Экономика Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Электроэнергетика - отрасль, которая осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,1 % валовой продукции промышленности, 15,3 % основных промышленно-производственных фондов.

Содержание

Содержание
1. Общая характеристика отрасли 3
1.1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь 3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли 5
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли 8
3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь. (Государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 11
4. Научный, научно-технический потенциалы Республики Беларусь 26
5. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 31
6. Становление и развитие рынка капитала в Беларуси 34
7. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 39
8. Культура и искусство, социальное обслуживание населения 44
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

Научный.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

       Национальная  библиотека Беларуси является главной  универсальной научной библиотекой, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью. Ее книжный фонд составляет

7,5 млн. экз., или 10,1 % библиотечного фонда страны. По содержанию библиотечных фондов (т.е. упорядоченной совокупности документов, предназначенных для сохранения и общественного пользования) библиотеки делятся на универсальные (по всем отраслям знаний) и отраслевые (различных уровней). Последние предназначены для удовлетворения профессиональных и других интересов отдельных групп населения. По назначению библиотеки могут быть публичными и специальными. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. Более 90 % из них находится в ведении Министерства культуры. Система публичных библиотек Беларуси в 2004 г. включала 4656 организаций (в городах — 994, сельской местности — 3662). На протяжении 1991— 2004 гг. она сократилась на 25,4 %, преимущественно в сельской местности. Часть небольших сельских библиотек реорганизована в клубы-библиотеки, остальные закрыты. В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств функционируют научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующей организации или учреждения. Учет таких библиотек осуществляется путем проведения переписи. Библиотечные фонды в настоящее время включают не только традиционные текстовые и графические материалы (книги, журналы, газеты), но также аудио- и видеоматериалы. На конец 2004 г. в библиотеках страны насчитывалось 72,7 млн. экз. книг и журналов (в городах — 41,3 млн., сельской местности — 31,4 млн.). Если в городах библиотечные фонды за последние годы стабилизировались, то в сельской местности они продолжают сокращаться, что объясняется недостатком финансовых средств и ростом цен на печатные издания. В среднем на одну библиотеку приходится 16 тыс. экз. (в городах — 41 тыс., сельской местности — 9 тыс.). Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение

и популяризацию  памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги). Для большинства современных музеев характерно единство научно-исследовательских и образовательно-воспитательных

функций. Специфические формы деятельности — экспозиции, выставки. Профиль  музея определяется его соотношением с определенной отраслью науки, искусства, производства. В ведении Министерства культуры находится абсолютное большинство музеев — 131, из них исторических — 31, мемориальных — 14, краеведческих — 71, естественно-научных — 3, искусствоведческих — 13, литературных — 2, отраслевых — 2. Одной из главных характеристик музеев является размер музейных фондов, который в настоящее время составил более 2,6 млн. единиц. Самым крупным музейным фондом обладают Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Витебский областной краеведческий музей. Музеи содействуют изучению и осмыслению истории и культуры Беларуси, воспитанию национального самосознания граждан, приобщению их к национальному и общечеловеческому наследию. В этой связи следует ожидать, что при более благоприятных социально-экономических условиях развитие музейной сети страны будет продолжаться. Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных

и других социально-демографических категорий  населения. В Республике Беларусь получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы (дома) культуры, клубы, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др. Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании, остальные находятся в ведомственной подчиненности других органов управления, профсоюзов, сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с административно-территориальным делением функционируют: районные и городские дома культуры (как правило, имеют собственное здание и выполняют спектр культурно-просветительных функций); сельские клубы (реже дома культуры, уровень их развития и оснащенности напрямую зависит от уровня развития соответствующего сельхозпредприятия).

