Экономическая эффективность туристического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью предложенной работы является анализ возможности производства востребованного турпродукта в современных условиях. Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение структуры и специфики понятия «туристский продукт»;
- изучение свойств тур услуг с целью обеспечения необходимого качества;
- рассмотрение разнообразия ценовых политик, используемых в туристском бизнесе;
- анализ взаимодействия субъектов туристского производства;
- изучение туристского рынка и исследование конкурентной среды;
- описание процесса разработки и выбора стратегии турфирмы по продвижению турпродукта на зарубежный рынок.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы разработки туристского продукта 4
1.1 Понятие «Туристский продукт». Структура и специфика туристского продукта 4
1.2 Обеспечение качества туристского продукта 7
1.3 Формирование цены туристского продукта 10
II. Особенности формирования туристского продукта 12
2.1 Субъекты туристского производства 12
2.2 Маркетинговые исследования и анализ конкурентной среды туристского рынка 14
2.3 Продвижение российского туристского продукта на зарубежный рынок 19
2.4 Российский туристский продукт Белогорья( сельский туризм) 25
III Экономическая эффективность туристического продукта 32
3.1 Анализ эффективности туристического продукта 32
3.2 Экономические показатели развития туризма 34
Заключение 36
Программа пребывания туристической поездки в Чехию (8дн). 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

       

     Рис. 2.1 Схема взаимодействия субъектов туристского рынка 

     Туроператоры  выполняют функции организаторов  и создателей комплексного продукта. Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туроператора. В зависимости от его специализации, масштабов деятельности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов: разработка замысла (идеи) тура; поиск и отбор партнеров и поставщиков, формирование основного и дополнительного комплекса услуг, экспериментальная проверка тура. На первом этапе разрабатывается замысел (идея) тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. При этом они должны соответствовать интересам и требованиям туроператора в отношении обслуживания туристов. После происходит формирование основного и дополнительного комплексов услуг, включаемых в тур. Этот этап предусматривает действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. Экспериментальная проверка тура - заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию. Туроператор предлагает путешествия различной стоимости и продолжительности по различным направлениям и в разное время года. Потребитель платит за поездку фиксированную цену. Начало маршрута предварительно оговаривается и является местом сбора группы. Клиента информируют о ценах, условиях проживания, особенностях страны, дают информацию об отелях, рекомендации и дельные советы, предоставляют буклеты и рекламные проспекты [7 c.86].

     Менеджеры работают с клиентами напрямую, через  посредника или сами являются посредниками какой-либо фирмы. В последних двух случаях при клиенте делается заявка туроператору для получения информации о наличии мест. При утвердительном ответе клиент должен сделать предоплату или же оплатить путевку целиком. Предоплата, чаще всего составляет 50% и более. Но возможны варианты. Для постоянных клиентов, например, или в иных случаях турфирма варьирует сумму предоплаты. Оставшуюся сумму клиенту необходимо внести до определенного срока, который указывается в договоре. Деньги за тур отправляются оператору после подтверждения тура, по цене представленной в прайс-листе, за минусом процента комиссионных. Заключается договор между туристским агентством и клиентом. Присылается конверт, содержащий ваучер на проживание, авиабилеты (ж/д билеты, в зависимости от выбранного тура), медицинскую страховку Договором на туристское обслуживание и путевкой регламентируются основные туристические услуги. Конверт можно также получить перед отправлением. В таком случае представитель от тур оператора приходит к назначенному времени в назначенное место (например: перед вылетом из аэропорта представители тур фирм встречают туристов под табло). Проводиться инструктаж, если клиент в этом нуждается (таможенные и визовые формальности), предлагается приобрести специальную литературу (карты местности, путеводители, разговорники, словари и т.д.).

     Обычно  отношения между туроператором  и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:

     Как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), поручает турагенту (поверенному), заключить от имени доверителя договоры с потребителями. В статье 971 ГК РФ1 указано, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течении которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания. Важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потребителей. Именно конкуренты задают те критерии, которые фирме предстоит достичь или превзойти. Следовательно, если фирма хочет занимать достойное место в конкурентной борьбе ей необходимо постоянно предлагать своим клиентам новые турпродукты, повышать качество уже имеющихся.

2.2 Маркетинговые исследования и анализ конкурентной среды туристского рынка

 

     Туристский  маркетинг - система организации и управления деятельностью тур предприятий, направленных на разработку новых более эффективных видов туристко-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов, происходящих на смежном туристском рынке.

