Экономическая эффективность туристического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью предложенной работы является анализ возможности производства востребованного турпродукта в современных условиях. Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение структуры и специфики понятия «туристский продукт»;
- изучение свойств тур услуг с целью обеспечения необходимого качества;
- рассмотрение разнообразия ценовых политик, используемых в туристском бизнесе;
- анализ взаимодействия субъектов туристского производства;
- изучение туристского рынка и исследование конкурентной среды;
- описание процесса разработки и выбора стратегии турфирмы по продвижению турпродукта на зарубежный рынок.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы разработки туристского продукта 4
1.1 Понятие «Туристский продукт». Структура и специфика туристского продукта 4
1.2 Обеспечение качества туристского продукта 7
1.3 Формирование цены туристского продукта 10
II. Особенности формирования туристского продукта 12
2.1 Субъекты туристского производства 12
2.2 Маркетинговые исследования и анализ конкурентной среды туристского рынка 14
2.3 Продвижение российского туристского продукта на зарубежный рынок 19
2.4 Российский туристский продукт Белогорья( сельский туризм) 25
III Экономическая эффективность туристического продукта 32
3.1 Анализ эффективности туристического продукта 32
3.2 Экономические показатели развития туризма 34
Заключение 36
Программа пребывания туристической поездки в Чехию (8дн). 39
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 569.50 Кб (Скачать)
y">     Производство  турпродукта нуждается в первичных  ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство). Производство - осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом [5 c.112].

     Обобщая приведенные выше определения, заключаем: турпродукт – это совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

     При рассмотрении сущности туристского  продукта, как составляющей туристского  рынка необходимо воспринимать индустрию туризма как целостную составляющую отрасли народного хозяйства. Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного наз-начения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков. Туристская индустрия - взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе путешествия и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования.Манильская декларация по мировому туризму гласит: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». Тем самым подчеркнуто все большее значение туризма для различных сфер жизни общества. Туризму свойствен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера. Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

     - основные;

     - специфические;

     - дополнительные.

     Основные  потребности туристов - это потребности  в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки - потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании. Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли культурных и развлекательных учреждений. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Таким образом, туризм

     развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности. Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном влиянии туризма на экономику страны (региона). Прямое влияние туризма - результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туризма. К статьям туристских расходов в соответствии с рекомендациями ВТО относятся: комплекс транспорт; рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности; посещение магазинов; прочее (страхование путешествий, комиссионные сборы за обмен валюты и дорожных чеков, расходы по связи и т.п.). Прямое влияние туризма понимается как результат вклада денег, полученных от туристов, в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма, создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход страны (региона), обеспечивают пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии. Косвенное влияние туризма на экономику известно под названием эффекта мультипликации, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране (регионе). Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услуг других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строительных и коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей продовольственных товаров и др. Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны (региона) [7 c.56].

     Наряду  с позитивными последствиями  развития туризма в отдаленных и слабых в структурном отношении регионах необходимо учитывать и отрицательные аспекты: поляризацию и коммерциализацию интересов различных групп населения; возрастание роли неквалифицированного труда; рост числа отклонений от принятых в обществе норм поведения (хулиганство, алкоголизм); коммерциализацию культуры; потерю самобытности того или иного региона; конфликты между местным населением и туристами.

     Туризм  несет в себе глубокую социальную функцию. «Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил»- отмечается в Манильской декларации по мировому туризму.

     Туризм  как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и, внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

     Гуманитарная функция туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных. Разнообразие тематики экскурсий и туров - деловые, конгрессные, познавательные, обучающие (языковые), экологические, приключенческие и др. - позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма.

1.2 Обеспечение качества  туристского продукта

     Качество  турпродукта – совокупность свойств  тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качество турпродукта характеризуется качеством услуг в него входящих и культурой обслуживания. Качество услуги зависит от субъективных и объективных факторов. Объективные - уровень подготовленности туриста к поездке, информированность о стране. Субъективные связаны с личностными характеристиками туриста, условиями его повседневной жизни, форс-мажором.

     Регулировать  субъективное качество можно с помощью:

     - опытного сопровождающего гида;

     - профессионализма работников туризма;

     - подготовленности местного населения  к приему туристов.

     Качество  тур услуг имеет 3 уровня:

     1. Техническое качество (состояние  инфраструктуры).

     2. Социальное качество (уровень сервиса,  профессионализм персонала).

     3. Качество окружающей среды (экология, уровень жизни местного населения, ЖКХ).

     Обязательные  требования к качеству тур услуг:

     безопасность  жизни и здоровья;

     гарантия  предоставления услуг, согласно путевке;

     сохранность имущества туристов;

     охрана  окружающей среды.

     Критерий  качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов. На качество тур обслуживания влияют факторы:

     - природно-климатические;

     - культурно-исторические;

     - психологические;

     - специфические потребности туристов;

     - культура труда и поведения сотрудников;

     - имидж предприятия.

     Стандарты качества тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации. Стандартизация является важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей тур услуг. Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда [3 c.261].

     Объект  стандартизации – услуга, процесс  обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объектов в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

     Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных  объектов стандартизации. Например, тур  индустрия – область стандартизации, а конкретные тур услуги – объекты стандартизации.

     Основные  задачи стандартизации в сфере туризма:

     - установление номенклатуры показателей  качества услуг и методов их  контроля;

     - установление прогрессивных требований  к технологии и типовым технологическим процессам оказания тур услуг;

     - установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения услуг, эргономичность и эстетичность услуг и условия обслуживания;

     - установление требований к сертификации тур услуг;

     - обеспечение координации деятельности  тур предприятий с предприятиями  других отраслей, участвующих в  процессах туристско-экскурсионного  обслуживания;

     - установление терминов и определений  основных понятий в области  стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.

     Основным  понятием, используемым в стандартизации, является «стандарт». Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области [4,с 115].

     Существуют  различные категории  стандартов:

     - Государственные стандарты (в  РФ - ГОСТ Р).

     - Стандарты отрасти - ОСТ.

     - Стандарты общественных объединений  - СТО. 

     - Стандарты предприятий и объединений предприятий (ассоциации) - СТП.

     Основные  виды стандартов в  сфере услуг:

     - основополагающие стандарты;

     - стандарты на услуги;

     - стандарты на процессы (технологические,  например);

     - стандарты на методы контроля.

     Важным  элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация. Использование ее создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в мировую экономику.

     Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.

     Цель:

     - создание условий для деятельности  организации предпринимателей на  едином товарном рынке РФ для участия в международном, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

Информация о работе Экономическая эффективность туристического продукта