       Несмотря  на сложные социально-экономические  условия, клубные учреждения сохранили  свою деятельность. На конец 2004 г. их насчитывалось 4144, в том числе в городах  — 553 (13,3 %), в сельской местности — 3591 (86,7 %). Преобладание сельских клубов объясняется особенностями мелкопоселкового расселения жителей республики и необходимостью организации здесь культурно-просветительной работы. В сельской местности клуб является порой единственным очагом культуры, где проводятся все массовые мероприятия: собрания, киносеансы, вечера отдыха и т.д. Клубные учреждения стремятся улучшить свое экономическое положение, оказывая платные услуги населению. Районные и городские дома культуры получают дополнительные финансовые ресурсы от платных мероприятий: киносеансов, лекций, вечеров отдыха, спектаклей, концертов, различных курсов и кружков по интересам, а также от сдачи в аренду временно пустующих помещений. Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организациями и 2 госцирками. За 1991—2004 гг. число профессиональных театров увеличилось на 33,3 % при снижении их посещаемости на 31,8 %. Вместе с тем уровень творческой деятельности многих театров страны за последние годы значительно возрос, о чем свидетельствует тенденция повышения заполняемости залов, которая ныне составляет 83 %. Наметилась тенденция активизации культурного обслуживания населения государственными концертными организациями. Ведущие позиции в этом направлении занимает Белорусская государственная филармония, а в регионах — областные филармонии. Дальнейшее совершенствование театрально-зрелищной сферы связано с укреплением материально-технической базы профессиональных театров, включая ремонт зданий, обеспечение их современным техническим оборудованием, транспортными средствами, позволяющими обслуживать сельскую местность, удаленные регионы. Требуется разработка программы развития театрально-зрелищных учреждений в малых и средних городах. В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве определены новые стратегические направления, в их числе целевые программы концертного обслуживания с пропагандой высоких образцов классики и белорусской музыки.

       Кино  — наиболее популярный и массовый вид искусства, значение которого в  жизни многих поколений людей  очень велико. Его производство базируется на современных методах с широким использованием последних достижений науки и техники. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, характеризующийся переплетением специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов. В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование. Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной их демонстрацией, например, в учебных заведениях, детских учреждениях. На конец 2004 г. в Беларуси работало 2099 киноустановок с платным показом, в том числе 146 кинотеатров. За 1991 — 2004 гг. их количество сократилось соответственно в 3,3 и 1,4 раза, а общее число посещений киносеансов — в 13 и 9,5 раза. Устойчивой тенденцией является закрытие киноустановок в сельской местности в основном из-за изношенности проекционного оборудования, аварийного состояния помещений или уменьшения числа жителей в отдельных населенных пунктах. Сокращение киносети восполняется использованием других видов экранных технологий: видеозалов, видеосалонов, передвижных видеопроекционных установок. В 2004 г. 426 работающих видеозалов и видеосалонов посетили 3,6 млн. человек. Использование видеопроекционных установок позволяет разнообразить репертуар и улучшить качество проекции (по сравнению с устаревшей киноаппаратурой), сводя к минимуму эксплуатационные расходы. Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Беларуси. Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Особое внимание предполагается уделить развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, расширению библиотечных фондов, сохранению и использованию историко-культурного наследия Беларуси. Предусматривается открытие новых учреждений культуры, соответствующих требованиям времени. Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли «Культура и искусство» несомненно будет содействовать законодательно установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1 % ВВП. Для покрытия расходов на содержание учреждений культуры, а также привлечения дополнительных средств в регионах изыскиваются возможности развития и увеличения объемов платных услуг населению.

       Социальное  обслуживание — деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для

социальной  адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. К этой категории населения относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии. Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

       Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности человека, который ограничен в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания. Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому. Социальный приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

       Целями  социального обслуживания являются:

• оказание содействия гражданам в преодолении  трудных жизненных ситуаций, которые  они не в состоянии разрешить  при помощи собственных средств  и имеющихся возможностей;

• прогнозирование  и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

• активизация  собственных усилий граждан и  семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

       Функционирование  системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируют законы Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.) и другие нормативные акты. Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты, которое активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в данной области выполняют местные исполнительные и распорядительные органы. Наряду с государственными органами система социального обслуживания включает:

• центры социального обслуживания семей  и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

• социально-реабилитационные центры, специальные клиники для  безнадежно больных людей (хосписы);

• социальные приюты;

• психолого-педагогические центры, центры (отделения) социальной помощи на дому, центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

• геронтологические  центры;

 • организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

• реабилитационно-трудовые мастерские;

• юридических  и физических лиц, в том числе  индивидуальных предпринимателей, предоставляющих  социальные услуги.

       Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост числа людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Беларуси, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли населения старших возрастов. Если в 1959 г. насчитывалось менее 1,1 млн. лиц пенсионного возраста (13,5 % общей численности), в 1989 г. — почти 2,0 млн. (19,5 %), то в 2004 г. это число достигло 2,1 млн. (21,2 %). Всего в республике проживает 2,6 млн. пенсионеров, что составляет более 25 % всего населения. Прогнозируется дальнейший рост доли населения пенсионного возраста (к 2020 г. — до 28 %). Основу современной системы социального обслуживания составляют территориальные центры социального обслуживания населения. К началу 2005 г. они были созданы в каждом сельском и городском районе (социальный норматив — один центр на административный район). Сеть новых нестационарных учреждений развивается на базе отделений социальной помощи на дому, которые существуют в структурах социального обеспечения с начала 1990-х годов (в 1990 г. их было 388, затем их число сократилось более чем в 2 раза). Сегодня на учете в центрах социального обслуживания находится почти 700 тыс. граждан. Главным направлением работы территориальных центров является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов — более 80 % общего объема услуг. Доля информационных услуг, предоставляемых населению, составляет 5,6 % общего объема; консультационных — 4,5; реабилитационных — 3,5; гуманитарной помощи — 2,5; социально-психологической — 1,6; адресной социальной помощи — 1,1; медицинских услуг — 0,5; других видов услуг — 0,6 % (данные НИИ труда Министерства труда и социальной защиты). Имеются определенные различия в работе центров социального обслуживания в городах и сельской местности. Так, в крупных и средних городах среди услуг преобладают доставка на дом продуктов и лекарств, оплата коммунальных услуг, помощь в пользовании прачечными и химчистками, сопровождение в поликлинику. Для сельских жителей оказывается меньший перечень услуг (как правило, 2—4 вида), кроме того, здесь требуются такие специфические услуги, как заготовка топлива, ремонт строений, печей, электропроводки, проведение сельскохозяйственных работ на приусадебных участках. С учетом особенностей сельского расселения, удаленности от районных центров на территории сельских советов предполагается создание домов социальных услуг. Основным источником финансирования территориальных центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние годы приходилось от 75 до 97 % общего объема финансирования. Другой источник — спонсорская помощь (от 0,7 до 25,0 %), третий — поступления в качестве оплаты за социальные услуги (от 0,7 до 5,6 %). Спонсорская помощь во многом носит случайный характер и зависит от наличия в районе крупных прибыльных организаций реального сектора экономики, а также согласия их администрации поддерживать социальные учреждения. Социальное обслуживание престарелых и инвалидов проводится в стационарных учреждениях. В 2004 г. функционировало 62 дома-интерната, в которых проживало 14,6 тыс. человек. На постоянном постельном режиме находится около 40 % общего числа проживающих. Для инвалидов Великой Отечественной войны в системе Министерства здравоохранения функционируют 4 госпиталя на 1860 коек. Важным приоритетом государственной социальной политики страны является социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства, создание сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Такими учреждениями являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В 2004 г. в республике работало 11 домов ребенка, 32 детских дома, 56 домов семейного типа, 9 домов-интернатов для детей-инвалидов, 62 школы-интерната общего типа, 65 школ-интернатов для детей с особенностями психофизического развития (табл. 4.35). Кроме того, организованы четыре детские деревни — особые воспитательные учреждения, в состав которых входят детские дома семейного типа. В последние годы в стране получил развитие программноцелевой метод решения конкретных проблем по улучшению положения детей, использование которого позволяет обеспечить более эффективное межведомственное взаимодействие, целевую направленность выделяемых ресурсов, привлечение дополнительных источников финансирования. Наиболее продуктивно этот подход используется в реализации крупномасштабной

Информация о работе Экономика Беларуси