Экономика Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Электроэнергетика - отрасль, которая осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,1 % валовой продукции промышленности, 15,3 % основных промышленно-производственных фондов.

Содержание

Содержание
1. Общая характеристика отрасли 3
1.1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь 3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли 5
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли 8
3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь. (Государственные комплексные программы и их реализация в рамках отрасли) 11
4. Научный, научно-технический потенциалы Республики Беларусь 26
5. Тенденции и факторы международной экономической интеграции 31
6. Становление и развитие рынка капитала в Беларуси 34
7. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 39
8. Культура и искусство, социальное обслуживание населения 44
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

Научный.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

условного топлива природного газа (92.8%), 577,0 тыс. тонн условного топлива мазута (5,7%) и 219,3 тыс. тонн условного топлива других видов топлива (1,5%). Переход на природный газ позволяет применять высокоэффективные технологии генерирования электричества, такие, как парогазовые турбины и ТЭЦ. Структура потребления топлива для генерирования электричества в стране, таким образом, способствует достижению высоких технических, экономических и экологических параметров производства тепловой энергии и электричества. Недостаток, однако, заключается в том, что это не обеспечивает требуемого уровня энергетической безопасности, поскольку высока зависимость от импорта природного газа. Для повышения надежности поставок энергии, на электростанциях и котельных созданы резервные запасы мазута; таким же образом природный газ хранится в подземных хранилищах. Основной целью республики является достижение надежного энергоснабжения. Небольшие ТЭЦ и далее будут разрабатываться на основе существующих котельных. Комбинированное производство электроэнергии и тепловой энергии, как ожидается, останется основным стержнем теплоэнергетического сектора в связи со сложившимися в республике условиями. Однако в целях снижения зависимости от нефти и газа в Беларуси предусматривается возможность строительства в республике атомной электростанции мощностью до 2000 МВт. В настоящее время данный вопрос прорабатывается Министерством энергетики совместно с Национальной академией наук Беларуси. В 2006 году в республике было потреблено 36,1 миллиарда кВт/ч электроэнергии, из них: 30,9 миллиарда кВт/ч произведено ГПО «Белэнерго», импорт достиг 5,5 миллиарда кВт/ч, а экспорт составил 1,1 миллиарда кВт/ч. В 2006 году потребление тепловой энергии в республике достигло 74,2 млн. Гкал, из которых 36,4 млн. Гкал были отпущены ГПО «Белэнерго», в т.ч. источниками «Белэнерго» 35,5 млн. Гкал и 0,9 млн. Гкал покупной теплоэнергии. Расход электроэнергии на транспорт в сетях составил 11,25 процента, расход тепловой энергии -9,91 процента соответственно (по системе ГПО «Белэнерго»). Увеличение объемов электроэнергии за последние годы обеспечивается в основном за счет роста производительности труда. Так, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. производительность труда возросла на 15 % при увеличении объема на 15,9 % и сохранении среднесписочной численности промышленно-производственного персонала. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала наиболее быстро сокращалась в первом периоде — с 1536,9 тыс. чел. в 1990 г. до 1176,2 тыс. чел. в 1995 г. Несмотря  на последующую стабилизацию, общий спад был весьма  существенным — на 31,2 % за 1991—2004 гг. (табл. 5). Резко сократилась численность промышленно-производственного персонала в машиностроении, легкой промышленности и промышленности  строительных материалов. Отмечаются рост занятости  и повышение удельного веса электроэнергетики, черной  металлургии, пищевой промышленности и еще ряда отраслей, где объем производства также увеличился.  

Таблица 5 – Среднегодовая численность  промышленно-производственного персонала  по отраслям промышленности  

 

       Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников электроэнергетики в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс. рублей, в том числе в марте – 1095,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с февралем 2010 г. на 7,8%, или на 78,9 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. увеличилась на 5,1%, в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. – увеличилась на 6,6%. За 2006-2009 годы на реконструкцию и строительство объектов энергосистемы направлено $2152 млн. Острейшими проблемами отрасли остаются сегодня неплатежи потребителей за использованную электрическую и тепловую энергию, перекрестное субсидирование, при котором промышленные предприятия вынуждены оплачивать полученную энергию по повышенным тарифам, компенсируя оплату льготных потребителей, в основном населения. Таким образом, при перекрестном субсидировании промышленные предприятия оплачивают потребление электроэнергии населением и неплатежи за электроэнергию. Это вызывает увеличение себестоимости промышленной продукции республики, что негативно влияет на ее конкурентоспособность на внешнем рынке, отказ промышленных потребителей от услуг централизованного теплоснабжения и строительство собственных источников промышленными предприятиями, что в итоге ведет к перерасходу топлива в целом по республике.

