Экономический рост и проблема его осуществления в странах с переходной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе определим сущность экономического роста, рассмотрим его основные факторы типы и показатели. Затем проведем эконометрический анализ фак­торов, обусловивших различия между страна­ми с переходной экономикой в темпах роста ВВП. В основу эмпирического анализа поло­жены некоторые гипотезы политической эко­номии роста. Основным отличием являет­ся анализ влияния на рост ВВП всех компо­нентов индекса реформ, рассчитываемого Ев­ропейским банком реконструкции и развития, и ранжирование этих компонентов по степени их влияния на экономический рост. Также покажем, в какой степени уравнения регрес­сий позволяют объяснить рост ВВП в Бела­руси, и направления дальнейшего изучения источников и последствий экономического роста в республике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

1.Сущность экономического роста.
1.1.Содержание экономического роста………………………………….5
1.2.Основные источники экономического роста……………………..6
1.3.Показатели роста национальной экономики……………………….. 6
1.4.Гимн экономическому росту………………………………………...7

2. Типы экономического роста и его основные факторы.
2.1.Типы экономического роста…………………………………....8
2.2.Прямые и косвенные факторы экономического роста……………...9
2.3.Факторы экстенсивного и интенсивного развития…………………...9

3.Результативность и проблемы экономического роста.
3.1.Качество экономического роста……………………………………....12
3.2.Защитники и противники экономического роста………………….14
3.3.Издержки и пределы экономического роста……………………….14
3.4.Глобализация в историческом контексте………………………………..15
3.5. Догоняющее развитие под прессом
рыночного фундаментализма………………………………………....18
4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.
4.1. Основное содержание задачи трансформации……………………....25
4.2. Исходные позиции Беларуси……………………………………….....25
4.3. Разработка белорусской модели экономического роста…………....26
4.4. Инфляционная модель экономического роста…………………….....27
4.5. Корректировка курса……………………………………………….....28
4.6. Перспективы экономического роста……………………………….....29
4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте
стран с переходной экономикой…………………………………………..30

Заключение...................................................................................................34

Список литературы.....................................................................................37

Приложение………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 531.50 Кб (Скачать)


               Министерство Образования Республики Беларусь

 

УО  « Белорусский Государственный Экономический Университет»

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

                 Курсовая работа

                 по дисциплине «Макроэкономика»

 

  на тему: «Экономический рост и проблема его   осуществления в странах с переходной экономикой».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила:  студентка

                                                                    ФЭУТ, 2 курса, группы ЗГХ-1

                                                                   Мантуш Вероника Валерьевна

 

                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

                                              Минск 

                                              2009 г.

 

                                      Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………….. 3

 

1.Сущность экономического роста.

1.1.Содержание экономического роста………………………………….5 

1.2.Основные источники экономического роста……………………..6    

1.3.Показатели роста национальной экономики……………………….. 6

1.4.Гимн экономическому росту………………………………………...7

 

2. Типы экономического роста и его основные факторы.

2.1.Типы экономического роста…………………………………....8

2.2.Прямые и косвенные факторы экономического роста……………...9

2.3.Факторы экстенсивного и интенсивного развития…………………...9

 

3.Результативность и проблемы экономического роста.

3.1.Качество экономического роста……………………………………....12

3.2.Защитники и противники экономического роста………………….14

3.3.Издержки и пределы экономического роста……………………….14

3.4.Глобализация в историческом контексте………………………………..15

3.5. Догоняющее развитие под прессом

рыночного фундаментализма………………………………………....18

4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.

4.1. Основное содержание задачи трансформации……………………....25

4.2. Исходные позиции Беларуси……………………………………….....25

4.3. Разработка белорусской модели экономического роста…………....26

4.4. Инфляционная модель экономического роста…………………….....27

4.5.  Корректировка курса……………………………………………….....28

4.6. Перспективы экономического роста……………………………….....29

4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте

стран с переходной экономикой…………………………………………..30

 

Заключение...................................................................................................34

 

Список литературы.....................................................................................37

 

Приложение………………………………………………………………..38

 

 

 

 

                                            Введение

Ответ для экономиста является вопросом для политика. Большинство экономистов ежед­невно сталкиваются с практическим вопросом - как организован мир? Почему экономичес­кие, финансовые, социальные процессы идут так, как идут, а не иначе? Когда экономисты делают свои выводы, они могут обосновать некоторые аспекты научно, предложить свой ответ, который, в свою очередь, становится вопросом для политиков, стремящихся изме­нить мир к лучшему. Последние изменяют мир и, в самом деле, делают это в течение многих лет, столетий, тысячелетий, хотя очень спорен вопрос - является ли мир сегодня, в 2009 г., лучше в чем-либо, чем был 5, 20, 500 или 5000 лет тому назад.

