Экономическая эффективность туристического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью предложенной работы является анализ возможности производства востребованного турпродукта в современных условиях. Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение структуры и специфики понятия «туристский продукт»;
- изучение свойств тур услуг с целью обеспечения необходимого качества;
- рассмотрение разнообразия ценовых политик, используемых в туристском бизнесе;
- анализ взаимодействия субъектов туристского производства;
- изучение туристского рынка и исследование конкурентной среды;
- описание процесса разработки и выбора стратегии турфирмы по продвижению турпродукта на зарубежный рынок.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы разработки туристского продукта 4
1.1 Понятие «Туристский продукт». Структура и специфика туристского продукта 4
1.2 Обеспечение качества туристского продукта 7
1.3 Формирование цены туристского продукта 10
II. Особенности формирования туристского продукта 12
2.1 Субъекты туристского производства 12
2.2 Маркетинговые исследования и анализ конкурентной среды туристского рынка 14
2.3 Продвижение российского туристского продукта на зарубежный рынок 19
2.4 Российский туристский продукт Белогорья( сельский туризм) 25
III Экономическая эффективность туристического продукта 32
3.1 Анализ эффективности туристического продукта 32
3.2 Экономические показатели развития туризма 34
Заключение 36
Программа пребывания туристической поездки в Чехию (8дн). 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

          -формирование и реализация туристских продуктов муниципальных районов Белгородской области в целом;

          -политическая, информационно-рекламная  и иная поддержка инициатив  местного сообщества в сфере  агротуристского бизнеса;

          -подготовка кадров для организации  сельского туризма;

          -работа с населением по формированию  позитивного отношения к сельскому  туризму;

          -привлечение материально-технических,  финансовых и людских ресурсов  для совершенствования инфраструктуры сельского туризма;

          -информационное обеспечение сельского туризма с применением информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации, телевидения и радио;

          -создание новых рабочих мест  в сельской местности.

     Программа станет существенным дополнением к  областной Программе «Семейные фермы Белогорья», что позволит:

          -производить и перераспределять  часть продукции фермерских хозяйств,  между хозяйствами, сельскими  минигостиницами и владельцами  частных подворий в зависимости от запросов туристов;

          -развивать инфраструктуру сельских поселений;

          -организовывать новые рабочие  места для жителей сельской  местности;

          -увеличить поток туристов, въезжающих  в Белгородскую область с целью  ознакомления с природой сельской местности, проведения отпуска вдали от шумных городов.

       По предварительным расчетам, за 2008 - 2010 годы количество туристов, посетивших Белгородскую область в рамках Программы, должно составить не менее 35 тыс. человек, что приведет к увеличению финансовых поступлений в бюджеты муниципальных районов, участвующих в Программе, и областной бюджет.

        Создание музейно-туристских комплексов  на территории муниципальных  районов "Белгородский район", "Город Валуйки и Валуйский  район", Грайворонский район", где туристы могут окунуться в атмосферу старинного поселения, приобщиться к сельской жизни (покос, общение с домашними животными, самостоятельная работа в мастерских народных промыслов), даст возможность пропагандировать культурные, хозяйственные и другие традиции Белгородской области. По предварительным расчетам, срок окупаемости затрат на строительство таких объектов может составить от 3 до 5 лет.

           Реконструкция детских лагерей  и их активное участие в  работе музейно- туристских комплексов позволит детям узнать прошлое родного края, приобщиться к истокам культурного наследия Белгородской области.

     Наличие богатого культурного и природного потенциала в муниципальных районах, участвующих в Программе, позволит им завоевать серьезные позиции  на туристском рынке при государственной поддержке развития сельского туризма на областном уровне. Механизмы государственной поддержки заключаются в предоставлении льготных субсидированных, за счет средств областного бюджета, кредитов и займов, на развитие инфраструктуры сельского туризма, оказании субъектам сельского туризма безвозмездных информационно-образовательных услуг, содействии в привлечении инвестиций, в продвижении областного туристского продукта на российском и международном рынках.

     В 2008-2010 годах к участию в программе  было привлечено около 70 хозяев сельских подворий, часть которых уже прошли сертификации. Этим усадьбам присвоены различные категории соответствия.

