Экономика Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Электроэнергетика - отрасль, которая осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,1 % валовой продукции промышленности, 15,3 % основных промышленно-производственных фондов.

Содержание

Содержание
1. Общая характеристика отрасли 3
1.1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь 3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли 5
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли 8
3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь. (Государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 11
4. Научный, научно-технический потенциалы Республики Беларусь 26
5. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 31
6. Становление и развитие рынка капитала в Беларуси 34
7. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 39
8. Культура и искусство, социальное обслуживание населения 44
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

Научный.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

— улучшения  качества управления предприятиями, в  том числе путем поиска эффективного собственника;

— обеспечения соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000—9002;

— развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;

— создания дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции  с использованием опережающих технических  идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в  том числе в рамках льготного  кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях;

— обеспечения  правовой защиты технических решений  и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления  патентования отечественных разработок.

       Среди факторов, сдерживающих экономическое  развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. В Программе предложена система мер по их устранению. В частности признано, что нынешняя структура белорусской экономики имеет диспропорции, унаследованные от СССР, а также возникшие вследствие постсоветского экономического кризиса. Для их устранения предлагается приблизить ее к спросу, начинать производить не то, что умеем, а то, что будет востребовано рынком. Постепенность процесса структурной перестройки, по мнению разработчиков, должна проявиться в том, что количественные сдвиги в отличие от качественных не будут революционными и не разрушат экономику. Результатом реализации программы должно стать увеличение удельного веса сертифицированной по мировым стандартам продукции к 2010 г. до 90 % (с 51,6 % в 2002 г.); производств высоких технологичных укладов с 9 до 35 % . В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение. Разработчики определили 13 конкурентных преимуществ Беларуси, на развитие и максимальное использование которых предлагается сделать ставку. Среди них: высокое качество человеческого капитала; низкая цена рабочей силы; развитый научно-технический потенциал; выгодное экономико-географическое положение; наличие конкурентоспособных производств (тракторы, холодильники, телевизоры), магистральных нефте- и газопроводов на территории страны, больших запасов возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды, калийных солей и др. Имеется в документе и перечень «точек роста» из 62 промышленных предприятий, названы жизненно необходимые инвестиционные проекты по всем отраслям отечественного хозяйства. Обеспечить конкурентоспособность может только системный подход к решению этой проблемы. Как справедливо указано в Программе, «недостаточно принять некий "план мероприятий"; ибо в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий. Для этого необходима корректировка нормативных и правовых актов, прогнозных параметров социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу». В настоящее время в Беларуси созданы объективные условия для экономического роста и повышения уровня жизни населения. По данным официальной статистики, последние 5 лет экономика республики динамично развивается. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта с 2001 по 2005 г. составил около 7,4 % и превысил уровень 2000 г. на 43 %. Прирост промышленной продукции и потребительских товаров составил свыше 50 %. Инвестиции в основной капитал превысили уровень 2000 г. в 1,8 раза. Реальные денежные доходы населения увеличились в 1,9 раза, реальная заработная плата — в 1,7 раза. Эти успехи позволяют надеяться на успешное решение задач по росту международной конкурентоспособности нашей страны.

       Анализ  результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка. В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

8.  Культура и искусство, социальное обслуживание населения

       К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений, предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и  декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0 , 5 % в структуре  ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения (2004г.). Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры. Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Соотношение между ними по показателю занятости в 1990 г. составляло: культура — 76 %, искусство — 24 %. В последующие годы занятость в подотрасли «Культура» возросла, а в подотрасли «Искусство» сокращалась. На начало 2004 г. данное соотношение было равно соответственно 84 и 16 %. Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

• клубная  и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);

• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

       Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и подчиняется непосредственно правительству страны (рис. 7). Законом «О культуре в Республике Беларусь» (1991, в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры  в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, которые проживают в Беларуси, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи. Приоритетным направлением государственной политики в отрасли является сохранение и распространение белорусской национальной культуры и языка. Государственные органы осуществляют регулирование и управление в отрасли «Культура» по следующим основным направлениям:

• формирование и реализация государственной политики в отрасли;

• разработка и утверждение государственных  программ сохранения и развития культуры, обеспечение их выполнения;

• определение  и периодический пересмотр государственных минимальных социальных стандартов в отрасли;

• создание государственных организаций культуры и руководство их деятельностью;

• планирование, проектирование и строительство  объектов культурной инфраструктуры;

• стимулирование деятельности в области культуры путем предоставления гарантий субъектам творческой деятельности, льгот некоммерческим организациям культуры, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную и спонсорскую деятельность.  

