Экономический рост и проблема его осуществления в странах с переходной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе определим сущность экономического роста, рассмотрим его основные факторы типы и показатели. Затем проведем эконометрический анализ фак­торов, обусловивших различия между страна­ми с переходной экономикой в темпах роста ВВП. В основу эмпирического анализа поло­жены некоторые гипотезы политической эко­номии роста. Основным отличием являет­ся анализ влияния на рост ВВП всех компо­нентов индекса реформ, рассчитываемого Ев­ропейским банком реконструкции и развития, и ранжирование этих компонентов по степени их влияния на экономический рост. Также покажем, в какой степени уравнения регрес­сий позволяют объяснить рост ВВП в Бела­руси, и направления дальнейшего изучения источников и последствий экономического роста в республике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

1.Сущность экономического роста.
1.1.Содержание экономического роста………………………………….5
1.2.Основные источники экономического роста……………………..6
1.3.Показатели роста национальной экономики……………………….. 6
1.4.Гимн экономическому росту………………………………………...7

2. Типы экономического роста и его основные факторы.
2.1.Типы экономического роста…………………………………....8
2.2.Прямые и косвенные факторы экономического роста……………...9
2.3.Факторы экстенсивного и интенсивного развития…………………...9

3.Результативность и проблемы экономического роста.
3.1.Качество экономического роста……………………………………....12
3.2.Защитники и противники экономического роста………………….14
3.3.Издержки и пределы экономического роста……………………….14
3.4.Глобализация в историческом контексте………………………………..15
3.5. Догоняющее развитие под прессом
рыночного фундаментализма………………………………………....18
4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.
4.1. Основное содержание задачи трансформации……………………....25
4.2. Исходные позиции Беларуси……………………………………….....25
4.3. Разработка белорусской модели экономического роста…………....26
4.4. Инфляционная модель экономического роста…………………….....27
4.5. Корректировка курса……………………………………………….....28
4.6. Перспективы экономического роста……………………………….....29
4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте
стран с переходной экономикой…………………………………………..30

Заключение...................................................................................................34

Список литературы.....................................................................................37

Приложение………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 531.50 Кб (Скачать)

 

 

 

4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.

4.1. Основное содержание задачи трансформации.

В пере­ходный период обеспечение экономического роста является важнейшей стратегической задачей. Вместе с тем конкрет­ное наполнение данной задачи, а также алгоритмы соответ­ствующих решений непрерывно изменяются.

Так, на исходном этапе трансформации основное содер­жание упомянутой задачи весьма архаично: необходимо све­сти к минимуму кризисное снижение объема ВВП, т. е. ми­нимизировать возможные экономические потери.

Параллельно с этим необходимо энергично поддерживать так называемые «точки экономического роста», а через ак­тивное институциональное строительство преодолевать соци­ально-экономические противоречия, которые породили систем­ный экономический кризис.

В дальнейшем выход на траекторию устойчивого экономи­ческого роста будет означать, что переходный период завершен.

Отметим, что темпы экономического роста красноречиво свидетельствуют о степени эффективности государственного управления. Это объясняет, почему и эксперты, и сама власть всегда столь ревниво относятся к показателям экономиче­ского роста.

 

       4.2. Исходные позиции Беларуси.

 

        В рамках всесоюзного ком­плекса экономика Беларуси выступала как сборочный цех, который специализировался на производстве не наукоемкой, а ресурсоемкой продукции. В условиях товарного голода и дефицита белорусская продукция пользовалась большим спро­сом на всесоюзном рынке, хотя потребительские товары в по­давляющем большинстве были рассчитаны на неприхотли­вого потребителя.

После обретения Беларусью независимости ее экономи­ка приобрела ярко выраженный осколочный характер. Рес­публика не располагала валютными и стратегическими ре­зервами, как, впрочем, и не была отягощена внешним долгом. Была унаследована высокая зависимость от поставок извне сырья, материалов и энергоносителей. Следовало принимать в расчет, что структура белорусской экономики, испытываю­щей от внешних поставщиков серьезную энергетическую и сырьевую зависимость, не отвечает высшим национальным интересам и требованиям эффективной рыночной экономи­ки. Последовавшее повышение цен на импортируемые сырь­евые и энергетические ресурсы вплоть до мирового уровня, а затем и общее повышение мировых цен существенно изме­нили структуру издержек производства. Так, в структуре ВВП сократился удельный вес расходов, связанных с оплатой тру­да и амортизационными отчислениями. Это заметно услож­нило воспроизводственные процессы и отрицательно отрази­лось на жизненном уровне населения.

