Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
В данной работе определим сущность экономического роста, рассмотрим его основные факторы типы и показатели. Затем проведем эконометрический анализ факторов, обусловивших различия между странами с переходной экономикой в темпах роста ВВП. В основу эмпирического анализа положены некоторые гипотезы политической экономии роста. Основным отличием является анализ влияния на рост ВВП всех компонентов индекса реформ, рассчитываемого Европейским банком реконструкции и развития, и ранжирование этих компонентов по степени их влияния на экономический рост. Также покажем, в какой степени уравнения регрессий позволяют объяснить рост ВВП в Беларуси, и направления дальнейшего изучения источников и последствий экономического роста в республике.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Сущность экономического роста.
1.1.Содержание экономического роста………………………………….5
1.2.Основные источники экономического роста……………………..6
1.3.Показатели роста национальной экономики……………………….. 6
1.4.Гимн экономическому росту………………………………………...7
2. Типы экономического роста и его основные факторы.
2.1.Типы экономического роста…………………………………....8
2.2.Прямые и косвенные факторы экономического роста……………...9
2.3.Факторы экстенсивного и интенсивного развития…………………...9
3.Результативность и проблемы экономического роста.
3.1.Качество экономического роста……………………………………....12
3.2.Защитники и противники экономического роста………………….14
3.3.Издержки и пределы экономического роста……………………….14
3.4.Глобализация в историческом контексте………………………………..15
3.5. Догоняющее развитие под прессом
рыночного фундаментализма………………………………………....18
4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.
4.1. Основное содержание задачи трансформации……………………....25
4.2. Исходные позиции Беларуси……………………………………….....25
4.3. Разработка белорусской модели экономического роста…………....26
4.4. Инфляционная модель экономического роста…………………….....27
4.5. Корректировка курса……………………………………………….....28
4.6. Перспективы экономического роста……………………………….....29
4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте
стран с переходной экономикой…………………………………………..30
Заключение...................................................................................................34
Список литературы.....................................................................................37
Приложение………………………………………………………………..38
4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.
4.1. Основное содержание задачи трансформации.
В переходный период обеспечение экономического роста является важнейшей стратегической задачей. Вместе с тем конкретное наполнение данной задачи, а также алгоритмы соответствующих решений непрерывно изменяются.
Так, на исходном этапе трансформации основное содержание упомянутой задачи весьма архаично: необходимо свести к минимуму кризисное снижение объема ВВП, т. е. минимизировать возможные экономические потери.
Параллельно с этим необходимо энергично поддерживать так называемые «точки экономического роста», а через активное институциональное строительство преодолевать социально-экономические противоречия, которые породили системный экономический кризис.
В дальнейшем выход на траекторию устойчивого экономического роста будет означать, что переходный период завершен.
Отметим, что темпы экономического роста красноречиво свидетельствуют о степени эффективности государственного управления. Это объясняет, почему и эксперты, и сама власть всегда столь ревниво относятся к показателям экономического роста.
4.2. Исходные позиции Беларуси.
В рамках всесоюзного комплекса экономика Беларуси выступала как сборочный цех, который специализировался на производстве не наукоемкой, а ресурсоемкой продукции. В условиях товарного голода и дефицита белорусская продукция пользовалась большим спросом на всесоюзном рынке, хотя потребительские товары в подавляющем большинстве были рассчитаны на неприхотливого потребителя.
После обретения Беларусью независимости ее экономика приобрела ярко выраженный осколочный характер. Республика не располагала валютными и стратегическими резервами, как, впрочем, и не была отягощена внешним долгом. Была унаследована высокая зависимость от поставок извне сырья, материалов и энергоносителей. Следовало принимать в расчет, что структура белорусской экономики, испытывающей от внешних поставщиков серьезную энергетическую и сырьевую зависимость, не отвечает высшим национальным интересам и требованиям эффективной рыночной экономики. Последовавшее повышение цен на импортируемые сырьевые и энергетические ресурсы вплоть до мирового уровня, а затем и общее повышение мировых цен существенно изменили структуру издержек производства. Так, в структуре ВВП сократился удельный вес расходов, связанных с оплатой труда и амортизационными отчислениями. Это заметно усложнило воспроизводственные процессы и отрицательно отразилось на жизненном уровне населения.