       Объемы  финансирования в 2006 году составили $402 млн.,  в 2007-м - $481 млн.,  2008-м - $660 млн., 2009-м - $609 млн. Таким образом, по сравнению  с 2006 годом инвестиции в последние  два года увеличились более чем  в 1,5 раза. В 2010 и 2011 годах на модернизацию основных производственных фондов белорусской энергосистемы (без учета строительства АЭС) планируется направлять ежегодно порядка $610 млн. При этом привлечение иностранных инвестиций может составить около $530-540 млн. Самой главной проблемой электроэнергетического сектора, непосредственно влияющей на его конкурентоспособность, является высокий износ основных производственных фондов (ОПФ), использование устаревших технологий и необходимость модернизации. Модернизация ОПФ энергосистемы крайне необходима. Износ фондов составляет почти 60%, что, согласно Концепции энергобезопасности, близко к предкритическому уровню. Огромной проблемой является государственное регулирование тарифов. В электроэнергетике около 90% затрат занимает природный газ. Однако тарифы на газ зачастую растут более высокими темпами, чем тарифы на электроэнергию. Еще медленнее растут тарифы на теплоэнергию. Тарифы в своей массе регулируются в сторону уменьшения, часть льготных потребителей получает их по сниженным расценкам, кроме того, например, сельское хозяйство, известно тем, что может годами задерживать платежи. Проблемой является и перекрестное субсидирование тарифов населения промышленностью. Несмотря на то, что согласно экономической логике тарифы для населения должны быть выше тарифов для промышленных предприятий (поскольку выше затраты на доставку энергии), в Беларуси наблюдается обратная картина: тарифы для населения и по газу, и по электроэнергии, и по теплоэнергии ниже, чем для промышленных и прочих потребителей. В результате такой политики собственные средства энергетических предприятий стремительно сокращаются. А ведь финансировать программы модернизации и энергосбережения они должны из собственных средств. По прогнозу, взятому за основу при разработке долгосрочной стратегии развития белорусской энергетики, ожидается, что потребление электроэнергии в Беларуси к 2020 году вырастет на 35%. Соответственно планируется рост генерации и установленных мощностей белорусской энергосистемы (см. таблица 1). Несмотря на то, что этот прогноз может быть завышен относительного возможного реального роста потребления электроэнергии, хорошо известно, что белорусская электроэнергетика нуждается в существенных инвестициях. Общий объем официальной инвестиционной программы на 2007 – 2010 гг. (одобренной Президентом Беларуси в 2007 году) составляет USD 2.7 млрд. (см. рисунок 1). Большая часть денег вкладывается в модернизацию и развитие генерирующих мощностей: 54.2% всех инвестиций до 2010 года. Согласно официальным документам до 2010 года планируется существенный рост инвестиций в электроэнергетике (+145% к 2008 г.) с самым большим скачком в 2009 г. (+80% к 2008 г.).

Таблица 1. Прогноз развития белоруской энергосистемы до 2020 г. (средний сценарий) 

       Около 26.5% средств инвестиционной программы на 2007–2010 гг. расходуются на электрическую сеть. Запланированный график циклического инвестирования – увеличение инвестиций на 28.5% в 2008 году (по сравнению с предыдущим годом) и последующее сокращение на 5% в 2009 году (в сравнении с 2008 г.) и еще одно увеличение на 24.2% в 2010 году (в сравнении с 2009 г.) – не является оптимальным. В 2007 – 2010 гг. в тепловые сети должно быть направлено 13.3% всех инвестиций. Программа предусматривает рост инвестиций на 18.3% в 2008 г. (к 2007 г.), и последующее сокращение в 2009 и 2010 гг. по 8% ежегодно (к предыдущему году). Таким образом, по плану инвестиции в тепловые сети в 2010 г. (USD 84.3 млн) в абсолютном выражении будут аналогичны инвестициям в 2007 г. (USD 83.1 млн). Учитывая сегодняшнее состояние тепловых сетей, таких инвестиций вряд ли будет достаточно для существенного повышения эффективности тепловой инфраструктуры. При анализе направлений инвестирования, возникает очевидный вопрос, почему так много внимания уделяется модернизации генерирующих мощностей. Ответом может быть то, что капвложения в генерацию приведут к снижению затрат именно в той части цепочки формирования стоимости Белэнерго, которая потенциально является конкурентной (т.е.,генерация), в то время как сетевая инфраструктура Белэнерго останется (регулируемой) монополией.

