Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать источники финансирования капиталовложений привлекаемых на макроуровне;
рассмотреть процесс финансирования капитальных вложений на уровне предприятия;
изучить особые формы финансирования капитальных вложений таких как факторинг, форфейтинг и лизинг:
провести анализ финансово – хозяйственной деятельности на примере действующего предприятия;
разработать рекомендации по финансированию капиталовложений на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
Объективно необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использование на приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов. Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют экономический смысл инвестиций.
Основу инвестиционной
Капитальные
вложения играют чрезвычайно важную
роль в экономике страны, так как
они являются основой: расширенного
воспроизводства и
В современных условиях данная форма инвестирования для многих предприятий является основным направлением инвестиционной деятельности, позволяющим внедрять в производство новые прогрессивные технологии, обновлять выпускаемую продукцию, осваивать новые товарные рынки и обеспечивать постоянное увеличение доходности и рыночной стоимости предприятия.
Однако немаловажным является вопрос об источниках осуществления инвестиционной деятельности. Многие предприятия не осуществляют финансирование капитальных вложений не только в рамках расширенного воспроизводства, но и простого. Это связанно с отсутствием на этих предприятиях денежных средств. Поэтому представляется целесообразным в рамках данной дипломной работы сделать обзор всех возможных источников финансирования капитальных вложений, что и является целью исследования.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом данного исследования выступает Открытое Акционерное Общество «Аскизавтотранс», оказывающее транспортные услуги. Предметом исследования является финансово - хозяйственная деятельность предприятия за 2002-2003 года.
ГЛАВА 1 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖННИЯ: ФИНАНСИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Финансирование капитальных вложений представляет собой расходование денежных средств на приобретение элементов основного капитала, в том числе на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое обновление действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательских работ.
Система
финансового обеспечения
Системная классификация источников капитальных вложений предполагает прежде всего разделение уровней финансирования. Выделяется макро уровень и микро уровень финансирования капитальных вложений.
Совокупность источников финансирования капитальных вложений на макро уровне образует общенациональный фонд. В него включаются внутренние и внешние источники.
Внутренние национальные источники финансирования капитальных вложений образуются за счет:
Бюджетное финансирование капиталовложений
Государственные бюджетные средства выделяются на финансирование капитальных вложений в соответствии с ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено финансирование капитальных вложений в объеме более 199 млрд. рублей.1
Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и других. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.
Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных капиталовложений осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты находящиеся в федеральной собственности, на региональном – региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных территорий.
Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.
Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия – размер увеличения прибыли;; для населения – размер снижения стоимости различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются. Финансирование капиталовложений со стороны государства может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе.
Безвозвратное финансирование, как правило, осуществляется с целью развития принципиально новых направлений производственной деятельности, например, таких, которые способны дать импульс развитию сопряженных отраслей. Кроме того, средства федерального бюджета на безвозвратной основе направляются на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других подобных объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.
Возвратное финансирование чаще всего ориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.
Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование капиталовложений, являются по существу единственным инструментом федерального центра по регулированию пропорций в уровнях экономического и социального развития территорий. Вместе с тем, практика показывает, что структура федеральных инвестиционных ресурсов как по методам, так и территориально является крайне не рациональной. Доля возвратного инвестирования из федерального инвестирования из федерального бюджета на превышает 10% общего объема, а более чем 50% регионов страны практически все централизованные инвестиции выделяются на безвозвратной основе.1 Важнейшей тенденцией территориального распределения капиталовложений из федерального бюджета является преимущественное финансирование европейской части России при сокращении доли восточных регионов. Отмеченные диспропорции в распределении средств федерального бюджета негативно сказываются сна инвестиционной ситуации в стране.
Внебюджетное финансирование инвестиций
Нецентрализованные ассигнования осуществляются из накоплений институциональных инвесторов. К ним относятся: инвестиционные фонды, коммерческие банки, страховые компании и пенсионные фонды.
Коммерческие
банки и инвестиционные институты
располагают более широкими возможностями
в управлении процессом реальных инвестиций.
Они на только осуществляют собственные
операции, но и управляют операциями фондов
коллективного инвестирования, которые
находятся у них в управлении. Финансовые
посредники располагают централизованными
ресурсами временно свободных средств
населения страны, органов государственной
власти, прочих хозяйствующих субъектов.
Это дает возможность сконцентрировать
серьезные ресурсы для инвестирования
в реальный сектор экономики. В России
из-за специфических особенностей социально
– экономического развития эти структуры
не располагают той степенью финансовой
мощи, как подобные институты в развитом
мире.
Сбережения населения
С точки зрения экономической теории, именно этот источник является основой для формирования предложения на инвестиционном рынке. Именно население страны располагает средствами, которые оно не тратит на текущее потребление, а выносит на рынок и через финансовых посредников пытается как минимум сохранить, и по возможности приумножить реальную стоимость своих вложений. Именно отдельные инвесторы располагают абсолютной властью по объекту инвестиций собственных средств.
До
финансового и банковского
Несмотря на то, что в последнее время банковская система работает более стабильно, и доверие населения к государству со стороны населения возросло, в России на данный момент не существует нормальной инфраструктуры привлечения и распределения сбережений граждан. Капитальные вложения в таких условиях теряют существенный источник финансирования, что отрицательно сказывается на темпах и динамике развития и модернизации экономики в России.
Информация о работе Источники финанснирования капитальных вложений