Конечно, можно видеть большие разли­чия, путешествуя вдоль своеобразной линии времени в современном мире - от наиболее развитых регионов в ведущих странах, таких как, например, Бавария в Германии или Мас­сачусетс в США, к наименее развитым регио­нам и беднейшим странам: Африки, например Бурунди, или Азии, например Камбоджа. Сле­довательно, можно увидеть, как экономики выглядят сегодня и как они выглядели где-либо сотни лет тому назад. И совсем другой мировая экономика станет в будущем. Воп­рос: как она будет выглядеть?

В этом постоянно меняющемся мире каж­дый ищет свое место, уточняя и переуточняя его сотни раз. Некоторые текущие процессы, связанные с непрерывными изменениями, происходят спокойно, другие могут быть очень бурными; некоторые вещи податливы и пред­сказуемы, другие преподносят сюрпризы и с ними трудно управляться. Проблемы, таким образом, не в дефиците событий, которые де­лают жизнь экономистов весьма интересной. Что бы ни происходило - растут или снижа­ются цены, обесценивается или укрепляется национальная валюта, дефицитен или профицитен текущий счет, приходит капитал в стра­ну или уходит из нее - всегда существуют проблемы для решения и вопросы для ответа. И каждый последующий ответ вызывает но­вые вопросы. Что делает экономику столь спе­цифической дисциплиной, так это то, что ее предмет очень походит на живой организм.

Экономисты, скорее, предпочитают полу­чить понимание того, что от чего зависит, как вещи работают, что продолжается и почему, нежели обнаружить, что реальность ушла вперед. Экономические теории, которые были жизнеспособными и доказанными поколение или два тому назад, сегодня могут оказаться несостоятельными в разработке надежных прогнозов. Ситуация похожа на фотографирова­ние из вагона скорого поезда. Даже при ис­пользовании цифровой фотокамеры, когда картинка появляется почти мгновенно, срав­нение фотографии с видом из окна показыва­ет, что последний изменился. Поскольку мы движемся во времени и пространстве, то все, что, кажется, является адекватной теорией, может далее не соответствовать реальности.

Наш регион, проходит через очень слож­ный процесс системной трансформации. И все время стоит вопрос - существует ли соответствующая теория, способная описать проис­ходящее и предложить адекватные, точные рекомендации для политиков, принимающих изо дня в день решения, которые влияют на миллионы людей. Если даже политики дока­зывают, что они могут учитывать ответы и рекомендации экономистов - которые, между прочим, они обычно плохо исполняют, за что общество платит высокую цену, - это еще не означает, что наука может предложить верные ответы на все вопросы и соответствующие ре­шения всех проблем.

Находясь в самой гуще постсоциалисти­ческой (посткоммунистической - кто что пред­почитает) рыночной трансформации, мы по­лучаем лишь очень приблизительную карти­ну ситуации, и все же, кажется, мы знаем, что мы оставляем за собой и что мы предположи­тельно выдвигаем вперед. Но действительно ли мы знаем, что оставляем, от чего отказыва­емся? История - сравнительная история тоже - может играть скверные шутки и предостав­лять очень мрачную картину недавнего про­шлого. Историки называют это феноменом черной легенды. В период Ренессанса средние века были показаны в весьма темных красках; следующая эпоха, в свою очередь, резко кри­тиковала Ренессанс и так далее.

И сегодня, когда мы говорим - в Беларуси и других странах с переходной экономикой нашего региона - какая ужасная жизнь была в годы перед прорывом 1989-1991 гг., это также еще один случай искажения фактов и созда­ния фальшивого образа предтрансформационной реальности и ее экономического аспекта. В самом деле, некоторые люди уже забыли, какой была жизнь в период, предшествовав­ший постсоциалистическому переходу к ры­ночной экономике.

С начального периода трансформации экономики в странах Центральной и Восточ­ной Европы и бывшего Советского Союза было проведено множество исследований, на­правленных на изучение факторов роста ВВП в этих странах. Их можно разделить на две группы: труды, в которых анализировался рост в отдельных странах (основанные на неоклассической теории роста), и труды, посвященные выявлению факторов, обусловив­ших различия в темпах роста между страна­ми с переходной экономикой (основанные на политической экономии роста). Однако ни первые, ни вторые труды не дали объяс­нения росту ВВП в Беларуси, В трудах вто­рой группы рост ВВП в Беларуси называют загадкой. Труды, анализирующие вклад факторов производства в рост ВВП, также не позволяют объяснить ни его спад, ни рост в Беларуси в переходный период.

В данной работе определим сущность экономического роста, рассмотрим его основные факторы типы и показатели. Затем проведем эконометрический анализ фак­торов, обусловивших различия между страна­ми с переходной экономикой в темпах роста ВВП. В основу эмпирического анализа поло­жены некоторые гипотезы политической эко­номии роста. Основным отличием являет­ся анализ влияния на рост ВВП всех компо­нентов индекса реформ, рассчитываемого Ев­ропейским банком реконструкции и развития, и ранжирование этих компонентов по степени их влияния на экономический рост. Также покажем, в какой степени уравнения регрес­сий позволяют объяснить рост ВВП в Бела­руси, и направления дальнейшего изучения источников и последствий экономического роста в республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

                                                                                                       

 

 

 

1.Сущность экономического роста. Основные источники и показатели.

1.1.Содержание экономического роста.

Человека всегда ин­тересовало, откуда берется богатство. Почему одна страна раз­вивается быстро, а другая влачит лишь жалкое существова­ние?

В экономической науке проблемы экономического роста также получали достойное отражение. Можно считать, что проблема экономического роста выглядит здесь столь же древ­ней, как и сами египетские пирамиды.

В наше время экономический рост уже созвучен пробле­мам социального прогресса и повышения уровня жизни на­селения, безопасности государства и сохранения националь­ного суверенитета, глобализации мирохозяйственных связей и развития экономической интеграции.

Экономический рост есть процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей.

В дополнение к данному определению экономического роста сделаем одно важное уточнение: экономический рост отражается не только через увеличение объема выпуска, но и через повышение качества продукции. При оценке эко­номического роста следует учитывать состояние производ­ственного потенциала страны.

Последняя позиция нуждается в специальном коммен­тарии. Дело в том, что в определенный период времени впол­не можно ограничиться низкими и даже «нулевыми» темпа­ми прироста объема выпуска. При условии, если при этом развитие национальной экономики сопровождается совершен­ствованием потенциала, дополняется прогрессивными струк­турными сдвигами. Ведь такие изменения свидетельствуют об увеличении способности национальной экономики уже в ближайшей перспективе обеспечить прирост объема ВВП.

Экономический рост в стране имеет экономические и соци­альные последствия, которые могут быть позитивными или нега­тивными.

Экономические последствия охватывают стадию производства. Среди них наиболее существенны повышение производительно­сти и интенсивности труда, улучшение качества рабочей силы, совершенствование технологии и орга­низации производства.

Социальные последствия определяются экономическими и охва­тывают фазы распределения и потребления. К ним относятся рост уровня доходов различных слоев населения, улучшение ка­чества потребления за счет совершенствования количества и струк­туры национального продукта, что отражается в общем увеличе­нии уровня жизни населения.

В то же время постоянный экономический рост не всегда желателен (особенно это касается стран, уже достигших высоко­го уровня благосостояния). В частности, индустриализация про­изводства способствует загрязнению окружающей среды, так как в производстве отсутствует полная утилизация отходов. Высокий уровень внедрения новых технологий в развитых странах приводит к моральному старению профессиональных кадров и необхо­димости их замены новыми, что обостряет социальные пробле­мы, ведет к росту безработицы. Проблемы неравенства доходов также не решаются экономическим ростом автоматически, для этого необходимы выработка и проведение в жизнь государством различных социальных программ, а не наращивание масштабов производства и размеров национального продукта.

 

Вывод: экономический рост есть стабильное и длитель­ное наращивание потенциала национальной экономики.

 

1.2.Основные источники экономического роста.

 

Существуют два источника экономического роста: увеличение количества вво­димых ресурсов и возникновение новых, более совершенных мето­дов производства (научно-технический прогресс). В каждый конкретный период времени об­щество располагает определенной суммой знаний о способах производства товаров. Накопление знаний, используемых в про­изводстве, является существенным в экономическом росте. Изо­бретения и нововведения составляют два аспекта развития науч­но-технических знаний. Нововведение — это совершенствование методов примене­ния существующих знаний. Кроме нововведений в промышлен­ности для экономического роста необходим технический про­гресс в сельском хозяйстве. Масштабы научно-технологического прогресса можно оце­нить затратами, выделяемыми на этот вид деятельности. Резуль­таты расходов на НИОКР в точности не будут известны заранее, они подобны инвестициям в капитал, всегда есть риск, что они могут не принести отдачи. Поэтому для обеспечения заинтересо­ванности в изобретениях, способствующих экономическому росту, в США создана патентная система, которая гарантирует изобретателю исключительные права на использование его изо­бретения в течение 17 лет.          

Информация о работе Экономический рост и проблема его осуществления в странах с переходной экономикой