Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:54, реферат
Целью работы является изучение эластичности спроса и предложения.
Задачи работы могут быть сформулированы следующим образом:
рассмотреть элементы спроса и предложения;
рассмотреть концепцию эластичности как к спросу, так и к предложению.
Введение 3
Глава I. Спрос и предложение как экономические категории 4
1.1. Понятие спроса и предложения 4
1.2. Факторы спроса 6
1.3. Функция спроса 9
Глава II. Эластичность 10
2.1. Понятие эластичности и виды кривых спроса 10
2.2. Эластичность предложения 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Оглавление
Введение
Рыночная экономика особое внимание уделяет основополагающему звену экономической деятельности, которым является предприятие. Так, деятельность различных предприятий обусловливает выпуск товаров, изготовление продукции, предоставление услуг, которые являются общественно необходимыми.
Деятельность любого предприятия зависит от работы персонала, квалифицированного и компетентного в различных сферах, кроме этого, важными вопросами являются эффективное использование ресурсов, применение новейших технологий, использование различного оборудования.
Основной задачей любого предприятия является снижение издержек и получение максимальной прибыли. С этой целью ведется бизнес-планирование, проводятся маркетинговые исследования, осуществляется эффективное управление.
Стоит отметить, что эффективный менеджмент в целом требует глубоких экономических знаний, грамотного и компетентного подхода, так как это позволяет быть конкурентоспособным в суровом мире бизнеса.
В основе эффективной работы предприятия и функционирования различных компаний лежит проблема изучения спроса на рынке. Так, постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения является залогом успешной предпринимательской деятельности. Иными словами, гибкость производства, являются факторами, обеспечивающими конкурентную и успешную работу предприятия.
Целью работы является изучение эластичности спроса и предложения.
Задачи работы могут быть сформулированы следующим образом:
Глава I. Спрос и предложение как экономические категории
1.1. Понятие спроса и предложения
Спрос
есть отношение между ценой товара
и его количеством, которое покупатели
хотят и в состоянии
В экономической науке рассматривают такое понятие, как платежеспособный спрос. Это связано с тем, что спрос покупателей на товары формируется под влиянием потребностей, то есть стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни, важно отметить, что в данном случае интерес вызывают потребности, подкрепленные соответствующими денежными возможностями. Таким образом, платежеспособный спрос – это желание покупателя приобретать товар или услуг, а также способность осуществлять эту покупку. При этом величиной спроса (Qd) называют то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене и на данных условиях в течение определенного времени. [2, с. 70]
Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса. Формально закон спроса может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на это товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. [7, с. 32-33]
Возможна и другая формулировка этого закона. Закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции [2, с. 71].
Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия или рыночную цену и равновесное количество продукции.
По
закону спроса главным фактором, определяющим
размеры спроса, является цена, которая
определяет потенциал приобретения
того или иного товара (услуги). Между
ценой и количеством
Зависимость
между ценой товара и величиной
спроса называется шкалой спроса или кривой
спроса, эта зависимость может быть представлена
графически.
Шкала Y на графике 1 отражает цены товара, по шкале X представлено количество товара или услуги. Иными словами, каждой точке, отражающей цену, соответствует точка, отражающая количество продукта.
Так, на графике представлены все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах. Нисходящее направление кривой спроса является закон спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
Зависимость между объемом спроса (Qd) и ценой (P) может быть представлена в функциональной, или аналитической форме, иными словами, в виде формулы: Qd = f(P)
На рис. 1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси показана величина спроса на зубчатые ремни, а по вертикальной - цена на них. Величина спроса и цена связаны между собой обратной зависимостью: D возрастает, когда P убывает. Кривая наклонена книзу, она направлена от северо-запада к юго-востоку. Эта важная зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. Он основывается как на здравом смысле, так и на экономической теории.
С ростом цены величина спроса стремится снизиться по двум причинам, первая из которых - эффект замены (замещения). Если цена товара возрастет, то покупатель постарается заместить его схожим товаром (если цена на говядину поднимется, то увеличится спрос на курицу).
Рис. 1.
1.2. Факторы спроса
Рыночный спрос - это то, что можно наблюдать в реальном мире. Кривая рыночного спроса следует закону отрицательного наклона кривой спроса. Если, к примеру, цена снижается, то осуществляется привлечение новых потребителей, что происходит благодаря эффекту замены. Кроме того, снижение цен посредством эффектов замещения и дохода подтолкнет потребителей к увеличению покупок. И наоборот, рост цен на блага приведет к тому, что некоторые из нас станут покупать меньше товаров.
Рыночный спрос представляет собой суммарное значение всех индивидуальных требований определенного товара или услуги. [3, с. 97]
Если обозначить через qij – индивидуальный спрос на i-ый товар j-го покупателя, то формула рыночного спроса будет выглядеть следующим образом:
Qij = Σqij , где
Qij – рыночный спрос;
Σqij – сумма индивидуальных спросов всех покупателей на рынке.
Рассмотрим соотношение индивидуальных спросов двух людей и рыночный спрос на мороженое.
В таблице 3 представлены данные о спросе на мороженое Кэтрин и Николаса. Спрос Кэтрин и Николаса показывает, сколько стаканчиков мороженого покупают юноша и девушка при каждой возможной цене. Рыночный спрос является суммой двух индивидуальных спросов.
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но это не единственный фактор, влияющий на количество товаров, которые потребители хотят и могут купить, существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. К ним относятся: потребительские вкусы, число покупателей, располагаемый доход, цены товаров, обслуживающих сходную потребность (товары-заменители), цены товаров, увеличивающих удовлетворение от потребления данного товара (дополняющие товары), ожидания изменения цен в будущем [4, с.22]. Сдвиг кривой спроса происходит в результате изменения выше перечисленных факторов, которые носят название фактораов изменения спроса.
Так, изменение одного из факторов вносит изменение в положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Рассмотрим
подробнее влияние неценовых детерминант:
1. Потребительские вкусы.
Существует
прямая зависимость между
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Доход. Воздействие спроса на изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, ношеная одежда.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Вернемся
к уже упоминавшейся продукции
– персональным компьютерам. Мы можем
проиллюстрировать закон
Но
за последнее десятилетие цены на
ПК резко упали. И все больше и
больше людей могут себе их позволить.
ПК стали широко использовать на рабочих
местах, в школах и для развлечения. Более
низкие цены привлекли новых покупателей.
Даже по сей день, компьютерная революция
еще не завершена. И так как цены на персональные
компьютеры продолжают падать, все больше
людей начинают думать, что стоит купить
свой первый компьютер или приобрести
еще один.
1.3. Функция спроса
Из
рассмотренных выше факторов, влияющих
на спрос, видно, что изменение каждого
из них может вызвать изменение
спроса. Зависимость объема спроса
от определяющих его факторов называется
функцией спроса. Ее можно представить
следующим образом:
QDA
= F(PA, PB ….PZ,I,H,…),
где QDA – объем спроса на товар А в определенный период времени (Q – количество, D – спрос, QDA – объем спроса),
PA – цена товара А,
PB ….PZ – цены других товаров,
I – денежный доход покупателей,