Рисунок 1. Официальная инвестиционная программа  Белэнерго на 2007–2010 гг. 

       

 

Главным источником инвестиций в электроэнергетику  Беларуси являются собственные средства Белэнерго: амортизация и прибыль, а также средства инновационного фонда Минэнерго (в сумме – 48.7%). Согласно запросу Белэнерго, официальная инвестиционная

программа должна финансироваться в соответствии с данными, приведенными на рисунке 2. Доля бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций возрастет с 10%3 в 2007 г.

до почти  половины от суммарных вложений в  электроэнергетику (48.5%) в 2010 г.. Ожидаемые источники финансирования официальной инвестиционной программы Белэнерго на 2007–2010 гг. 

       

Желание получить государственное финансирование понятно по двум причинам: во- первых, Белэнерго в существующем положении (вертикально-интегрированная государст-  венная монополия) не может привлечь ни значительных средств частного сектора, ни кредитов, так как денежные поступления областных энергокомпаний всецело зависят от политических решений по вопросам тарифов на электрическую и тепловую энергию. По- скольку, текущая схема установления тарифов никогда не приведет к полному самофи- нансированию Белэнерго для привлечения внешних инвестиций будет требоваться прямое бюджетное субсидирование или (и) государственные гарантии. Во-вторых, запрашивая субсидии у государства, топ менеджеры Белэнерго перекладывают часть ответственности за возможное недоинвестирование на чиновников. Учитывая, что из-за глобального экономического кризиса государственный бюджет Беларуси не является устойчивым источником финансирования, именно на кризис можно будет «списать» невыполнение официальной инвестиционной программы, в случае, если оно будет иметь место. Доля кредитов и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) планируется в размере 15.8%. Эти деньги в большинстве своем составят кредиты, так как правовые рамки и основа ре-гулирования ПИИ в электроэнергетическом секторе Беларуси остаются неясными, а порт-

фельные инвестиции являются маловероятными (из-за отсутствия привлекательного фон-

дового  рынка).

Таблица 2. Фактические и планируемые источники  финансирования инвестиционной программы Белэнерго (%) 

       

 
 

Инновационный фонд Минэнерго, который был главным  источником инвестирования в 1990-ые годы, к 2010 году планируется ликвидировать. Фонд пополнялся вкладами ре-гиональных электроэнергетических компаний (Облэнерго) и других предприятий, контро-  лируемых Минэнерго. Ликвидация фонда, на долю которого пришлось 23% инвестиций в электроэнергетику в 2007 г., может, лишь частично оправдать запланированный рост доли бюджетного финансирования. Единственными надежными источниками инвестиций за весь период являются амортизация и прибыль. Но они обеспечивают лишь около 40% (35.4% и 5.7%) от запланированных инвестиций. В 2007–2010 годах доля собственных средств (прибыль и амортизация) в общем объеме инвестиций по плану уменьшится с 52% в 2007 году до 36.6% в 2010 году. В целом, существует четыре модели финансирования инвестиций, которые могут быть скомбинированы: самофинансирование, государственного финансирование из бюджета, кредитное финансирование, привлечение средств частного сектора. Самофинансирование и субсидии из государственного бюджета, рассматриваются в качестве основных источников финансирования офици- альной инвестиционной программы Белэнерго в 2009–2010 годах. В соответствии с запро-

сом Белэнерго  доля бюджетных средств в общем  объеме инвестиций возрастет до 48% к 2010 году. Следовательно, инвестиции в электроэнергетику в 2010 году могут составить около 1.5% от доходной части государственного бюджета. Принимая во внимание обя-зательство Беларуси поддерживать бездефицитный государственный бюджет, снижение доходов государственного бюджета, вызванное негативным влиянием мирового эко-номического кризиса на экономику страны, девальвацию национальной валюты, которая увеличила стоимость импортного оборудования и энерготехнологий, выраженную в белорусских рублях, и отрицательное влияние роста инвестиционного импорта на платежный баланс страны остается весьма неопределенным насколько такая структура финансирования инвестиций в электроэнергетике Беларуси является устойчивой в суще-

ствующих  условиях.

