Экономика Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Электроэнергетика - отрасль, которая осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,1 % валовой продукции промышленности, 15,3 % основных промышленно-производственных фондов.

Содержание

Содержание
1. Общая характеристика отрасли 3
1.1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь 3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли 5
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли 8
3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь. (Государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 11
4. Научный, научно-технический потенциалы Республики Беларусь 26
5. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 31
6. Становление и развитие рынка капитала в Беларуси 34
7. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 39
8. Культура и искусство, социальное обслуживание населения 44
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

Научный.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

(по  некоторым оценкам затраты на  выработку и распределение 1 кВтч  в регионе состав- ляют 10.3 цента). С другой стороны, увеличение в апреле и сентябре 2008 г. тарифов на электроэнергию (13% и 25% повышение соответственно), по всей видимости, сохранится и в 2009 году, что увеличит валовую маржу Белэнерго. Учитывая низкую информацион- ную прозрачность отрасли и процесса принятия решений о пересмотре тарифов, фактиче-

ски, невозможно сделать вывод об устойчивости стратегии на основе самофинансирова-

ния, а  также способности Белэнерго  обеспечить заданную долю инвестиций на основе

собственных источников. Один факт, однако, бесспорен: если будет ставиться задача заменить планируемое бюджетное финансирование инвестиций в электроэнергетическом секторе в 2009 году (USD 281 млн) на самофинансирование, то средний тариф на электроэнергию следует увеличить на 0.9 центов/кВтч (допуская объем проданной электроэнергии в размере 30 млрд кВтч). В 2010 году, чтобы заменить планируемое бюджетное финансирование в размере USD 372 млн, нужно соответственно повысить цены (по отношению к 2008 г.) на 1.2 цента/кВтч. Однако, есть серьезные сомнения, что даже умеренные объемы самофинансирования, предусмотренные в инвестиционной программе (между USD 240 млн. и USD 320 млн.) могут быть достигнуты при существующем уровне тарифов. Это весьма прискорбно, поскольку финансирование инвестиций из собственных средств имеет пять серьезных преимуществ: во-первых, оно не предполагает перекладывание обязательств по платежам на последующие поколения. Во-вторых, это дешево, по сравнению с дополнительными займами (Белэнерго или государства) или с переводом будущих прибылей иностранным компаниям. В-третьих, самофинансирование подразумевает жесткие бюджетные ограничения для Белэнерго и, таким образом, обеспечивает стимулы для снижения расходов, и для вложения капитала в

фонды, которые быстро окупаются. В-четвертых, стремление к более высокой доле само-

финансирования  подразумевает сокращение (перекрестного) субсидирования, что в свою

очередь увеличит общественное благосостояние. И в-пятых, более высокая доля самофи-

нансирования  инвестиций – явный сигнал потенциальным  партнерам/инвесторам, что существующая модель бизнеса здорова. В результате, это приводит к снижению рисковой премии (включается в прибыль на вложенный капитал) и/или более высоким доходам от приватизации, в случае вовлечения в отрасль частного сектора. На данном этапе чистое самофинансирование Белэнерго неосуществимо и может привести к инвестиционной ловушке, когда более высокие тарифы, необходимые для финансирования инвестиций, приведут к более низкому спросу (и/или неплатежам) и, таким образом, к более высоким затратам из-за сокращения загрузки производственных мощностей. Таким образом, развитие отрасли без привлечения внешнего финансирования не представляется устойчивым.

    Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость  электроэнергии в целом по энергосистеме  снизится примерно на 20%, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ. Годовой объем закупок природного газа сократится на 4-5 млрд. куб.м. Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС составляет в мире от 12 до 25%, в то время как на обычных электростанциях - около 70%. В абсолютных ценах топливная составляющая на АЭС колеблется от 0,2 до 1 цента на 1 кВт.ч, на обычных тепловых электростанциях у нас в стране в 2009 году эта величина составила 5,63 цента на 1 кВт.ч. Таким образом, рост цен на урановое сырье (оно в топливной составляющей 8-10%) не приведет к значительному росту тарифов, как при росте цен на органическое топливо. Следует также отметить, что строительство атомной электростанции будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС. Выполнение заказов для АЭС позволит поднять технический, технологический уровень промышленных предприятий республики и повысить квалификацию кадров. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом. Одним из основополагающих элементов налоговой системы любого государства являются плательщики налогов, на которых действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, иные обязательные платежи.