Примечание. Не следует забывать и о том огромном ущербе, кото­рый был нанесен Беларуси катастрофой, произошедшей на Чернобыльской АЭС им. Ленина (апрель, 1986 г.), которая размещена вне территории Беларуси. Радиоактивному загрязнению подверглось 23% территории рес­публики, пострадал каждый пятый житель. Загрязнено 1,8 млн. га сельхозугодий, 264 тыс. га пришлось полностью исключить из хозяйственно­го оборота. Более 135 тыс. человек были переселены в чистые районы. Кроме того, не менее 200 тыс. самостоятельно покинули родные места (молодежь, интеллигенция, квалифицированные специалисты).

Беларусь воздержалась от выставления международного требования о компенсации причиненного ей ущерба, хотя по сей день 10 - 20 % республиканского бюджета расходуется на ликвидацию последствий данной катастрофы.

Вывод: на исходном этапе преобразований пришлось счи­таться с тем., что Республика Беларусь была крайне огра­ничена в проведении радикальной социально-экономической политики.

 

     4.3. Разработка белорусской модели экономического роста.

 

Принято считать, что Беларусь получила в наследство совре­менный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся про­изводственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.

В одном случае этому препятствовали разорванные эко­номические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.

В другом случае некоторая часть государственных пред­приятий, продукция которых продолжала пользоваться спро­сом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствовавшего бартера и просто бесхо­зяйственности.

В третьем случае резко возросла конкуренция со сторо­ны иностранных поставщиков.

В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консер­вативного директорского корпуса.

Сворачивание прежних схем рефинансирования коммер­ческих банков и поворот кредитной эмиссии в пользу реаль­ного сектора экономики, восстановление управляемости го­сударственными предприятиями оказали позитивное воздействие на состояние белорусской экономики. Укрепле­ние налоговой дисциплины заметно облегчило исполнение го­сударственного бюджета.

Стабилизация валютного курса и подавление гиперинф­ляции способствовали укреплению финансовой базы предпри­ятий и повышению их рентабельности. Вытеснение из товар­но-денежного оборота различных (посреднических) структур, созданных на основе прежних монополизированных каналов сбыта продукции и обслуживающих в первую очередь тене­вой перелив капитала, изменило пропорции распределения национального дохода в пользу реального сектора экономики.

Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйствен­ной деятельности предприятий, затеянное правительством М.Н. Чигиря, позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешних рынках, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирова­ния и доверительный диалог с различными международны­ми организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) послужили хоро­шим сигналом для активизации иностранных инвесторов.

Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках и заметно снизить общие издержки производства. На низком уровне удалось стабилизировать безработицу. Разрабатываемые целевые программы консоли­дировали в себе перспективные точки экономического рос­та. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.

Рост денежных доходов населения оживил потребитель­ский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

В качестве особых факторов стабилизации националь­ной экономики выступили выгодное геополитическое поло­жение Беларуси, укрепление исполнительской дисциплины в структурах государственного управления, уровень профес­сиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемле­мый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о погашении долга России, ранее накопленного за поставки в республику энергоносителей (1,2 млрд. долла­ров США). Стабильное соблюдение графика выплаты пенсий и заработной платы позволило сохранить высокий кредит доверия населения к властям. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказали также и достаточно ста­бильные урожаи 1995 и 1996 гг.

Если в 1995 году спад объема ВВП составил 10%, то в 1996 году впервые был обеспечен прирост ВВП в 3%. Кризисный спад националь­ного производства в республике оказался меньше всех других стран СНГ (около 30%). Кроме того, Беларусь стала первой демонстрировать плю­совые значения.

Таким образом, в 1994 - 1996 гг. в Беларуси были зало­жены основы эволюционной методологии обеспечения эконо­мического роста. Подобный подход учитывает инерционность социально-экономического механизма и отвергает варианты насильственной ломки и больших скачков. Государство за­няло активную позицию в экономических преобразованиях и приняло на себя ответственность за сохранение экономи­ческого потенциала.

 

4.4. Инфляционная модель экономического роста.

 

Длитель­ный период сохранения высоких темпов инфляции (200 -400% в год) и обеспечение при этом достаточно скромного экономического роста (3-8 % прироста ВВП в год) тем не менее, позволили выдвинуть предположение о формировании в Беларуси так называемой «инфляционной модели эконо­мического роста».

Следует отметить, что в качестве исходного пункта для экономических новаций такого рода выступила не сама тео­ретическая концепция, а стремление в условиях затянувшейся стагфляции (1992 - 1996 гг.) отыскать конкретные практи­ческие решения по стабилизации ситуации и недопущению окончательного развала белорусской экономики.

