Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:43, курсовая работа
Вся история человечества, это история его развития. На протяжении многих веков и тысячелетий человек накапливал знания, развивал науки, подчинял себе строптивую природу. Он открывал, учился добывать и использовать новые материалы. Для своего удобства человечество вырубало леса, взрывало горы, перегораживало реки.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский филиал
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине:
«Экономическая теория»
на тему: Экономический рост и проблемы экологии
Выполнил:
Студент очного отделения
1 курса группы ТД-1
Специальности Таможенное дело
Соколовский Павел Константинович
Научный руководитель:
ф.и.о.,
ученая степень ( или
ученое звание)
Калуга
2012
Вся история человечества, это история его развития. На протяжении многих веков и тысячелетий человек накапливал знания, развивал науки, подчинял себе строптивую природу. Он открывал, учился добывать и использовать новые материалы. Для своего удобства человечество вырубало леса, взрывало горы, перегораживало реки. Человек покорял водные и воздушные стихии, полетел в космос. Для возрастающих требований он запускает всё новые производства, вводит в жизнь всё новые и новые продукты. Сегодня показателем уровня благосостояния той или иной страны измеряется уровнем её валового продукта, приходящегося на душу населения. Успешной считается растущая экономика с положительной динамикой показателей производства продукции, добычи и переработки природных ресурсов.
И хотя человечество достигло большого научного и технического развития оно остается частью природной среды. Любая сфера деятельности так или иначе связана со взаимодействием с природой. Мы берем ресурсы необходимые для жизнедеятельности и производства, располагаем жилищные и строительные объекты в природных ресурсах, возвращаем в природу продукты жизнедеятельности и отходы производства.
Бурное развитие промышленного производства в последнее столетие привело к резкому изменению окружающей среды, что в свою очередь привело к существенному изменению природных ландшафтов, видового состава животного и растительного мира и условий его существования. Исследованиями проблем взаимодействия организмов с окружающей средой занимается экология.
Как наука экология возникла в начале нашего века, а в широкий обиход это слово вошло в 1960-х годах 20 века, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания. Буквальный перевод этого слова – «наука о доме».
В
настоящее время понятие
Термин «экология» перестал быть чисто «природным» но и стол приобретать новые понятия:
-
социальные (человек не только
продукт природы, но и
-
философские (гармоничное
-
социологические (понятие
-
экономические (развитие
- географические и прочие.
Поэтому
сегодня активно
Проблема экологизации природопользования обострилась до такого уровня, что поставило под угрозу существование нынешнего и будущего поколения мировой цивилизации. Современная экологическая ситуация свидетельствует о том, что антропогенное воздействие человека на окружающую среду достигло такого уровня когда ее дальнейший рост при прежних условиях может привести к необратимым изменениям, ставящим под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.
Снижение качества природной среды оборачивается ростом заболеваемости населения, сокращением продолжительности жизни, увеличением числа детей с врожденными заболеваниями. Ухудшение экологических условий подрывает основу воспроизводства главной производительной силы – человека. Загрязнение окружающей природной среды сужает возможности экономического развития, требует отвлечения дополнительных средств для восстановлении природных объектов, имеющих хозяйственное значение, а так же компенсации ряда других проблем, связанными с экологическими нарушениями. В итоге конечные результаты производственной деятельности, каждый процент экономического роста сопровождаются все возрастающим ущербом и затратами на его предотвращение и ликвидацию.
Становление и развитие природосохраняюшей формы интенсивного типа расширенного воспроизводства есть процесс формирования всех его фаз и прежде всего экологизации общественного воспроизводства. Последняя предполагает достижение возможно полного соответствия всех компонентов трудового процесса (предмета труда, средств труда, рабочей силы, применяемых технологий), способов организации производства общим условиям сохранения природной среды.
В курсовой работе будут рассмотрены такие вопросы и понятия как:
- экономический рост, его сущность, типы, факторы,
-экономика и проблемы окружающей среды..
Будут
рассмотрены современные
Актуальность проблемы заключается в том, что качество природной среды во все большей мере превращается в один из регламентирующих факторов экономического развития. Это обуславливает органичное сочетание производственных и природоохранных процессов в едином воспроизводственном процессе, переход к качественно новому, более эффективному взаимоотношению общества и природы. Интенсификация производства на основе достижений научно-технического прогресса при одновременном снятии экологических проблем возможна лишь на пути формирования и развития природосохраняющей формы воспроизводства, выступающей органичной составной частью интенсивного типа воспроизводства. В то же время, ученые утверждают, что примерно с 60--70-х годов XX ст. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, то есть затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Наиболее острыми из них являются:
То есть сейчас экологические проблемы принимают общемировые масштабы и требуют государственного контроля и регулирования.
Экономический рост – одна из основополагающих проблем, стоящих перед всеми странами. По его динамике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов. Экономический рост является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах.
Экономический
рост - это количественное и качественное
совершенствование
Отмечают экстенсивный, интенсивный и смешанный типы экономического роста.
При экстенсивном росте увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли, технологическая база производства остается неизменной. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
При интенсивном типе роста главное - повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др.может оставаться неизменным. Главное здесь - совершенствование техники и технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби:
ПТ=П/Т
где ПТ- производительность труда,
П-
созданный продукт в
Т- затраты единицы труда (например, человеко-час).
Интенсивный
тип экономического роста характеризуется
увеличением масштабов выпуска
продукции, который основывается на
широком использовании более
эффективных и качественно
В реальной жизни не существует либо того, либо другого типа роста. Они переплетены и представлены смешанным типом. Смешанный (реальный) рост – это увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии.
Теория занятости и политика стабилизации экономики основаны на статическом или краткосрочном подходе. Допускается, что при фиксированном объеме ресурсов экономика способна обеспечить определенный уровень ВНП в условиях полной занятости. Теория занятости ставит следующий основной вопрос: “Что необходимо сделать для полного использования существующих в экономике производственных мощностей?” Что же касается теории экономического роста, ее основная проблема формулируется так: “Каким образом можно увеличить объем производственных мощностей или ВНП в условиях полной занятости?”
а)
способы определения
Обычно, исходя из любого из этих определений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста в %. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. дол. в прошлом году и 210 млрд. дол. в текущем году, можно рассчитать темпы роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину прошлогоднего реального ВНП и соотнести разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном случае темпы роста составят (210 млрд. дол. — 200 млрд. дол.) /200 млрд. дол. = 5%.