Качество продукции на предприятии и направления его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно- механический за

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Пинский опытно-механический завод преобразован в Открытое Акционерное Общество «Пинский опытно-механический завод» согласно приказу Брестского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации № 21 от 10.02.95 г. Брестский областной исполнительный комитет выдал свидетельство «О государственной регистрации коммерческой организации» Открытому Акционерному Обществу «Пинский опытно – механический завод», которым 17 ноября 2000 года зарегистрировал предприятие в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200294708.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ПРОДУКЦИИ……………………………………………….…………………….7
1.1. Понятие качества продукции и оценка его уровня……………......7
1.2. Элементы системы управления качеством продукции………….13
1.3. Качество продукции как важнейший фактор повышения ее
конкурентоспособности…………………………………………………...…….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО
«ПИНСКИЙ ОПЫТНО – МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………….28
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Пинский опытно – механический завод» ……………………………………28
2.2. Анализ качества продукции и производственных процессов…..40
2.3. Экономическая оценка уровня качества продукции на
предприятии…………………………………………………………...…………46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ПИНСКИЙ ОМЗ»………………...…55
3.1. Модернизация производственного оборудования………...……..55
3.2. Внедрение новых технологий и международных стандартов......66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………80

Работа содержит 1 файл

Качество продукции на предприятии и пути его совершенствования ОМЗ.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

Показатели назначения  характеризуют полезный эффект от использования  продукции по назначению и обусловливают  область применения готовой продукции.

Показатели надежности определяют безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из названных показателей.

 Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность  композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

 Показатели транспортабельности  выражают приспособленность продукции к транспортировке.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту  продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели могут вообще отсутствовать в  продукции, когда производство данной продукции не может быть экологически опасным в принципе.

Показатели безопасности характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т. е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных  показателей формирует качество продукции. Однако помимо всех этих показателей  важна и цена изделия. Именно с  ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно обладает. Если при улучшении качества цена буде слишком высокой, то тогда эффективности повышения качества не будет. В связи с этим качество должно быть соотнесено с нуждами потребителя и его ожиданиями. Потребитель покупает продукцию для того, чтобы удовлетворить свои специфические потребности, решить свои проблемы. Перед тем как купить продукцию, потребитель делает глобальную оценку, основываясь на следующих составляющих:

-  ценность, которую назначает потребитель продукции исходя из ее способности удовлетворить свои потребности и решить его проблемы;

-    стоимость, которую должен заплатить потребитель, покупая и используя продукцию.

Потребитель сравнивает альтернативные предложения, измеряя в каждом из них отношение ценности к стоимости - эквивалент его удовлетворенности, и, следовательно, компании, конкурирующие на рынке, должны работать над тем, чтобы увеличить это соотношение. Качество продукции для потребителя означает степень исполнения, степень эффективности функционирования, и цена такой продукции возрастает соразмерно с улучшением ее характеристик. Результаты деятельности предприятия и его положение на рынке зависит, с точки зрения конкурентоспособности, от двух фундаментальных составляющих:

-   качество цели: анализ и понимание потребности потребителя, определение целей качества как максимальной ценности для потребителя;

-   качество исполнения: снижение дефектности продукции.

       Качество исполнения представляет собой важный компонент качества, но только качества исполнения недостаточно для гарантии успеха компании. Качество цели характеризует новую составляющую качества, которая представляет ценность как главный конкурентоспособный фактор. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. Качество продукции имеет большое значение для всего общества. При покупке товара потребитель подразумевает то, что он качественный; никто не захочет покупать товар, зная, что он не качественный. Каждый изготовленный продукт должен соответствовать требованиям покупателей, в противном случае, предприятие обречено. В условиях рыночной экономики качественная продукция – залог долгого и успешного функционирования предприятия. Отсутствие экономической эффективности повышения качества продукции практически не бывает. Даже те предприятия, которые продают продукцию, которая не является высококачественной, могут быть заинтересованными в повышении качества, поскольку это всегда означает завоевание новых рынков сбыта, расширение производства, увеличение прибыли. В наше время всегда существует возможность модернизации производства и улучшение качества продукции по всем показателям. Существуют предприятия, для которых повышение качества продукции является второстепенной задачей, повышение качества рассматривается как невыгодное вложение средств, однако условия конкуренции на рынке обуславливают то, что такие предприятия рано или поздно будут вынуждены модернизировать свое производство, чтобы их продукция продавалась и дальше. Следует помнить, что потребности и требования людей к качеству продукции меняются и увеличиваются. В этом всегда можно убедиться на практике; три года назад хорошим мобильным телефоном считался телефон небольших размеров, с будильником и калькулятором, сейчас хорошим телефоном считаются только телефоны с огромным количеством других функций: фотокамера, радио, МР-3-плеером, оригинальным дизайном и большим экраном. В итоге можно с уверенностью сказать: в коротко-, средне- или в долгосрочной перспективе, но повышение качества продукции всегда будет положительным и экономически эффективным фактором развития предприятия.