    На  учете в налоговых органах  Республики Беларусь состоит свыше  трех миллионов плательщиков - физических и юридических лиц. Среди них  выделяется особая категория плательщиков – крупные бюджетообразующие организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности национальной экономики.

    В целях отслеживания тенденций изменения налогового потенциала категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь.

    Отраслевая  структура бюджетообразующих организаций в 2006 году классифицируется следующим. В 2006 году организации отрасли обеспечили 11,7 процента поступлений в бюджет, контролируемых налоговыми органами; производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (5,6 процента); торговля нефтепродуктами (5,5 процента); производство спирта и алкогольных напитков (4,1 процента); добывающая промышленность (3,2 процента); машиностроение и металлообработка (2,6 процента); трубопроводный транспорт (2,5 процента); химическая и нефтехимическая промышленность (1,5 процента); связь (1,5 процента); прочие отрасли народнохозяйственного комплекса (4,8 процента).

    В анализируемом периоде наполняемость бюджета характеризовалась нарастанием концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.

    Так по сравнению с предыдущим годом доля организаций электроэнергетики в формировании консолидированного бюджета возросла на 1,1 процентных пункта.

    Объективным фактором, определяющим уровень налоговой  нагрузки бюджетообразующих плательщиков, является действующее налоговое  законодательство и наличие мер государственной поддержки.

    По  итогам года показатель налоговой нагрузки, рассчитанный с учетом отчислений в  Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по промышленным организациям республики в среднем  составил 17,1 процента и в сравнении с 2005 годом вырос на 0,2 процентных пункта. Диапазон колебаний рассматриваемого показателя по отраслям промышленности составил от 10,1 до 31,5 процента (см. рисунок 1).

    

    Рисунок 1

    Налоговая нагрузка по организациям тепло- и электроэнергетической  отрасли в 2006 году сложилась на уровне 19,3 процента и по сравнению с 2005 годом выросла на 1,4 процентных пункта, что обусловлено изменением норматива отчислений в инновационные фонды для организаций, подведомственных Министерству энергетики Республики Беларусь. Так если в 2005 году для них был установлен максимальный норматив отчислений в размере 12,5 процента, то в 2006 году в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и приказом концерна «Белэнерго» организации производили отчисления в инновационный фонд по предельному нормативу 19 процентов. При этом доля этих отчислений составила более 40 процентов от общего объема налоговых платежей организаций.

       Наращивание промышленного производства осуществляется в соответствии с основными положениями Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы. В текущем пятилетии (2006—2010 гг.) целевыми ориентирами являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предусматривается опережающее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих, высокотехнологичных и наукоемких производств. Для достижения поставленных целей потребуется стимулирование структурных преобразований в промышленности; модернизация и техническое перевооружение производства на основе внедрения ресурсе -, энергосберегающих, экологически чистых технологий; дальнейшее развитие производств использующих местные сырьевые ресурсы. Повышение конкурентоспособности промышленной продукции Республики Беларусь предполагается за счет структурной модернизации производства, внедрения новых технологий и комплекса других мероприятий. На период до 2010 г. прогнозируются следующие изменения в отраслевой структуре промышленности: повышение удельного веса продукции электроэнергетики (до 8,2—8,4 %), машиностроения и металлообработки (до 24,1—24,3 %), химической и нефтехимической (до 14,2 %), лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной (до 6,0—6,3 %), пищевой (до 20 %);  уменьшение удельного веса топливной (5,7 %) и промышленности строительных материалов (4,0—4,1 %); стабилизация доли продукции легкой промышленности (7,8—8 %).

3. Перспективы и  направления развития  отрасли в Республике  Беларусь. (Государственные  комплексные программы  и их реализация  в рамках отрасли)

       Предстоящее пятилетие должно стать периодом обновления, нацеленным на качественно  новое развитие Беларуси. Для этого необходимо осуществить переход страны на инновационный путь развития, модернизацию экономики на базе высокоэффективных технологий и техники, повышение эффективности инвестиций и уровня конкурентоспособности продукции, отраслей, регионов и страны в целом на основе максимального использования и развития конкурентных преимуществ страны. Для этого требуется либерализация и широкомасштабные системные преобразования в экономике при одновременном соблюдении критериев национальной безопасности.

