Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:09, реферат
Электроэнергетика - отрасль, которая осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,1 % валовой продукции промышленности, 15,3 % основных промышленно-производственных фондов.
Содержание
1. Общая характеристика отрасли 3
1.1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь 3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли 5
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли 8
3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь. (Государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 11
4. Научный, научно-технический потенциалы Республики Беларусь 26
5. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 31
6. Становление и развитие рынка капитала в Беларуси 34
7. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 39
8. Культура и искусство, социальное обслуживание населения 44
Список использованных источников 55
(по некоторым оценкам затраты на выработку и распределение 1 кВтч в регионе состав- ляют 10.3 цента). С другой стороны, увеличение в апреле и сентябре 2008 г. тарифов на электроэнергию (13% и 25% повышение соответственно), по всей видимости, сохранится и в 2009 году, что увеличит валовую маржу Белэнерго. Учитывая низкую информацион- ную прозрачность отрасли и процесса принятия решений о пересмотре тарифов, фактиче-
ски, невозможно сделать вывод об устойчивости стратегии на основе самофинансирова-
ния, а также способности Белэнерго обеспечить заданную долю инвестиций на основе
собственных источников. Один факт, однако, бесспорен: если будет ставиться задача заменить планируемое бюджетное финансирование инвестиций в электроэнергетическом секторе в 2009 году (USD 281 млн) на самофинансирование, то средний тариф на электроэнергию следует увеличить на 0.9 центов/кВтч (допуская объем проданной электроэнергии в размере 30 млрд кВтч). В 2010 году, чтобы заменить планируемое бюджетное финансирование в размере USD 372 млн, нужно соответственно повысить цены (по отношению к 2008 г.) на 1.2 цента/кВтч. Однако, есть серьезные сомнения, что даже умеренные объемы самофинансирования, предусмотренные в инвестиционной программе (между USD 240 млн. и USD 320 млн.) могут быть достигнуты при существующем уровне тарифов. Это весьма прискорбно, поскольку финансирование инвестиций из собственных средств имеет пять серьезных преимуществ: во-первых, оно не предполагает перекладывание обязательств по платежам на последующие поколения. Во-вторых, это дешево, по сравнению с дополнительными займами (Белэнерго или государства) или с переводом будущих прибылей иностранным компаниям. В-третьих, самофинансирование подразумевает жесткие бюджетные ограничения для Белэнерго и, таким образом, обеспечивает стимулы для снижения расходов, и для вложения капитала в
фонды, которые быстро окупаются. В-четвертых, стремление к более высокой доле само-
финансирования подразумевает сокращение (перекрестного) субсидирования, что в свою
очередь увеличит общественное благосостояние. И в-пятых, более высокая доля самофи-
нансирования инвестиций – явный сигнал потенциальным партнерам/инвесторам, что существующая модель бизнеса здорова. В результате, это приводит к снижению рисковой премии (включается в прибыль на вложенный капитал) и/или более высоким доходам от приватизации, в случае вовлечения в отрасль частного сектора. На данном этапе чистое самофинансирование Белэнерго неосуществимо и может привести к инвестиционной ловушке, когда более высокие тарифы, необходимые для финансирования инвестиций, приведут к более низкому спросу (и/или неплатежам) и, таким образом, к более высоким затратам из-за сокращения загрузки производственных мощностей. Таким образом, развитие отрасли без привлечения внешнего финансирования не представляется устойчивым.
Расчеты,
выполненные учеными НАН
На учете в налоговых органах Республики Беларусь состоит свыше трех миллионов плательщиков - физических и юридических лиц. Среди них выделяется особая категория плательщиков – крупные бюджетообразующие организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности национальной экономики.
В целях отслеживания тенденций изменения налогового потенциала категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Отраслевая
структура бюджетообразующих
В анализируемом периоде наполняемость бюджета характеризовалась нарастанием концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.
Так по сравнению с предыдущим годом доля организаций электроэнергетики в формировании консолидированного бюджета возросла на 1,1 процентных пункта.
Объективным
фактором, определяющим уровень налоговой
нагрузки бюджетообразующих
По итогам года показатель налоговой нагрузки, рассчитанный с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по промышленным организациям республики в среднем составил 17,1 процента и в сравнении с 2005 годом вырос на 0,2 процентных пункта. Диапазон колебаний рассматриваемого показателя по отраслям промышленности составил от 10,1 до 31,5 процента (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Налоговая нагрузка по организациям тепло- и электроэнергетической отрасли в 2006 году сложилась на уровне 19,3 процента и по сравнению с 2005 годом выросла на 1,4 процентных пункта, что обусловлено изменением норматива отчислений в инновационные фонды для организаций, подведомственных Министерству энергетики Республики Беларусь. Так если в 2005 году для них был установлен максимальный норматив отчислений в размере 12,5 процента, то в 2006 году в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и приказом концерна «Белэнерго» организации производили отчисления в инновационный фонд по предельному нормативу 19 процентов. При этом доля этих отчислений составила более 40 процентов от общего объема налоговых платежей организаций.
