Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов мо­жет быть причиной дисбаланса между производством и потреблени­ем, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других мало­приятных явлений.
Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант использования ресурсов. В условиях ограни­ченности ресурсов выбор осуществляется с учетом:
 вида и объема альтернативных продуктов;
 альтернативных средств производства и технологий для про­изводства продуктов;
 распределения дохода, налогов и трансфертных платежей;
распределения ресурсов для текущего и будущего потребления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
1.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
ГЛАВА 2 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Эластичность спроса (по цене, по доходу, перекрестная, дуговая). Факторы эластичности спроса.
2.2. Эластичность предложения.
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

вауца.doc

— 691.50 Кб (Скачать)

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рисунок 3.3. иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога.

    

Рисунок 3.3 - Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S1, — предложение до и после  введения налога [Л1, с. 200]

 

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.

2.        Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.:             Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.

3.        Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС»,                 1994. – 384 с.: ил.

4.        Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 1999. – 272 с.: ил.

5.        Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с. с ил.

6.        Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.  [с. 113-116]

7.        Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400

8.        Современная экономика.  Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 352 с.

9.        Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.

10.   Курс экономической теории / Под ред. А.В.Сидоровича. М., 2001. С. 224-261.

11.   Курс экономической теории. Учебник. 4-е изд./Под ред. Чепурина М.Н.,   Киселевой Е.А. Гл. 18. Киров, «АСА», 2002.

12.   Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 714 с.

13.   Серяков С.П. Курс лекций «Микроэкономика».

14.   Тимирясова В.Г. Учебное пособие,  «Микроэкономика».

15.   Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.

16.   В. Ф. Максимова. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 1996.

17.   Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.

18.   Макроэкономика, Бродская Т., Карпухин Н.,С-П., Питер, 2001.

19.    Зубко Н.М. Экономическая теория. - Минск: НТЦ "АПИ", 1999.

25

 



Информация о работе Эластичность спроса и предложения