       Перспективное развитие электроэнергетики Беларуси должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и тепловую энергию. По прогнозам, составленным на 2020 г., потребности страны в электроэнергии увеличатся до 41 млрд. кВт ч. В то же время уже сейчас за счет использования внутренних возможностей, снижения энергоемкости производства и внедрения эффективной системы энергосбережения белорусская энергосистема в состоянии обеспечить выработку около 45 млрд. кВт ч. Согласно же существующим стандартам гармонично развитого, экономически стабильного общества, страна должна иметь на 1 млн. жителей минимум 1 млн. кВт собственной электрической энергии, т.е. необходимо иметь 10—11 млн. кВт установленной мощности. Исходя из прогноза экономического развития, Беларусь достигнет такого уровня в 2005—2007 гг. За это время нужно построить и ввести в эксплуатацию дополнительно к существующей установленной мощности еще 3 млн. кВт. Учитывая, что более 60 % действующего генерирующего энергооборудования физически и морально изношено, необходимо обновить его более чем на 4,5 млн. кВт.

       Для устойчивого и надежного обеспечения  страны электрической и тепловой энергией осуществляется ввод в действие новых генерирующих мощностей и  техническое перевооружение действующих. В связи с этим проводится модернизация Березовской и Лукомльской ГРЭС, Полоцкой, Бобруйской, Пинской ТЭЦ, Минской ТЭЦ-3 (на обновленной ТЭЦ при выработке электроэнергии КПД возрастет с 33—35 до 53—58 %), намечается значительно расширить мощности Минской ТЭЦ-5, построить новую ТЭЦ в Бресте. За 2006-2009 годы на реконструкцию и строительство объектов энергосистемы направлено $2152 млн. Объемы финансирования в 2006 году составили $402 млн.,  в 2007-м - $481 млн.,  2008-м - $660 млн., 2009-м - $609 млн. Таким образом, по сравнению с 2006 годом инвестиции в последние два года увеличились более чем в 1,5 раза. В 2010 и 2011 годах на модернизацию основных производственных фондов белорусской энергосистемы (без учета строительства АЭС) планируется направлять ежегодно порядка $610 млн. При этом привлечение иностранных инвестиций может составить около $530-540 млн. В числе важнейших проектов - модернизация энергоблока №5 Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин и увеличением мощности на 65 МВт, реконструкция Минской ТЭЦ-2 с созданием двух парогазовых блоков мощностью 32,5 МВт каждый, замена турбины №2 на Витебской ТЭЦ, строительство мини-ТЭЦ в Речице мощностью 5 МВт, работающей на местных видах топлива. Ввод всех этих объектов запланирован в текущем году. В 2011 году намечено ввести  новый парогазовый энергоблок мощностью 399 МВт на Минской ТЭЦ-5, газовую турбину 110 МВт на Гродненской ТЭЦ-2, Гродненскую гидроэлектростанцию на реке Неман мощностью 17 МВт.  Кроме того, будут выполняться работы по строительству таких возобновляемых источников энергии, как Полоцкая ГЭС на Западной Двине мощностью 23 МВт, ветроэнергетической установки мощностью 1,5 МВт в Гродненской области. В необходимых объемах будет осуществляться реконструкция и строительство электрических и тепловых сетей, в том числе для вводимого жилья. В целом, в результате выполнения данных проектов будет введено 725,5 МВт электрической мощности. Их эксплуатация позволит экономить около 300 тыс. т условного топлива в год, что эквивалентно экономии $40 млн. валютных средств, и замещать ежегодно около 70 тыс. т у.т. импортируемых энергоресурсов. А всего за 2006-2010 годы в результате проведенной работы по техническому перевооружению отрасли и повышению эффективности производства в энергосистеме будет сэкономлено более 1 млрд. куб. м природного газа. Значительно повысится и надежность энергоснабжения потребителей. В настоящее время в рамках реализации Концепции энергетической безопасности Министерство энергетики разрабатывает Государственную программу модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы на 2011–2015 годы. Этот период предшествует главному событию в белорусской энергетике – вводу в эксплуатацию в 2016 и в 2018 году энергоблоков атомной электростанции. Для обеспечения надежной работы энергосистемы после ввода АЭС необходима уверенность в работоспособности существующего оборудования и наличие необходимого и достаточного резерва мощности, который будет задействован на время регламентных остановов ядерных энергоблоков. Для этого в период с 2011 по 2015 годы в целях повышения надежности и экономичности работы, существующих энергоисточников планируется модернизация и реконструкция оборудования с повышением эффективности. Намечена также установка генерирующего оборудования на котельных в Борисове и Могилеве, строительство блоков ПГУ на Лукомльской и Березовской ГРЭС с одновременным выводом из эксплуатации неэффективного оборудования на данных станциях. В целях диверсификации топливного баланса энергосистемы в настоящее время прорабатываются вопросы строительства Зельвенской электростанции, работающей на угле, в составе двух энергоблоков по 460 МВт, один из которых будет работать на экспорт электроэнергии. Ввод в перспективе запланированных мощностей повысит эффективность работы энергосистемы и значительно сократится износ основных фондов. Будет полностью выведено из эксплуатации неэффективное оборудование, создан необходимый резерв мощности  для полного и надежного электроснабжения потребителей. Кроме того, будет обеспечена возможность перехода энергосистемы на самобаланс по электрической мощности и энергии и созданы предпосылки для экспорта электроэнергии.

