Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
В данной работе определим сущность экономического роста, рассмотрим его основные факторы типы и показатели. Затем проведем эконометрический анализ факторов, обусловивших различия между странами с переходной экономикой в темпах роста ВВП. В основу эмпирического анализа положены некоторые гипотезы политической экономии роста. Основным отличием является анализ влияния на рост ВВП всех компонентов индекса реформ, рассчитываемого Европейским банком реконструкции и развития, и ранжирование этих компонентов по степени их влияния на экономический рост. Также покажем, в какой степени уравнения регрессий позволяют объяснить рост ВВП в Беларуси, и направления дальнейшего изучения источников и последствий экономического роста в республике.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Сущность экономического роста.
1.1.Содержание экономического роста………………………………….5
1.2.Основные источники экономического роста……………………..6
1.3.Показатели роста национальной экономики……………………….. 6
1.4.Гимн экономическому росту………………………………………...7
2. Типы экономического роста и его основные факторы.
2.1.Типы экономического роста…………………………………....8
2.2.Прямые и косвенные факторы экономического роста……………...9
2.3.Факторы экстенсивного и интенсивного развития…………………...9
3.Результативность и проблемы экономического роста.
3.1.Качество экономического роста……………………………………....12
3.2.Защитники и противники экономического роста………………….14
3.3.Издержки и пределы экономического роста……………………….14
3.4.Глобализация в историческом контексте………………………………..15
3.5. Догоняющее развитие под прессом
рыночного фундаментализма………………………………………....18
4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.
4.1. Основное содержание задачи трансформации……………………....25
4.2. Исходные позиции Беларуси……………………………………….....25
4.3. Разработка белорусской модели экономического роста…………....26
4.4. Инфляционная модель экономического роста…………………….....27
4.5. Корректировка курса……………………………………………….....28
4.6. Перспективы экономического роста……………………………….....29
4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте
стран с переходной экономикой…………………………………………..30
Заключение...................................................................................................34
Список литературы.....................................................................................37
Приложение………………………………………………………………..38
Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое кредитование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заинтересованы и сами предприятия. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где так же есть свои пределы.
4.6. Перспективы экономического роста.
По международному стандарту расчета макроэкономических показателей национальная экономика Беларуси устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП на уровне 2-3 % (см. 49, стр. 71). Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.
В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций свидетельствует о том, что белорусская экономика испытывает проблемы, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусственно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения конкурентоспособности продукции) и другие причины уменьшают объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.
При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить проблемы экономического роста. Не менее важным является обеспечение высокой эффективности капитальных вложений.
Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется также внешним спросом, что обусловливает значительный ежегодный прирост экспорта, который часто превышает объем общего прироста ВВП.
Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. При этом ситуация, когда на единицу прироста совокупного спроса приходится 0,65 единицы прироста импорта, вряд ли может считаться идеальной, так как подобная «утечка» тормозит экономический рост. Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправленной политики импортозамещения.
Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. Не секрет, что глубину кризисного спада первоначально удалось уменьшить и за счет того, что белорусская продукция на традиционных для нее внешних рынках выглядела более качественной. Нынешнее нарастание конкуренции заставляет ускорять процессы сертификации производства и систем управления по международным стандартам, внедрять САЪ8-технологии (предусматривают, чтобы предприятие-поставщик изготавливало самостоятельно не более 20% комплектующих).
В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча» единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества конечного продукта.
Рост цен на экспортируемые сырьевые ресурсы и приток валютной выручки резко повысили в последние годы платежеспособность и привлекательность российского рынка. Надо признать, что это обстоятельство оказало позитивное воздействие и на состояние белорусской экономики, для которой Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта (около 60% от объема белорусского экспорта).
Однако известно и то, что международная экономическая конъюнктура всегда изменчива. К тому же ощутимо нарастает конкуренция и со стороны самих российских производителей, активно внедряющих современные технологии. Чтобы сохранить конкурентную способность белорусской продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инновационную деятельность и таким способом улучшить свои позиции в системе международного разделения труда.
С момента вступления в ЕС большая группа восточноевропейских партнеров Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменяются условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки, что в состоянии оказать негативное воздействие на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном векторе придется учитывать незамедлительно.
4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте стран с переходной экономикой.