Наращивание промышленного производства осуществляется в соответствии с основными положениями Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы. В текущем пятилетии (2006—2010 гг.) целевыми ориентирами являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предусматривается опережающее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих, высокотехнологичных и наукоемких производств. Для достижения поставленных целей потребуется стимулирование структурных преобразований в промышленности; модернизация и техническое перевооружение производства на основе внедрения ресурсе -, энергосберегающих, экологически чистых технологий; дальнейшее развитие производств использующих местные сырьевые ресурсы. Повышение конкурентоспособности промышленной продукции Республики Беларусь предполагается за счет структурной модернизации производства, внедрения новых технологий и комплекса других мероприятий. На период до 2010 г. прогнозируются следующие изменения в отраслевой структуре промышленности: повышение удельного веса продукции электроэнергетики (до 8,2—8,4 %), машиностроения и металлообработки (до 24,1—24,3 %), химической и нефтехимической (до 14,2 %), лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной (до 6,0—6,3 %), пищевой (до 20 %); уменьшение удельного веса топливной (5,7 %) и промышленности строительных материалов (4,0—4,1 %); стабилизация доли продукции легкой промышленности (7,8—8 %).
Предстоящее пятилетие должно стать периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси. Для этого необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.
Перспективное развитие электроэнергетики Беларуси должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и тепловую энергию. По прогнозам, составленным на 2020 г., потребности страны в электроэнергии увеличатся до 41 млрд. кВт ч. В то же время уже сейчас за счет использования внутренних возможностей, снижения энергоемкости производства и внедрения эффективной системы энергосбережения белорусская энергосистема в состоянии обеспечить выработку около 45 млрд. кВт ч. Согласно же существующим стандартам гармонично развитого, экономически стабильного общества, страна должна иметь на 1 млн. жителей минимум 1 млн. кВт собственной электрической энергии, т.е. необходимо иметь 10—11 млн. кВт установленной мощности. Исходя из прогноза экономического развития, Беларусь достигнет такого уровня в 2005—2007 гг. За это время нужно построить и ввести в эксплуатацию дополнительно к существующей установленной мощности еще 3 млн. кВт. Учитывая, что более 60 % действующего генерирующего энергооборудования физически и морально изношено, необходимо обновить его более чем на 4,5 млн. кВт.
Для
устойчивого и надежного
Республиканской программой энергосбережения предусматривается ежегодное снижение энергоемкости ВВП на 3,7— 4,5 %, сокращение потребления энергоресурсов в реальном секторе экономики на 5—7 %.Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и оборудования, а также солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по переработке твердых бытовых отходов. Суммарная максимально возможная установленная мощность белорусских рек составляет 550 тыс. кВт, технически и экономически целесообразно использовать 227 тыс. кВт. Годовая выработка электроэнергии на ГЭС к 2015 г. может достичь 1 млрд. кВт-ч, или около 2 % общего производства электрической энергии. Среди проектируемых примерно 30 гидроэлектростанций наиболее крупными будут: Полоцкая ГЭС на р. Западная Двина (мощность 27 МВт), Гродненская ГЭС на р. Неман (17 МВт). В перспективе на р. Западная Двина намечается построить Бешенковичскую, Верхнедвинскую и Витебскую гидроэлектростанции. Согласно проекту программы на 2011-2015 годы получит развитие системообразующая сеть белорусской энергосистемы, а также межгосударственные линии электропередачи. Планируется к пуску первого блока белоруской АЭС построить 400 км линий электропередачи напряжением 330 кВ и еще 200 км – к вводу второго. Предусматривается ежегодное строительство и реконструкция электрических сетей в объеме 2200 км, подстанций напряжением 35 – 330 кВ, замена и строительство около 150 км тепловых сетей в год. Для осуществления стабильного импорта (обмена) электроэнергии планируется усиление внешних связей с соседними государствами. В настоящее время с польской стороной прорабатываются вопросы строительства межгосударственной линии электропередачи пропускной способностью порядка 5 млрд. кВтч в год. Этот проект предполагает создание технической возможности для увеличения в перспективе экспорта электроэнергии в сопредельные государства. В связи с большими капитальными вложениями в строительство и модернизацию энергетических объектов республики Министерство энергетики проводит интенсивную политику по привлечению внешних инвестиций для реализации приоритетных инвестпроектов. В структуре финансирования строительства и реконструкции энергетических объектов доля иностранных инвестиций возросла с 1,2 % в 2006 году до 61% в 2009 году. Если в 2006 году их объем составлял $5 млн., то в 2007-м - $91,5 млн., в 2008-м - $142,2 млн. В 2009 году объем финансирования программы модернизации белорусской энергосистемы достиг $609 млн., в том числе привлечено иностранных инвестиций на сумму $369,4 млн. при запланированных $345 млн. Инвестиции привлечены для реализации таких крупных проектов, как реконструкция Минской ТЭЦ-5 и Минской ТЭЦ-2 (для их техперевооружения подписаны контракты с Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству), реконструкция энергоблока №5 на Березовской ГРЭС, строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Пружанах. Заключены контракты, предусматривающие привлечение внешних кредитов на общую сумму $200,4 млн. для осуществления следующих проектов: реконструкция Гродненской ТЭЦ-2 (подписан контракт на $55,6 млн. с индийской компанией BHEL), строительство Гродненской ГЭС на реке Неман (контракт на $15 млн. с чешской компанией "Мавел"), создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Речице (контракт на $30 млн. с австрийской фирмой "Политехник"), строительство Полоцкой ГЭС (договор на сумму $99,8 млн. с российским ОАО "Технопромэкспорт"). В 2010 году планируется привлечение иностранных инвестиций на общую сумму $536 млн., которые будут направлены, в частности, на реконструкцию Минской ТЭЦ-5, строительство Гродненской и Полоцкой ГЭС, создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Речице.