       Республиканской программой энергосбережения предусматривается  ежегодное снижение энергоемкости  ВВП на 3,7— 4,5 %, сокращение потребления  энергоресурсов в реальном секторе экономики на 5—7 %.Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и оборудования, а также солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по переработке твердых бытовых отходов. Суммарная максимально возможная установленная мощность белорусских рек составляет 550 тыс. кВт, технически и экономически целесообразно использовать 227 тыс. кВт. Годовая выработка электроэнергии на ГЭС к 2015 г. может достичь 1 млрд. кВт-ч, или около 2 % общего производства электрической энергии. Среди проектируемых примерно 30 гидроэлектростанций наиболее крупными будут: Полоцкая ГЭС на р. Западная Двина (мощность 27 МВт), Гродненская ГЭС на р. Неман (17 МВт). В перспективе на р. Западная Двина намечается построить Бешенковичскую, Верхнедвинскую и Витебскую гидроэлектростанции. Согласно проекту программы на 2011-2015 годы получит развитие системообразующая сеть белорусской энергосистемы, а также межгосударственные линии электропередачи. Планируется к пуску первого блока белоруской АЭС построить 400 км линий электропередачи напряжением 330 кВ и еще 200 км – к вводу второго. Предусматривается ежегодное строительство и реконструкция  электрических сетей в объеме 2200 км, подстанций напряжением 35 – 330 кВ, замена и строительство около 150 км тепловых сетей в год. Для осуществления стабильного импорта (обмена) электроэнергии планируется усиление внешних связей с соседними государствами. В настоящее время с польской стороной прорабатываются вопросы строительства межгосударственной линии электропередачи пропускной способностью порядка 5 млрд. кВтч в год. Этот проект предполагает создание технической возможности для увеличения в перспективе экспорта электроэнергии в сопредельные государства. В связи с большими капитальными вложениями в строительство и модернизацию энергетических объектов республики Министерство энергетики проводит интенсивную  политику по привлечению внешних инвестиций для реализации приоритетных инвестпроектов. В структуре финансирования строительства и реконструкции энергетических объектов доля иностранных инвестиций  возросла с 1,2 % в 2006 году до 61% в 2009 году. Если в 2006 году их объем составлял $5 млн., то в 2007-м - $91,5 млн., в 2008-м - $142,2 млн. В 2009 году объем финансирования программы модернизации белорусской энергосистемы достиг $609 млн., в том числе привлечено иностранных инвестиций на сумму $369,4 млн. при запланированных $345 млн. Инвестиции привлечены для реализации таких крупных проектов, как реконструкция Минской ТЭЦ-5 и Минской ТЭЦ-2 (для их техперевооружения подписаны контракты с Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству), реконструкция энергоблока №5 на Березовской  ГРЭС, строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Пружанах. Заключены контракты, предусматривающие привлечение внешних кредитов на общую сумму $200,4 млн. для осуществления следующих проектов: реконструкция Гродненской ТЭЦ-2 (подписан контракт на $55,6 млн. с индийской компанией BHEL), строительство Гродненской ГЭС на реке Неман (контракт на $15 млн. с чешской компанией "Мавел"), создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Речице (контракт на $30 млн. с австрийской фирмой "Политехник"), строительство Полоцкой ГЭС (договор на сумму $99,8 млн. с российским ОАО "Технопромэкспорт"). В 2010 году  планируется привлечение   иностранных   инвестиций    на   общую сумму $536 млн., которые будут направлены, в частности, на  реконструкцию  Минской ТЭЦ-5, строительство Гродненской и Полоцкой ГЭС, создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Речице.

Информация о работе Экономика Беларуси