Таблица 3. Доля бюджетных расходов на финансирование инвестиционной программы Белорусской электроэнергетики в ВВП и доходах госбюджета

         
 
 

Финансирование  инвестиций на основе самофинансирования (чистого потока денежных средств) означает, что разница между доходом от продажи энергии и операционными за-тратами на производство (стоимость топлива, труда, техобслуживания и т.д.) и (или) затратами на импорт электроэнергии используется на финансирование инвестиций. Чтобы обеспечить устойчивое самофинансирование, необходимо, чтобы цены на электроэнергию были выше средних операционных затрат в течение определенного времени, так чтобы суммарная годовая маржа была больше (для расширенного воспроизводства) или равна (для простого воспроизводства) амортизации основных активов. При этом не имеет значения формируется ли эта маржа благодаря умеренным наценкам к средним затратам в течение всего времени, либо за счет значительных наценок в определенные часы (например, маржинальное ценообразование) либо используются иные схемы ценообразования. В этой связи белорусская система формирования тарифов по группам потребителей и слаборазвитой дифференциацией по времени суток и уровням номинального напряжения не является препятствием для реализации стратегии самофинансирования, при условии, что средние тарифы остаточно высоки. В рыночно ориентированной электроэнергетике новые инвестиции бычно стимулируются маржинальными ценами, а в некоторых странах, платой за мощность. В централизованной государственной белорусской электроэнергетике стимулировать инвестиции с помощью рыночных механизмов нет необходимости. Следовательно для беспечения самофинансирования схема тарифообразования должна предполагать, что аржа между доходами и операционными затратами достаточна для покрытия инвестиционных расходов. Хотя чистое самофинансирование, в принципе, является устойчивой альтер- нативой при существующей модели организации энергетической системы, мы должны рассчитать, будет ли ожидаемый денежный поток от продажи электроэнергии по текущим ценам достаточным для обеспечения инвестиционных потребностей.В 2008 году 29.2 млрд кВтч электроэнергии и около 30 млн. ГКал тепла были проданы конечным потребителям за USD 4 млрд. Средняя цена за электроэнергию составила 9.7 центов/кВтч (в сравнении с ~12 центов/кВтч в среднем по ЕС). По данным Минэнерго, себестоимость электроэнергии в Беларуси составляет 7.43 центов/кВтч. Таким образом, валовая маржа Белэнерго составит почти в 2.3 цента за кВтч или USD 672 млн. в год. Этого достаточно для покрытия инвестиционных затрат в размере USD 659 млн. в 2008 году. Но следует принять во внимание, что тарифы на тепловую энергию не покрывают общих затрат на её производство и транспорт, так что маржа, полученная от продажи электроэнергии используется также для инвестирования тепловой инфраструктуры. Предполагаемая себестоимость электроэнергии – 7.43 центов/кВтч, скорее всего, достаточно оптимистичный вариант, если принять во внимание низкую производительность труда в белорусской электроэнергетике, несбалансированность топливного баланса, так же как и сравнительно низкую эффективность передачи и распределения электроэнергии. Таким образом, не будет нереалистичным предположение, что средние затраты в белорусской энергетике находится в диапазоне соответствующих европейских и даже превышают их (с учетом того, что последние включают значительные экологические затраты, наценки на возобновляемую энергию и т.д.). Более того, стоимость основного топлива, природного газа, будет расти, согласно подписанному в 2007 г. соглашению с Россией. Следовательно, валовая маржа Белэнерго в случае несвоевременного пересмотра тарифов или уста-новления их на уровне, который не отражает реальных затрат, может быть отрицательной

Информация о работе Экономика Беларуси