 

Рисунок 7- Структура управления культурой  в Республике Беларусь 

       В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2004 г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4 % общей суммы расходов. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4—5 %. В целом складывается примерно следующее соотношение общих расходов по системе Министерства культуры: за счет республиканского бюджета — 20 %, местных бюджетов — 80 %. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры: доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники. Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на централизованное приобретение книг для библиотек, централизованные мероприятия по культурно-просветительной работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт. Необходимы финансовые средства на создание новых театральных постановок и концертных программ для театрально-зрелищных организаций, финансируемых из областных бюджетов, а также для учебных заведений на приобретение музыкальных инструментов и современных технических средств обучения. Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Ежегодно Министерством культуры за счет централизованных средств и грантов Фонда приобретается значительная часть произведений изобразительного, декоративно-прикладного, драматического и музыкального искусства белорусских авторов. С целью финансовой поддержки реализации творческих проектов деятелям культуры и искусства, творческой молодежи ежегодно присуждаются государственные стипендии. Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности:

— на культурно-просветительные  и театрально-зрелищные;  

по основной цели деятельности:

— на коммерческие и некоммерческие;

по форме  собственности:

— на государственные  и частные.

       Некоммерческие  организации создаются в форме  учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации формируются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные. В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения. Научно-технический прогресс оказал большое влияние на сферу культуры, в которой сегодня используются новейшие достижения информатики и радиоэлектроники, лазерной физики, кабельного и спутникового телевидения, производства аудио- и видеопродукции, рекламы, качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Создается принципиально новая информационная инфраструктура отрасли на базе вычислительной техники и телекоммуникационных систем, что положительно сказывается на качестве услуг, способствует сохранению предметов культуры, управлении и др. В Беларуси продолжается автоматизация библиотек и формирование сводного электронного каталога, ведутся работы по созданию автоматизированных технологических систем в музеях страны, информационной системы по культуре и искусству Беларуси в сети Интернет и др. Все это привело к расширению толкования отрасли «Культура и искусство», включению в нее новой подотрасли, получившее название «Индустрия культуры». Наибольших сетевых параметров отрасль «Культура и искусство» достигла в 1960—1970 гг., затем численность учреждений стабилизировалась, а за последнее десятилетие XX в. — сократилась. В советский период сеть организаций, занимающихся культурной деятельностью, формировалась как сеть государственных учреждений, а также учреждений, находящихся в ведении государственных предприятий. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами. Для городов и сельских населенных пунктов с разной численностью населения и разным административным статусом предусматривался свой минимальный набор учреждений культуры. Пользование библиотеками, другие культурно-просветительные услуги были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на уровне, обеспечивающем их доступность. Государственные учреждения культуры и искусства финансировались из бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание объектов культуры, находящихся в ведении предприятий, колхозов, профсоюзов, покрывались за счет их собственных средств. На рубеже XX и XXI вв. обретение государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. Однако экономический кризис 1991—1995 гг., снижение уровня жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры и искусства: снизился уровень посещаемости театров, музеев, кинотеатров в связи с многократным увеличением цен на билеты и удорожанием услуг; резко ухудшилось материально-техническое обеспечение ведомственных и профсоюзных учреждений культуры; предприятия стремились избавиться от объектов культуры, передавая их в аренду коммерческим структурам или в коммунальную собственность. Размер оплаты труда работников культуры и искусства составлял примерно 70—75 % заработной платы в среднем в экономике и значительно отставал от оплаты труда в промышленности. В итоге за 1991—1995 гг. численность занятых в отрасли уменьшилась

на 5,4 %. На сокращение сети и посещаемости кинотеатров, клубов, домов культуры, публичных библиотек в значительной степени повлияли снижение их популярности и изменение культурных потребностей населения, расширение возможностей телевидения, появление новых видов развлечений на базе видео- и компьютерных технологий, распространение и рост популярности дискотек, ночных клубов, казино и других учреждений. Данные таблице 10 во многом отражают сложные процессы развития культуры и искусства на современном этапе. 

Таблица 10 «Основные показатели развития культуры и искусства в Республики Беларусь»

 
 

       Библиотечное  дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной  деятельности, задачами которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек. Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений, осуществляющих сбор и обеспечивающих сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей. Они делятся на государственные и частные. К первым относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; ко вторым — негосударственными физическими или юридическими лицами.

       Система государственного регулирования и  управления отраслью определяется Законом  «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (1995 г., в ред. 2002 г.). Общее  руководство осуществляет Министерство культуры, в функции которого входят: участие в формировании и проведении единой государственной политики в области библиотечного дела; разработка и реализация государственных программ его развития; разработка научно обоснованных нормативов материального и финансового обеспечения государственных библиотек и библиотечного обслуживания населения. Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного

дела, строительство  и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов. Дополнительное финансирование может осуществляться за счет денежных средств, полученных от оказания библиотеками платных услуг и другой предпринимательской деятельности, от физических и юридических лиц, благотворительных поступлений и других источников. По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.

Информация о работе Экономика Беларуси