Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа
Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между производством и потреблением, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений.
Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант использования ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов выбор осуществляется с учетом:
вида и объема альтернативных продуктов;
альтернативных средств производства и технологий для производства продуктов;
распределения дохода, налогов и трансфертных платежей;
распределения ресурсов для текущего и будущего потребления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
1.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
ГЛАВА 2 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Эластичность спроса (по цене, по доходу, перекрестная, дуговая). Факторы эластичности спроса.
2.2. Эластичность предложения.
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рыночный спрос – сумма величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах.
Цена является самым важным фактором определяющим количество покупаемого продукта. Однако существуют факторы, которые также влияют на решение покупки, т.е. на спрос. Они называются еще и неценовыми факторами спроса.
При изменении цены на товар изменяется величина спроса. На графике это перемещение по кривой спроса: из точки А в точку В; из точки В точку С и т.д. неценовые факторы влияют на изменение в спросе. На графике эта ситуация изображается сдвигом кривой спроса: если спрос растет, то сдвиг кривой осуществляется вправо; если спрос падает, то сдвиг кривой осуществляется влево.
К неценовым факторам, влияющим на спрос относятся:
1) Предпочтения и вкусы потребителей.
Благоприятное для данного товара изменение потребительских вкусов и предпочтений может быть вызвано рекламой, изменением моды и увеличит спрос по каждой цене. Кривая спроса сместится вправо и наоборот.
2) Число покупателей на рынке вызывает изменение общего спроса.
3) Повышение доходов относительно большинства товаров (т.е. когда доходы увеличиваются, а цены на большинство товаров остаются прежними) приводит к повышению спроса. Однако следует различать товары высшей категории (нормальные товары) и товары низшей категории.
Товары высшей категории – товары, спрос на которые увеличивается с ростом дохода и снижается со снижением дохода.
Товары низшей категории – товары, спрос на которые уменьшается с ростом и увеличивается при снижении дохода
4) Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые).
Взаимозаменяемые товары – такие пары товаров, для которых рост цен одного приводит к росту спроса на другой.
Взаимодополняемые товары – такие пары товаров, для которых рост цен одного приводит к снижению спроса на другой.
5) Потребительское ожидание относительно будущих цен и доходов.
Ожидание повышения цен может побудить потребителей к увеличению покупок, а ожидания повышения доходов может заставить их меньше ограничивать текущие расходы. И наоборот.
Предложение – это обобщающий термин, который характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара.
Предложение – количество товаров и услуг представленных на рынке.
Предложение – желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.
В общем виде кривая предложения изображается:
Рисунок 1.2.1- Кривая предложения
На графике видно, что между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость. Эта зависимость и есть закон предложения.
Закон предложения: на любом рынке при прочих равных условиях существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения, т.е. с ростом цены величина предложения увеличивается, и наоборот, со снижением цены величина предложения уменьшается.
Существование такой зависимости объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства.
Различают индивидуальное и рыночное предложение.
Индивидуальное предложение – предложение конкретного продавца (производителя).
Рыночное предложение – это предложение всех продавцов данного товара (сумма индивидуальных величин предложения).
Следует строго различать «само предложение» и «величину предложения».
При изменении цены на товар изменяется величина предложения. Однако на предложение влияют и неценовые факторы.
Действие неценовых факторов приводит к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если предложение растет) и влево (если предложение сокращается).
К неценовым факторам, влияющим на предложение относят:
1. Цены на производственные ресурсы
Если цены снижаются, то это стимулирует наращивание предложения. Если цены растут, то предложение уменьшается.
2. Изменения в технологии производства
Открытия позволяют с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
3. Налоги и дотации.
Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение; дотации, наоборот, фактически снижают издержки производства и увеличивают предложение.
4. Изменение цен на другие товары.
5. Число продавцов.
6. Ожидания изменений цен на товар в будущем.
Эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на действие какого-либо фактора. В зависимости от вида фактора, воздействующего на спрос, различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене показывает изменение объема спроса при изменении цены товара на 1 % при условии, что все другие факторы неизменны.
