Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:09, реферат
Электроэнергетика - отрасль, которая осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,1 % валовой продукции промышленности, 15,3 % основных промышленно-производственных фондов.
Содержание
1. Общая характеристика отрасли 3
1.1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь 3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли 5
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли 8
3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь. (Государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 11
4. Научный, научно-технический потенциалы Республики Беларусь 26
5. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 31
6. Становление и развитие рынка капитала в Беларуси 34
7. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 39
8. Культура и искусство, социальное обслуживание населения 44
Список использованных источников 55
• ограничениями на перелив капитала;
• разными налоговыми режимами для международных и внутренних операций;
• резервными требованиями к банкам на внутреннем рынке;
• разницей в операционных издержках по аналогичным операциям;
• наличием издержек при переводе, например, из долларов в евро;
• неполным соответствием инструментов на международном и национальных рынках ссудных капиталов.
По мере развертывания процессов глобализации интеграция национальных
и международного рынков в будет усиливаться.
Важное значение приобрели фьючерсные (срочные биржевые) и опционные операции с финансовыми инструментами, или производными финансовыми активами. Срочный рынок называют также рынком производных финансовых инструментов. Срочный рынок имеет отлаженную инфраструктуру. Подавляющая часть срочной торговли концентрируется в главных мировых финансовых центрах, в частности на ведущих мировых биржах, а также осуществляется с помощью международных телекоммуникационных систем. Клиринг по срочным операциям также происходит в объединенных клиринговых центрах, что во многих случаях позволяет получать результаты торговли в тот же или на следующий день. Инфраструктура срочного рынка представлена не только биржами и внебиржевыми электронными системами, но и широким спектром организаций, выполняющих брокерские и дилерские функции. Непосредственными участниками рынка помимо коммерческих инвестиционных банков выступают также различные фонды (инвестиционные, пенсионные, фьючерсные), производственные предприятия. Срочный рынок является довольно масштабным. Общая
стоимость обращающихся на нем производных финансовых инструментов составляет несколько триллионов долларов США. Главная причина активного участия на срочном рынке широкого круга организаций и лиц, и в первую очередь производственных предприятий, состоит в том, что по своему функциональному замыслу он призван служить механизмом страхования ценовых рисков в условиях неустойчивости и экономической конъюнктуры. В связи с этим срочный рынок позволяет хозяйствующим
субъектам исключить или уменьшить финансовые риски. Привлекательность данного рынка заключается также в том, что его институты являются высокодоходными объектами инвестирования свободных финансовых средств. Это имеет особенно важное значение в условиях портфельного подхода к инвестированию. Инвестиции составляют воспроизводственную основу рынка капитала, поскольку национальная экономика любой страны постоянно требует определенного объема инвестиционных ресурсов (всех видов имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей или активов). В данном случае речь идет о предпринимательском капитале который в отличие от ссудного не передается другому предпринимателю (инвестору) во временное пользование с целью получения процента. Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в различные предприятия путем прямых или портфельных инвестиций с целью получения прибыли и прав на управление предприятием (акционерным обществом, товариществом). Таким образом, рынок капитала — долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий, прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. С точки зрения экономики в целом — это рынок, на котором промышленность и торговля, государство и местные органы власти мобилизуют долгосрочный капитал. Деньги поступают от частных инвесторов, страховых компаний, пенсионных фондов и банков и, как правило, перераспределяются эмиссионными домами и коммерческими банками. Эмиссионный дом — финансовое учреждение, обычно торговый (коммерческий) банк, специализирующееся на размещении ценных бумаг частных компаний на фондовых биржах. Последние также являются частью рынка капитала, где они формируют рынок акций и облигаций, которые, будучи выпущенными, и представляют собой капитал. Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены. Изложенная архитектура и механизм функционирования основных сегментов рынка капиталов в высокоразвитых государствах, с учетом особенностей перехода к рыночной экономике, находят применение в Беларуси. Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. Уже в 1992—1994 гг. были разработаны законодательные и нормативные акты о функционировании и валютного механизма на рыночных принципах, о движении капитала в товарной и денежной формах, о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, о ценных бумагах и фондовых биржах. В январе 1994 г. Национальным банком принято «Положение о порядке проведении валютных операций, связанных с движением капитала». Тем самым был создан обязательный (правовой) режим для всей совокупности валютных и других операций на рынке капитала (инвестиций, экспортно-импортных операций, кредитов и депозитов и др.) В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (Б В Ф Б). Следует отметить, что многоплановые отношения с рынком ссудных капиталов складываются у правительства и Национального банка Республики Беларусь в рамках проведения денежно кредитной политики, оптимизации соотношения регулирования и дерегулирования валютно-кредитных рынков, реализация инвестиционных программ. Общее регулирование рынков капиталов и так называемый « разумный надзор» реализуются также путем принятия законодательных актов о деятельности банков и эмиссии ценных бумаг. Через Национальный банк, Министерство финансов и другие учреждения государство устанавливает детальные правила эмиссии и вторичного оборота, разрешает ввод новых инструментов и операций, выдает лицензии на участие в тех и ли иных сделках, санкционирует открытие бирж и других рынков, устанавливает формы отчетности и операционные стандарты. Это регулирование (или ослабление ограничений и запретов) связано со стремлением государства воздействовать на макроэкономические процессы, поддерживать конкурентоспособность национальной кредитной системы, стимулировать развитие конкуренции, привести национальную практику в соответствие c международной. Функционирование рынка ссудных капиталов базируется на специальном институциональном механизме. Технико-организационную основу составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокеры и другие учреждения, являющиеся посредниками в движении ссудного капитала. В последние четыре года созданы торгово-клиринговая, расчетная, депозитарная и техническая инфраструктуры для обслуживания валютного и фондового рынков. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные
операционные системы и другие инструменты. Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно- технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в. и иные функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.
Конечно, десять лет — небольшой период для вызревания такой сложной экономической структуры, как рынок капитала, который на Западе складывался в течение нескольких столетий. Тем не менее становление состоялось. Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Для обеспечения условий экономического роста рыночные инструменты должны не столько обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколько способствовать трансформации сбережений в инвестиции, осуществляя тем самым свою основную макроэкономическую функцию. Это позволит создать в Беларуси эффективную инвестиционно - инновационную модель развития.
Проблема
конкурентоспособности
В свете этих выводов вызывают интерес результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента. Они показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. При этом 12 товаров являются конкурентоспособными на мировом рынке, а инвестиционный импорт сохраняет перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и развитие — одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики. Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.
В Республике Беларусь разработана и реализуется Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику. Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Национальная конкурентоспособность — это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста. Программа структурной перестройки экономики: к основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
В Республике Беларусь разработана и в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров принята Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики (далее — Программа), действующая до 2010 г.. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России — 0,678; Польши — 0,633; Нидерландов — 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения. Целью Программы является выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Данная цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства. Этапы Программы включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований, и активной структурной перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны. Разработаны и выбраны рациональные направления в сфере повышения конкурентоспособности. В частности, такое конкурентное преимущество, как развитый научно-технический потенциал, планируется расширять посредством создания комплексных научно-производственных центров по разработке и освоению прорывных технологий и налаживанию новой конкурентоспособной продукции. Данное направление включает бюджетную поддержку науки и инноваций, поддержку малого инновационного предпринимательства. Приоритеты структурной перестройки с учетом данного преимущества отдаются развитию производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости.
Можно
выделить следующие стратегические
приоритеты структурной перестройки
и повышения
— четкая
регионально-страновая
— выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;
— перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
— защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;
— увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо -, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;
— улучшение правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.
Таким
образом, совершенствование
Повышение
международной
— совершенствования
механизма стимулирования эффективного
использования предприятиями
— привлечения
инвестиций для модернизации технологий
и снижения энергоемкости и
— развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;
— развития
конкурентоспособной
— упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;