Примечание. Не следует забывать и о том огромном ущербе, который был нанесен Беларуси катастрофой, произошедшей на Чернобыльской АЭС им. Ленина (апрель, 1986 г.), которая размещена вне территории Беларуси. Радиоактивному загрязнению подверглось 23% территории республики, пострадал каждый пятый житель. Загрязнено 1,8 млн. га сельхозугодий, 264 тыс. га пришлось полностью исключить из хозяйственного оборота. Более 135 тыс. человек были переселены в чистые районы. Кроме того, не менее 200 тыс. самостоятельно покинули родные места (молодежь, интеллигенция, квалифицированные специалисты).
Беларусь воздержалась от выставления международного требования о компенсации причиненного ей ущерба, хотя по сей день 10 - 20 % республиканского бюджета расходуется на ликвидацию последствий данной катастрофы.
Вывод: на исходном этапе преобразований пришлось считаться с тем., что Республика Беларусь была крайне ограничена в проведении радикальной социально-экономической политики.
4.3. Разработка белорусской модели экономического роста.
Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.
В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.
В другом случае некоторая часть государственных предприятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствовавшего бартера и просто бесхозяйственности.
В третьем случае резко возросла конкуренция со стороны иностранных поставщиков.
В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консервативного директорского корпуса.
Сворачивание прежних схем рефинансирования коммерческих банков и поворот кредитной эмиссии в пользу реального сектора экономики, восстановление управляемости государственными предприятиями оказали позитивное воздействие на состояние белорусской экономики. Укрепление налоговой дисциплины заметно облегчило исполнение государственного бюджета.
Стабилизация валютного курса и подавление гиперинфляции способствовали укреплению финансовой базы предприятий и повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота различных (посреднических) структур, созданных на основе прежних монополизированных каналов сбыта продукции и обслуживающих в первую очередь теневой перелив капитала, изменило пропорции распределения национального дохода в пользу реального сектора экономики.
Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий, затеянное правительством М.Н. Чигиря, позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешних рынках, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования и доверительный диалог с различными международными организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) послужили хорошим сигналом для активизации иностранных инвесторов.
Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках и заметно снизить общие издержки производства. На низком уровне удалось стабилизировать безработицу. Разрабатываемые целевые программы консолидировали в себе перспективные точки экономического роста. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.
Рост денежных доходов населения оживил потребительский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.
В качестве особых факторов стабилизации национальной экономики выступили выгодное геополитическое положение Беларуси, укрепление исполнительской дисциплины в структурах государственного управления, уровень профессиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемлемый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о погашении долга России, ранее накопленного за поставки в республику энергоносителей (1,2 млрд. долларов США). Стабильное соблюдение графика выплаты пенсий и заработной платы позволило сохранить высокий кредит доверия населения к властям. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказали также и достаточно стабильные урожаи 1995 и 1996 гг.
Если в 1995 году спад объема ВВП составил 10%, то в 1996 году впервые был обеспечен прирост ВВП в 3%. Кризисный спад национального производства в республике оказался меньше всех других стран СНГ (около 30%). Кроме того, Беларусь стала первой демонстрировать плюсовые значения.
Таким образом, в 1994 - 1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста. Подобный подход учитывает инерционность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономического потенциала.
4.4. Инфляционная модель экономического роста.
Длительный период сохранения высоких темпов инфляции (200 -400% в год) и обеспечение при этом достаточно скромного экономического роста (3-8 % прироста ВВП в год) тем не менее, позволили выдвинуть предположение о формировании в Беларуси так называемой «инфляционной модели экономического роста».
Следует отметить, что в качестве исходного пункта для экономических новаций такого рода выступила не сама теоретическая концепция, а стремление в условиях затянувшейся стагфляции (1992 - 1996 гг.) отыскать конкретные практические решения по стабилизации ситуации и недопущению окончательного развала белорусской экономики.
Дело в том, что стагфляция сопровождалась обесценением денег, обострением кризиса неплатежей, появлением различных денежных суррогатов на общем фоне значительного снижения степени монетизации ВВП, а также удорожанием кредитов и их общей недоступностью для реального сектора экономики. Увеличивался удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий. Обесценение оборотного капитала и нарастание бартера затрудняло обеспечение даже простого воспроизводства.