 

 

    1.  Элементы системы управления качеством продукции

 

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них. Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством продукции основывается на стандартизации, которая представляет собой нормативно – техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготовленной для нужд национального хозяйства, населения, экспорта. Проблема качества в современных условиях является важнейшим показателем повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности, а конкурентоспособность  стала фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества.

         Развитие внешнеэкономических связей  привело к необходимости выработки  стандартного похода к понятию  «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия  (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем  качества и их сертификации. Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей.

         В соответствии с международными  стандартами ИСО 9000 выделяются основные направления деятельности в области качества:

-  планирование качества;

-  управление качеством;

-  обеспечение качества;

-  улучшение качества  [22, с. 108].

         В состав процедуры управления  качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством – выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствие продукции проекту и  материально-техническим обеспечением. Обеспечение качества включает деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях. Международный опыт систем качества на предприятиях отражен в стандартах  МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и системы качества». Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством.

         В основе организаций систем  качества лежат принципы:

- соответствия;

- документирования;

- единоначалия;

- подконтрольности;

- законности.

         Хорошо структурированная система  качества является залогом реализации функций и успешного общего руководства системой качества. Принцип соответствия воплощается и в организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации. Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

- работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;

-  выполняются требования потребителя к продукции;

-  работа самой системы экономически оправдана: система качества документируется в соответствии с МС ИСО; в документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции.

         Многолетний опыт функционирования  систем управления качеством  показывает, что эффективное управление возможно при наделении каждого работника правами и обязанностями, однако мера участия и ответственности руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей входит: определение направлений деятельности и определение их приоритетности, определение уровня подготовки кадров и их квалификации.

         Эффективность работы системы  качества зависит от достоверности  получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов  обратной связи о дефектах  и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль – организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее подготовленному плану.

         Накапливаемый опыт в области  обеспечения качества постоянно  нуждается в осмыслении, анализе  и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.

         В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества:

-  МС ИСО 9000, которая заменяет ИСО 8402 : 94 и ИСО 9000 – 1 : 94; описывает основные положения систем качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. 

-  МС ИСО 9001 применяют в следующих случаях: заключение контрактов между организацией и покупателем; регистрация (одобрение) потребителями; сертификация (регистрация) третьей стороной; улучшение качества.

-  МС ИСО 9002; МС ИСО 9003 имеют свои особенности: новую философию подхода к менеджменту качества; содержат меньше обязательных требований к документированию; являются более гибкими в применении;

-  МС ИСО 9004 направлен на повышение удовлетворенности потребителей, на достижение постоянного улучшения и рекомендует применять принцип «процессный подход» при создании, внедрении и совершенствовании системы менеджмента качества

         В то же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

         В настоящее время все  развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

         На каждом предприятии на качество  продукции влияют самые разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние. 

         Внешние факторы:

-  требования рынка, т.е. покупателей, конкуренция;

-  нормативные документы в области качества продукции;

-  необходимость завоевания достойного места как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке, обеспечении имиджа в среде покупателей, деловых людей и др.

         Внешние факторы в условиях  рыночных отношений способствуют  формированию продукции, если  предприятие не является монополистом.

         Внутренние факторы представлены на рисунке 1.1, к ним относятся такие факторы, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятии.

 

Внутренние факторы повышения  качества продукции


 


 

              технические

организационные

экономические

cоциально-психологические


 

Рис1.1. Внутренние факторы повышения качества продукции.

Информация о работе Качество продукции на предприятии и направления его совершенствования на примере ОАО «Пинский опытно- механический за