Анализ литературы показывает, что изучение влияния политико-институциональных переменных на экономический рост в странах с переходной экономикой имеет свою специфику, которая заключается в том, что институциональная, политическая, социальная и экономическая среда в них изменяется. Следовательно, среднесрочный рост в этих странах будет зависеть от того, какая среда будет создана. Все государства с переходной экономикой начинали с неэффективной системы институтов социализма, но не все создали институты капитализма. Различия в осуществляемых преобразованиях обусловливают перспективы экономического и социального развития этих стран. Таким образом, в качестве политико-институциональных переменных можно рассматривать различные показатели, характеризующие прогресс в реформировании экономической, политической и социальной сфер государств.
Проанализируем связь между ростом и показателями, которые можно охарактеризовать как искусственно сконструированные, отражающие различные аспекты экономической, политической и правовой ситуации в стране. К таким показателям относятся всевозможные индексы (См. приложение табл. 4), рассчитываемые международными организациями. По ним можно судить об уровне либерализации экономики, а также развитии политической и правовой сферы. Наш анализ будет охватывать 25 стран с переходной экономикой (Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова. Польша, Россия, Румыния, Словакия Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония).
Каждый индекс состоит из собственных компонентов и рассчитывается как их среднее значение. При этом видно, что все индексы тесно связаны между собой. Однако мы будем анализировать связь между экономическим ростом и индексом реформ ЕБРР и его компонентами, поскольку он рассчитывается специально для стран с переходной экономикой и доступен за наиболее продолжительный период времени. Выводы о том, как связан рост ВВП и остальные индексы, мы будем делать на основе их связи с индексом реформ ЕБРР.
Предварительный анализ данных.
Коэффициенты корреляции между индексами ЕБРР, Freedom House и Heritage Foudation для стран с переходной экономикой весьма высоки - от 0,85 до 0,96 по абсолютному значению (См. приложение табл.5). Это свидетельствует о том, что трансформация от плановой экономики к рыночной сопровождалась демократизацией политической сферы и установлением верховенства закона; стран, в которых бы реформы затронули только экономическую, только политическую или только правовую сферу, не было. Демократизация и установление верховенства закона позволили достигнуть прогресса в проведении структурных реформ (об этом свидетельствует тесная корреляция между индексом реформ ЕБРР и показателями Freedom House). В странах, избравших централизацию власти, верховенство закона было заменено политической диктатурой, а реформы свернуты или не начаты вовсе. Развитие демократии способствовало установлению верховенства закона и сокращало влияние на политический процесс групп, заинтересованных в частичных реформах или отказе от их осуществления Анализ тесноты связи между различными компонентами индекса реформ (См. приложение табл. 6) может дать информацию о том, какие реформы осуществлялись в комплексе. Высокий коэффициент корреляции между двумя компонентами индекса свидетельствует о том, что соответствующие реформы проводились с одинаковой интенсивностью и одновременно. Низкое значение коэффициента корреляции говорит о том, что проведения одной из реформ недостаточно для успеха другой реформы. Однако в целом, очевидно, что комплексность трансформации экономики способствовала успеху отдельных реформ.
Выбор спецификации модели.
Важным для дальнейшего анализа выводом из предварительного анализа данных является тесная связь различных индексов и их компонентов, которая может стать причиной мультиколинеарности регрессоров, если они будут одновременно включены в уравнение. Поэтому мы будем пользоваться парными регрессиями вида:
у = а + а + b х' + u , (1)
где i= 1,..., n-1 (п - количество объектов (кросс-секций);
t= 1,..., Т (Т- количество периодов времени);
y - зависимая переменная (темпы роста
ВВП);
х'it - объясняющая переменная (индекс реформ, его компонент или другая переменная);
b - коэффициент при этой переменной;
u - остатки регрессии;
а0 - общая константа;
а - индивидуальные эффекты (компонент ошибки, моделирующий неоднородность
объектов).
Если мы рассматриваем, а как постоянные константы (фиктивные переменные), то применяется модель с фиксированными эффектами (уравнение вида (1)), если как компонент ошибки (случайную величину) - то модель со случайными эффектами. При моделировании индивидуального эффекта как случайной величины уравнение (1) примет вид:
y = a +bх' + е + v , (2)
где е - случайная величина и поэтому является компонентом ошибки (случайным эффектом);
v - остатки регрессии.