     Кроме того, 17 усадеб заявили о желании  принять участие в программе  в качестве объектов проживания. 14 - готовятся оказывать экскурсионные  услуги. Это те подворья, хозяева которых сохранили местные обычаи, традиционные ремесла, создали в усадьбах своеобразные музеи и зоопарки. В Белгородском районе в рамках программы сертифицировано прудовое хозяйство, и еще 3 готовятся к сертификации. Это объекты активного отдыха горожан.

     В результате реализации данной программы  к концу 2010 года планируется создание 40 новых рабочих мест.

     Сельский  туризм-это один из видов предпринимательской  деятельности.

     Сельский  туризм - это набор разнообразных  услуг: от проживания в сельском доме, организации экскурсионных туров, приключенческих походов, ремесленных мастер-классов до непосредственного участия в праздниках и повседневной жизни местного сельского населения. Этот сектор экономики на Белгородчине только начинает набирать обороты, хозяева гостевых домов и сельских подворий нуждаются в информационной, юридической и финансовой поддержке.

     Заниматься  этим видом деятельности могут не только индивидуальные предприниматели и фермеры, но и любые организации, созданные и функционирующие в приемлемой законодательством форме. Немалыми возможностями располагают лесничества, прудовые хозяйства, агропромышленные, и разного рода рекреационные предприятия.

     В   России  уже   реализуются десятки  проектов по «зеленому» туризму, таких, например, как - «Зеленый дом» (Горный Алтай), «К бабушке  в деревню»  (Центральная Россия), так называемая сеть «Bed & Breakfast» (Прибайкалье).  Но  и  наша область обладает всеми  необходимыми  условиями для развития сельского туризма.

     По  территории Белгородчины пролегает много разнообразных туристических маршрутов - водных, пешеходных, велосипедных, автомобильных. Все они уже проработаны и успешно апробированы.                 

     Кроме того, в нашем регионе не только уникальные природные ресурсы, но и  богатое культурно-историческое наследие. Хочется, чтобы о нем, кроме жителей Белгородчины, знали и люди, живущие далеко за ее пределами.

     Белгородская  область- это район с достаточно высоким сельскохозяйственным потенциалом, что помогает формировать и материальную базу для сельского туризма. Однако одной материальной базы недостаточно. Успех и ощутимые результаты во многом будут зависеть от слаженной работы и заинтересованности различных представителей общества: хозяев гостевых домов и объектов сельского туризма, местного населения, органов власти, общественных организаций, туристических фирм.

        К примеру, турист Иванов поселился  в семье Петровых, он ей платит  за постой. Но одновременно он  платит семье Сидоровых за  молоко и творог, а семье Карповых - за сопровождение по незнакомому лесу и т.д. Вот и получается, что хотя турист живет в одном доме, но материальную выгоду от его пребывания имеет пол села.

     На  сегодняшний день около 70 сельских подворий выразили свое желание участвовать в областной программе. Со всеми хозяевами проводятся консультации, определены конкретные задачи для каждой усадьбы.

       В 2008 году были просертифицированы  три усадьбы в Грайворонском  районе и одна - в Ивнянском.  В 2009 году сертификацию прошли 2 усадьбы и одно прудовое хозяйство  в Белгородском районе. И хотя по развитию сельского туризма мы еще только в начале пути, уже можно с уверенностью сказать, что идея эта вызывает живой отклик не только у жителей Белгородской области, но и за её пределами. Белгородцы все чаще предпочитают проводить выходные и праздники не просто на лоне природы дикарями, а организованно и на сертифицированных объектах сельского туризма.

     Согласно  результатам исследования в пределах области в туристских целях бывают 37% респондентов, проживающих на территории региона. Основная причина, по которой они выбирают отдых вблизи от дома: приемлемые цены 26,4%, хорошие природные условия 25,6%, не надо далеко ехать 12,3%. При этом 17,6% привыкли отдыхать в области, а 18,1% связывают такой отдых с возможностью провести время с близкими людьми (см. диаграмму 2.1). 