     Цель  маркетинга - распознать, индетифицировать и оценить существующий или потенциальный спрос на тур услуги, которые предприятие предлагает или может предложить и направить усилия туристского предприятия на разработку производство, продажу, продвижение туристской услуги [3 c.24].

     Понимание значения маркетинга может быть достигнуто с учетом таких понятий, как маркетинговая позиция, процесс маркетинга и маркетинговые технологии.

     Маркетинговая позиция утверждает, что в условиях свободной экономики, спрос определяет предложение. Успех и прибыльность предприятия определяется способностью предлагать тур услуги в таком количестве, такого качества в месте и по цене которые соответствовали бы актуальному или скрытному спросу.

     Маркетинговая деятельность - деятельность, управление, методы, применимые предприятием для определения спроса, планирования производства туруслуги, определения цен, условия продажи, а также распределения, продвижения и рекламирования туруслуги.

     Маркетинговые исследования - сбор, обработка и  анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

     Задачи:

     - нахождение потенциальных потребителей;

     - изучение их потребностей, существующего  и будущего спроса;

     - текущее наблюдение за целевым  рынком;

     - прогнозирование долговременных  тенденций развития рынка.

     Правила и процедуры маркетинговых исследований:

     - исследования должны носить комплексный и систематический характер;

     - при их осуществлении должен  соблюдаться научный подход, основанный  на объективности, точности и тщательности;

     - исследования должны проводиться  в соответствии с общепринятыми  принципами честной конкуренции;

     - маркетинговое исследования должны быть тщательно спланированы и состоять из комплекса последовательных частных действий (этапов).

     Система маркетингового исследования, включает пять этапов:

     1. Определение проблемы (где необходимо  определить источник и границы  отрицательного/положительного явления, а также задачу исследования).

     2. Разработка гипотезы на основе  имеющихся результатов исследования, а также с учетом предполагаемых  результатов. Гипотеза является предположением о существовании проблемы.

     3. Сбор данных - принятие решения о способах связи с опрашиваемыми, разработка образцов анкет, обработка полученных данных.

     4. Анализ и расшифровка результатов  исследования (полученные данные  должны быть обработаны с помощью  соответствующих технологий и  по результатам должны быть сделаны выводы).

     5. Отчет о результатах исследования. Результаты всегда оформляются  в виде отчета, задача которого - изложение результатов и выводов  о проделанной работе. Также должны быть отражены основные методологические аспекты, позволяющие оценить объективность исследования.

     С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:

     - целевой, т.е. рынок, на котором  фирма реализует или собирается  реализовывать свои цели;

     - бесплодный, т.е. рынок, не имеющий  перспектив для реализации определенных услуг;

     - основной, т.е. рынок, где реализуется  основная часть услуг предприятия;

     - дополнительный - продажа некоторого  объема услуг;

     - растущий, т.е. рынок, имеющий реальные  возможности для роста объема  продаж;

     - прослоенный, т.е. рынок, на  котором коммерческие операции  нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.

     Общая цель исследования рынка состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка. 

     Таблица 2.1  

     Оценка  конкурентоспособности предприятия  по показателю доли рынка 

Оценка  рыночной доли Критерии оценки
Высокая рыночная доля Доля предприятия  находится на уровне или превышает  рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов
Средняя рыночная доля Доля предприятия  равна средней доле ведущих конкурентов
Пониженная  рыночная доля Доля предприятия  несколько ниже доли ведущих конкурентов
Низкая  рыночная доля Доля предприятия  значительно ниже доли ведущих конкурентов
 

     Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции  предприятия выглядят все более  устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.

     Анализ  целевого рынка необходим не только для определения предполагаемых на ближайшее время объемов сбыта  и получаемой прибыли, но и изучения перспектив развития данного вида услуг.

     Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели

     С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

     Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изме-нения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов. На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.

     1. Борьба усиливается, когда число  конкурирующих фирм увеличивается,  и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и  возможностей. Число фирм является важным фактором, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальных.

     2. Конкурентная борьба усиливается  тогда, когда спрос на продукт  растет медленно. В быстрорасширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных на переманивание клиентуры конкурентов.

     3. Конкуренция на туристском рынке  усиливается тем, что спрос  на туристские услуги отличается значительными сезонными колебаниями.

     4. Конкурентная борьба усиливается,  если туристские продукты фирм  недостаточно дифференцированы.

     5. Соперничество возрастает в соответствии  с размером отдачи от успешных  стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма - инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников.

Информация о работе Экономическая эффективность туристического продукта