При использовании модели с постоянными эффектами не требуется, чтобы они были независимы от регрессоров. Оценка b, полученная из модели со случайными эффектами, может считаться точной только тогда, когда случайные эффекты еi независимы от регрессоров. Выбор в пользу одной из этих моделей можно сделать на основе теста на спецификацию Хаусмана. Нулевая гипотеза теста состоит в том, что оценка Ь, полученная из уравнения (2), стремится к оценке Ь из уравнения (1). Если гипотеза принимается, то выбирается модель со случайными эффектами. При отклонении нулевой гипотезы используется модель с постоянными эффектами.
Может оказаться, что индивидуальные эффекты не являются значимыми. Тогда обе модели могут быть приведены к виду:
y = a +bx +e , (3)
где е - остатки уравнения регрессии. Для тестирования значимости фиксированных эффектов применяется F-тест (проверяется гипотеза о совместном равенстве нулю всех фиктивных переменных, а1 = а2 = … = ап-1 =0), случайных - LМ-тест (проверяется гипотеза о равенстве нулю дисперсии случайных эффектов, е = 0). Если нулевые гипотезы не отвергаются, то вместо уравнений (1) и (2) оценивается уравнение (3).
Результаты эконометрического анализа.
В самом общем случае можно рассматривать связь между экономическим ростом и показателем, характеризующим общий прогресс в трансформации экономики, - индексом реформ ЕБРР. Применение алгоритма выбора спецификации модели, предложенного в предыдущем подразделе, дало следующие результаты:
GR = f e + 12,7ЕВRD it , (4)
(12,2)
где GR it - темпы роста ВВП;
fe, -фиксированные эффекты;
ЕВRDit - индекс реформ ЕБРР.
В скобках приведена устойчивая к гетероскедастичности t-статистика. Коэффициент при ЕВRD сильно значимый и положительный, т. е. в странах с большим прогрессом в реформах темпы роста были выше.
Этот же самый вывод справедлив и для отдельных компонентов индекса реформ. Все реформы влияли на рост положительно, однако степень их влияния была различной (См. приложение табл. 7), что можно показать при помощи коэффициентов Е и Веtа[15]. Наиболее важными для роста оказались либерализация внешней торговли и валютной системы, управление и реструктуризация предприятий, банковская реформа и либерализация процентных ставок, а также малая приватизация. Реформирование инфраструктуры, либерализация цен и создание рынков ценных бумаг и небанковских финансовых институтов не столь существенно повлияли на различия в темпах роста*.
Для того чтобы определить место Беларуси среди стран с переходной экономикой, можно разбить их на три группы по уровню прогресса в области реформирования экономики: активные реформаторы (индекс ЕБРР больше 3-), страны с частичными реформами (от 2 до 2+), и страны, в которых реформы проводились неактивно (значение индекса ЕБРР меньше 2). Согласно результатам регрессионного анализа, темпы роста должны быть наиболее высокими в первой группе стран и наиболее низкими - в последней. Однако средние темпы роста в последних двух группах практически не отличаются (-3% в среднем за год в странах с частичными реформами и -3.8% - в странах, неактивно проводивших реформы) (См. приложение табл. 8).
Среди стран последней группы темпы роста отличаются весьма существенно. Среднегодовой прирост ВВП в Беларуси, Туркменистане и Узбекистане за 1991-2001 гг. составил -0,7%; в оставшихся четырех странах этой группы выпуск сокращался в среднем на 6,2% в год. Таким образом, Беларусь, Туркменистан и Узбекистан не вписываются в выявленную на основе регрессионного анализа общую закономерность. Некоторые авторы высказывают сомнения по поводу достоверности статистической информации в данных странах. Это аргументируется тем, что в указанных странах экономические системы, сохранившие признаки административно-командной экономики, допускают приписки, существовавшие в период социализма. Проведенный анализ показал, что политэкономия роста не позволяет объяснить динамику ВВП в Беларуси. Все рассмотренные индексы ставят республику в разряд стран с минимальными экономическими, политическими и гражданскими свободами (она находится на предпоследнем месте по прогрессу в реформировании экономики). В то же время по темпам роста ВВП она является одним из лидеров среди стран с переходной экономикой, а согласно полученным уравнениям регрессий, темпы роста ВВП в Беларуси должны быть одними из наиболее низких. Вероятно, для того чтобы выявить источники роста белорусского ВВП в условиях эволюционного проведения рыночных реформ, необходимы дополнительные исследования, основанные на детальном изучении статистических данных.