Качество продукции – совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация уровней качества  на десять показателей.

Информация о работе Качество продукции на предприятии и направления его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно- механический за