Степень ценовой эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности Ed, который равен отношению процентного изменения объема спроса Qd к процентному изменению цены:
Ed=∆ Qd/∆P,
Или Ed=(∆D/D)*100%/(∆P/P)*100%,
Или Ed=( P/ D)*( ∆D/∆P),
где D,P — первоначальный спрос и цена соответственно; ∆D ,∆P — изменения спроса и цены.
Допустим, что первоначальная цена на виноград составляет 5 дол., а объем спроса при этой цене равен 100 т в неделю. Если цена уменьшится до 4 дол., а объем спроса возрастет до 110 т в неделю, то
Ed =(10/100)*100 %/ (-1/5)*100% = 10: (-20) =-0,5.
Величина Ed будет всегда отрицательным числом, так как любое изменение в цене вызывает противоположное изменение спроса, однако при расчетах знак"—" часто игнорируется.
В зависимости от значения коэффициента Ed, взятого по абсолютной величине, различают:
1) эластичный спрос, когда Ed> 1. При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменения спроса. Например, если при снижении цены на 4 % спрос увеличился на 8 %, то Ed = 8:4 = 2;
2) неэластичный спрос. При неэластичном спросе Ed < 1. Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса. Так, в приведенном примере Ed=0,5, что означает неэластичность спроса на виноград;
3) спрос единичной эластичности, при котором Ed=1, т.е. процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны;
4) совершенно эластичный спрос и совершенно неэластичный спрос представляют собой две крайние ситуации. При совершенно эластичном спросе при постоянной цене может быть реализовано
любое количество товара, т.е. Ed→ ∞. Кривая спроса имеет вид горизонтальной линии и используется для характеристики модели совершенной конкуренции.
Совершенно неэластичный спрос означает противоположную ситуацию, когда любое изменение цены не приводит к изменению спроса. Коэффициент эластичности в этой ситуации будет равен нулю, т.е. Ed=0, а кривая спроса будет иметь вид вертикальной линии. Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на жизненно необходимое лекарство и др.
На рисунке 2.1.1 изображены два варианта графиков спроса. На рисунке 2.1.1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (30010) до 6000 руб. (20030), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рисунок 2.1.1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (30010) до 2400 руб. (20012). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [Л8, с. 89].
Рисунок 2.1.1- Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рисунке 2.1.2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Рисунок 2.1.2 - Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рисунок 2.2.2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. [Л6, с. 101].
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
— спрос эластичен;
— спрос неэластичен;
— спрос с единичной эластичностью.
Наклон кривой спроса не всегда является точным ориентиром в ценовой эластичности спроса. Это объясняется тем, что значение и наклон кривой спроса во многом зависят от единицы измерения спроса, например килограмм, тонна, вагон. Эластичность спроса по цене является относительным показателем, измеряющим степень чувствительности потребителя к изменению цены, и от избранной единицы измерения не зависит.
Об эластичности спроса можно также судить по изменению общей выручки (дохода). При этом возможны следующие варианты оценки эластичности:
1. При эластичном спросе изменение цены вызовет изменение общей выручки в противоположном направлении. Доход (выручка) от реализации продукции равен произведению цены на объем реализованной продукции (P*Q).
2. Неэластичный спрос будет означать, что изменение цены вызовет изменение общей выручки в том же направлении.
В случае единичной эластичности изменение цены не вызывает изменения общей выручки.
Таблица 2.1.1 - Ценовая эластичность спроса.
ВЕЛИЧИНА
КОЭФФИЦИЕНТА | ТЕРМИНОЛО- ГИЯ | ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ | ВЛИЯНИЕ ЦЕНЫ НА ОБЩУЮ ВЫРУЧКУ | |
ЭЛАСТИЧНОСТИ |
|
| УВЕЛИЧЕ НИЕ | УМЕНЬШЕ НИЕ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ед > 1 | эластичный или относительно эластичный спрос | процентное изменение количества спрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены | общая выручка падает | общая выручка растет |
Ед = 1 | единичность или единичная эластичность спроса | процентное изменение количества спрашиваемой продукции равно изменению цены | общая выручка неизменна | общая выручка неизменна |
Ед < 1 | неэластичный или относительно неэластичный спрос | процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше, чем изменение цены | общая выручка растет | общая выручка падает |