Дело в том, что стагфляция сопровождалась обесценени­ем денег, обострением кризиса неплатежей, появлением раз­личных денежных суррогатов на общем фоне значительного снижения степени монетизации ВВП, а также удорожанием кредитов и их общей недоступностью для реального сектора экономики. Увеличивался удельный вес убыточных и мало­рентабельных предприятий. Обесценение оборотного капитала и нарастание бартера затрудняло обеспечение даже простого воспроизводства.

Складывалась видимость того, что основная причина эко­номического кризиса кроется в дефиците денежной массы в национальной платежной системе. В итоге была выдвинута идея необходимости форсированно наращивать денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих банков, и по­вышения таким способом степени монетизации националь­ной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специ­альные программы Национального банка направлялась на поддержку в первую очередь крупных государственных пред­приятий, на финансирование жилищного строительства и агропромышленного комплекса.

Наращивание массы необеспеченных денежных средств привело к ускоренной девальвации белорусского рубля тем­пами, фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухуд­шился платежный баланс страны. До минимума были сведе­ны валютные резервы банковской системы. Резко ускорилось обесценение денежных вкладов населения, а также оборотно­го капитала прибыльных предприятий. Снизилась средняя заработная плата в долларовом эквиваленте. Возросла «долларизация экономики».

Обесценение денег и рост скорости их движения приве­ли к тому, что почти в 2 раза снизилась степень монетиза­ции ВВП. В национальной платежной системе обострился денежный дефицит, стал нарастать бартер.

В условиях нарастающей кредитной экспансии к повы­шению «минималки» и тарифной ставки первого разряда пришлось прибегать чаще, чем до этого. За счет очередного повышения номинальных доходов населения рассчитывали оживить платежеспособный спрос населения. Но эффектив­ность таких действий снижалась. С одной стороны, в услови­ях снижения платежеспособного спроса населения возраста­ли складские запасы готовой продукции, с другой - обесценение номинальных денежных доходов приводило к снижению жизненного уровня широких народных масс.

В условиях гиперинфляции имел место постоянный от­рыв динамики нормы ссудного процента (ставки рефинан­сирования) от уровня рентабельности реального сектора. В итоге прибыльность банковского капитала значительно пре­высила рентабельность первичного сектора национальной эко­номики. Загрузка малоэффективных производственных мощ­ностей, созданных еще в советский период, и реализация продукции на внешних рынках по заниженным ценам фи­нансировались за счет инфляционного налога, распределяе­мого среди населения и устойчиво работающих предприятий.

Отмеченные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в условиях Беларуси не разрабатывалась «инфляци­онная модель» экономического развития. Ее использование но­сило стихийный характер и во многом было продиктовано ог­раниченными источниками финансирования государственных нужд. К 2001 году закономерно обозначилось снижение тем­пов прироста ВВП, что заставило окончательно усомниться в модели «инфляционного экономического роста».

 

   4.5.  Корректировка курса.

 

При определенных оговорках мож­но считать, что с 2001 года в Беларуси определилось более сдержанное отношение к «канализации денежной эмиссии». Со страниц официальных докладов исчезла риторика о необ­ходимости ускоренной «монетизации ВВП». Был сделан вы­вод о том, что для сдерживания инфляции явно недостаточно совершенствовать механизм хозяйствования и сам реальный сектор экономики.

Следует отметить, что возвращение к прежнему курсу финансовой стабилизации незамедлительно выявило необос­нованность замораживания институциональных преобразова­ний. Так, в государственном секторе кроме убытков обнару­жилась и открытая его регидностъ, когда неэластичность издержек производства по цене приводит к их устойчивому повышению. Инфляция издержек производства выступает как постоянный спутник нереформированной экономики, как результат экономической незаинтересованности предприятий бороться за их снижение. В итоге значительно расширился перечень белорусских товаров, цены на которые (при низком качестве) стали превышать мировой уровень.

Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реаль­ных доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и увеличения банковских депозитов населения произошло снижение эффективности национального производства. Стали обнаруживать, что не машины вытесняют ра­бочих, а напротив зачастую дешевая рабочая сила вытесняет технику. Сфера высокоэффективного автоматизированного труда сужается, а примитивного ручного труда расширяется.

Но надо видеть и то, что механическое сдерживание став­шей привычной кредитной эмиссии в условиях не реформи­рованной экономики в состоянии породить новые проблемы (кризис неплатежей, недоимки перед бюджетом, и т. д.). Четче обозначился круг хронически убыточных предприятий. Сни­жение темпов инфляции ужало номинальную налогооблагаемую базу и затруднило исполнение бюджета.

Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, так как теряется значительная часть ставшей уже привычной инфляционной прибыли, снижается доходность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о перемещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом следует признать, что наиболее конструктивным выглядит такой путь, когда поэтап­ное ограничение кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований.

Информация о работе Экономический рост и проблема его осуществления в странах с переходной экономикой