       

     Диаграмма 2.1 Почему нравится отдыхать в пределах области 

     Наиболее  предпочитаемыми видами отдыха являются познавательный 37% и оздоровительный 30,4%, активно проводить свой отдых предпочитают 17,1%, спокойно отдыхать предпочитают 15,5% (см. Диаграмму 2.2). 

       

     Диаграмма 2.2 Предпочитаемые туристами виды отдыха 

       

     Диаграмма 2.3 Частота пребывания в городах Белгородской области в туристских целях 

     Основной  целью путешествий жителей области  является отдых – 60,4%, лечение – 20,6%, достопримечательности – 16%, смена места – 3% (см. диаграмму 2.4).

     На  вопрос «Какова была бы продолжительность  Вашего отдыха, если бы Вы проводили свой отпуск в пределах области?» 48,3% – провели бы свои выходные в пределах области; 20% – отдыхали бы один день, 24,3% – отдыхали бы неделю, 7,4% – дольше двух недель (см. диаграмму 2.4). 

     

     Диаграмма 2.4 Основные цели поездок 

     

     Диаграмма 2.5 Продолжительность отдыха в пределах области 

     

     Диаграмма 2.6 Какие места отдыха Белгородской области Вы хотели бы посетить 

     На  вопрос «Какие места отдыха Белгородской области Вы хотели бы посетить?»  больше всего респондентов выбрали санаторий «Красиво» – 43,4% и губкинский луна-парк «Чудо-Юдо град» – 31,3%, оздоровительный лагерь «Лесная сказка» – 15,8%,а количество респондентов, которые ничего не хотели бы посетить составило – 9,5% (см. диаграмму 2.6).

     Таким образом, результаты исследования показали, что наибольшим спросом у жителей Белгородской области пользуются познавательный и оздоровительный виды туризма, при этом в туристские поездки отправляются представители всех социально-демографических категорий, средняя продолжительность путешествий составляет полторы недели.

     Анализируя  направления турпотоков, следует  отметить, что за границу ездит  отдыхать каждый пятый респондент. При этом наиболее популярными являются туристские маршруты в Турцию и страны Европы. За пределы области, по России странам СНГ путешествует каждый второй респондент. В пределах области отдыхает одна треть опрошенных. Основными каналами осведомленности о местах отдыха можно считать родных, близких, а также прессу и турфирмы.

     Результаты  исследования позволяют наметить конкретные шаги по дальнейшему развитию туризма в Белгородской области. Богатое историко-культурное наследие способствует развитию познавательного туризма, умеренный климат и богатый природный потенциал дает возможность принимать детей и взрослых для восстановительного отдыха.

     Поскольку местные жители предпочитают проводить  свой отпуск в кругу семьи, перспективным направлением белгородского турбизнеса становится организация семейного отдыха. Предприятиям туриндустрии необходима целенаправленная рекламная и информационная поддержка, как в пределах самого региона, так и по всей России.

     Проведенный анализ рынка туристских услуг Белгородской области, позволяет сделать вывод, что большинство туристских фирм предоставляют населению предпочтительно зарубежные туры, среди которых лидирующую позицию занимают туристские маршруты в Турцию, Египет и страны Европы.

     Для организации полноценного отдыха на территории Белгородской области следует привести в порядок материальную базу индустрии туризма, и расширить спектр предоставляемых услуг: оборудовать пляжи и спортивные площадки, провести реконструкцию памятников истории и культуры, наладить экскурсионное обслуживание, обеспечить возможности для детского отдыха.

     В Белгородской области имеются все  предпосылки для того, чтобы сфера  туризма стала одной из значимых составляющих экономического и социокультурного развития региона, существенным источником пополнения регионального бюджета. Благодаря особому географическому расположению и уникальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей, регион представляет, при развитой туристской инфраструктуре, значительный интерес для туристских посещений российских и иностранных граждан.

III Экономическая эффективность туристического продукта

3.1 Анализ эффективности  туристического продукта

 

   Получение выигрыша (экономического эффекта), означает это:

  1. Организации туризма в масштабах государства.
  2. Туристского обслуживания населения региона.
  3. Производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

   Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Информация о работе Экономическая эффективность туристического продукта