Складывалась видимость того, что основная причина экономического кризиса кроется в дефиците денежной массы в национальной платежной системе. В итоге была выдвинута идея необходимости форсированно наращивать денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих банков, и повышения таким способом степени монетизации национальной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специальные программы Национального банка направлялась на поддержку в первую очередь крупных государственных предприятий, на финансирование жилищного строительства и агропромышленного комплекса.
Наращивание массы необеспеченных денежных средств привело к ускоренной девальвации белорусского рубля темпами, фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухудшился платежный баланс страны. До минимума были сведены валютные резервы банковской системы. Резко ускорилось обесценение денежных вкладов населения, а также оборотного капитала прибыльных предприятий. Снизилась средняя заработная плата в долларовом эквиваленте. Возросла «долларизация экономики».
Обесценение денег и рост скорости их движения привели к тому, что почти в 2 раза снизилась степень монетизации ВВП. В национальной платежной системе обострился денежный дефицит, стал нарастать бартер.
В условиях нарастающей кредитной экспансии к повышению «минималки» и тарифной ставки первого разряда пришлось прибегать чаще, чем до этого. За счет очередного повышения номинальных доходов населения рассчитывали оживить платежеспособный спрос населения. Но эффективность таких действий снижалась. С одной стороны, в условиях снижения платежеспособного спроса населения возрастали складские запасы готовой продукции, с другой - обесценение номинальных денежных доходов приводило к снижению жизненного уровня широких народных масс.
В условиях гиперинфляции имел место постоянный отрыв динамики нормы ссудного процента (ставки рефинансирования) от уровня рентабельности реального сектора. В итоге прибыльность банковского капитала значительно превысила рентабельность первичного сектора национальной экономики. Загрузка малоэффективных производственных мощностей, созданных еще в советский период, и реализация продукции на внешних рынках по заниженным ценам финансировались за счет инфляционного налога, распределяемого среди населения и устойчиво работающих предприятий.
Отмеченные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в условиях Беларуси не разрабатывалась «инфляционная модель» экономического развития. Ее использование носило стихийный характер и во многом было продиктовано ограниченными источниками финансирования государственных нужд. К 2001 году закономерно обозначилось снижение темпов прироста ВВП, что заставило окончательно усомниться в модели «инфляционного экономического роста».
4.5. Корректировка курса.
При определенных оговорках можно считать, что с 2001 года в Беларуси определилось более сдержанное отношение к «канализации денежной эмиссии». Со страниц официальных докладов исчезла риторика о необходимости ускоренной «монетизации ВВП». Был сделан вывод о том, что для сдерживания инфляции явно недостаточно совершенствовать механизм хозяйствования и сам реальный сектор экономики.
Следует отметить, что возвращение к прежнему курсу финансовой стабилизации незамедлительно выявило необоснованность замораживания институциональных преобразований. Так, в государственном секторе кроме убытков обнаружилась и открытая его регидностъ, когда неэластичность издержек производства по цене приводит к их устойчивому повышению. Инфляция издержек производства выступает как постоянный спутник нереформированной экономики, как результат экономической незаинтересованности предприятий бороться за их снижение. В итоге значительно расширился перечень белорусских товаров, цены на которые (при низком качестве) стали превышать мировой уровень.
Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реальных доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и увеличения банковских депозитов населения произошло снижение эффективности национального производства. Стали обнаруживать, что не машины вытесняют рабочих, а напротив зачастую дешевая рабочая сила вытесняет технику. Сфера высокоэффективного автоматизированного труда сужается, а примитивного ручного труда расширяется.
Но надо видеть и то, что механическое сдерживание ставшей привычной кредитной эмиссии в условиях не реформированной экономики в состоянии породить новые проблемы (кризис неплатежей, недоимки перед бюджетом, и т. д.). Четче обозначился круг хронически убыточных предприятий. Снижение темпов инфляции ужало номинальную налогооблагаемую базу и затруднило исполнение бюджета.
Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, так как теряется значительная часть ставшей уже привычной инфляционной прибыли, снижается доходность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о перемещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом следует признать, что наиболее конструктивным выглядит такой путь, когда поэтапное ограничение кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований.