Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:44, курсовая работа
Цель данного курсового проекта: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение практическими навыками по выявлению резервов повышения эффективности труда, организации оплаты труда, его мотивация, стимулирования и нормирования, эффективного использования трудовых ресурсов. Реализация этой цели будет производиться в решении таких задач, как: эргономическая экспертиза рабочих мест; исследование и проектирование организации труда; анализ и оценка фактического состояния нормирования труда в организации; анализ динамики основных трудовых показателей, социологическое обследование коллектива и выявление социологических резервов эффективности труда.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА
1.Последовательность эргономической оценки рабочих мест
2.Антропометрический и биомеханический групповой показатель СЧТС
3.Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС
4.Психологический групповой показатель СЧТС
5.Гигиенический групповой показатель СЧТС
2.ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.Управление организацией труда
2.Анализ основных направлений организации труда на рабочем месте
3.Исследование и проектирование рационального трудового процесса
=3
=0
=11/6=1,833
М = 0+0,9(1,833-0)/(3 – 0)=0,5499
1.4. Психологический групповой показатель.
Цели использования психологического группового показателя:
В качестве примера на оценку внимания был проведен тест на определение пространственного расположения простых объектов. Тест выполнялся таким образом: в шести квадратах были размещены белые и черные кружки. Испытуемому давалась минута времени, чтобы запомнить расположение кружков в квадратах, далее он по памяти должен был нарисовать и восстановить расположение кружков. За каждый правильный помещенный кружок испытуемый получал одно очко.
Память
– это запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение
Для оценки памяти сотрудника была применена методика «Оперативная память», которая применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память играет важную роль при выполнении исполнителем своих рабочих функций. Тест заключался в следующем: испытуемому вручается бланк ответов и зачитываются числа – 10 рядов из пяти чисел в каждом. Задача испытуемого – запомнить эти пять чисел в том порядке, каком они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные суммы записать в соответствующей строке бланка ответов. Далее подсчитывалось число правильно найденных сумм.
Мышление – это процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами. Чрезвычайно важен логический аспект мышления, основывающийся на логической операции сравнения двух или нескольких объектов или явлений. Для оценки мышления агента была применена методика «закономерности числового ряда», которая оценивает логический аспект мышления. Тест заключался в следующем: Испытуемый должен найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Оценка проводилась по количеству правильно написанных рядов.
Результаты тестирования представлены в таблице 5.
После проведения данного тестирования, можно сделать некоторые выводы. В тестах на проверку памяти и мышления, исследуемый показал хорошие результаты. В отличие от внимания, где сотрудник показал сравнительно низкий показать – 20. Это можно объяснить легкой рассеянностью внимания данного работника. Возможно, данный сотрудник несколько не подходит для занимаемой должности.
Обобщенный
психологический групповой
=3
=2
=2.5
М = 2+0,9(2.5
– 2)/(3 – 2)=2.45
1.5. Гигиенический групповой показатель
Обобщенный
гигиенический групповой
= 3
=0
= 12/7 = 1.7
М=0+0,9(1.7 – 0)/(3 –
0)=0,51
Коэффициент комфортности рабочего места можно рассчитать по формуле:
где a - коэффициент комфортности рабочего места;
Мi – величина i группового показателя.
a
= (0,786+0,5499+2,45+0,51)/12 = 4,2959/12 = 0,358
Можно определить категорию комфортности рабочего места по Таблице 7.
Подводя итог, можно сказать, что категория комфортности исследуемого рабочего места является дискомфортным.
Выводы:
Результаты эргономической экспертизы рабочего места инженера-сметчика договоров свидетельствуют о том, что оно по своим показателям является дискомфортным.
Размеры рабочего места, оборудования соответствуют нормативам, однако были замечены некоторые несоответствия стандартам:
Расхождения
этих показателей непосредственно
сказываются на нарастающей физической
усталости, которая влечет за собой
снижение показателей эффективности
деятельности сотрудника, а как следствие
– снижение экономических показателей
всей организации. Для устранения данных
расхождений рекомендуется
Утомление
работника происходит сразу после
начала работы, но уже после обеденного
перерыва наблюдается максимальная
эффективность и
Итоги исследования психологического показателя сделаны следующий вывод. Частичное несоответствие психических свойств личности сотрудника с требованиям его данного рабочего места. Сотрудник показал явные недостатки в концентрации внимания. Баллы, полученные по результатам исследования памяти, мышления полностью соответствуют нормативным показателям.
На
работоспособность сотрудника также
оказывает и температурный
Устранив
все замечания и проведя
Приложение
Таблица 1
Групповой
эргономический показатель |
Системные требования | Единичные требования | Параметры | ||||
Наименование | Единица измерения | Норматив | Измерение значений | Баллы | |||
Антропометрический и биомеханический групповой показатель | 1. Требования к конструкции рабочего места | 1.1.Требования
к основным параметрам |
|||||
1.1.1.Требования
к размерам рабочей |
Высота рабочей поверхности | мм | 750–1000 | 730 | 0 | ||
Ширина рабочей поверхности | мм |
<=1550 |
1450 |
3 | |||
Глубина рабочей поверхности | мм |
<=800 |
600 |
3 | |||
1.1.2.Требования к пространству для ног | Высота | мм | >= 750 | 750 | 2 | ||
Ширина | мм | >= 650 | 650 | 2 | |||
Глубина | мм | >= 600 | 530 | 0 | |||
1.1.3.Требования
к параметрам зон размещения
органов управления на |
Размеры оптимальных зон моторного поля в вертикальной и горизонтальной плоскостях | мм мм |
200 200 |
220 220 |
2 2 | ||
Размеры зон легкой досягаемости моторного поля в вертикальной и горизонталь- ной плоскостях Размеры зон досягаемости моторного поля в вертикальной и горизонтальной плоскостях |
мм мм мм мм |
660 300 1260 480 |
660 290 1180 470 |
3 2 2 2 | |||
|
2.Требования
к элементам рабочего места |
2.1.Требования к органам управления (ОУ) | | ||||
2.1.1.Требования к размерам ОУ | Диаметр проема ручки ящиков стола | мм | 41 – 81 | 51 | 3 | ||
2.1.2.Требования к расположению ОУ в зонах моторного поля | Расстояние между ручками | мм | 130 – 250 | 140 | 3 | ||
частоты
использования |
соответствует | 3 | |||||
2.2.Требования
к рабочему
креслу |
| ||||||
2.2.1.Требования к размерам поверхности кресла | Высота поверхности сиденья | мм | 375 – 400 | 400 | 2 | ||
Ширина |
мм |
360 – 475 |
450 |
3 | |||
Глубина | мм | 325 – 600 | 550 | 3 | |||
Угол наклона поверхности сиденья | градусы | 0 – 12 | 0 | 3 | |||
2.2.2.Требования к размерам спинки кресла | Высота | мм | 125 – 850 | 600 | 3 | ||
Ширина упорной поверхности | мм | 300 – 500 | 450 | 3 | |||
Радиус кривизны спинки сиденья | мм | 19 – 45 | соответствует | 3 | |||
Угол наклона спинки | градусы | 103 – 115 | соответствует | 3 | |||
2.2.3.
Требования к размерам |
отсутствует |
0 |
Таблица 2
Групповой
эргономический показатель |
Единичные требования | Параметры | |||||
Наименование | Единица измерения | Норматив | Измеренное значение | Баллы | |||
Психофизиологический групповой показатель | |||||||
2.1.2.
Требования к информационной нагрузке человека при использовании СОИ |
Число СОИ для одновременного наблюдения и управления | 4 – 9 | 4 – 9 | 13 | 0 | ||
Скорость изменения ситуации |
|
не более 1 за 2 сек. |
соответствует |
3 | |||
Число сообщений |
5 – 9 | 2-5 | 2 | ||||
Число
элементов требующих |
1-4 | 4 | 2 | ||||
Длительность запоминания | сек | 10-15 | 12 | 2 | |||
Длительность оперативного покоя | Мин | 3-5 | 5 | 2 |
Таблица 3
Количество проведенных уроков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Время | 10:00 | 12:00 | 14:00 | 16:00 | 18:00 | |
Количество пар | 24 | 26 | 28 | 27 | 23 | |
Количество ошибок | 1 | 2 | 0 | 1 | 3 | |
Коэффициент эффективности | 0.64 | 0,52 | 0.93 | 0,72 | 0,31 |
Таблица 4
Значения для построения усредненной кривой работоспособности
y | x | x2 | x3 | x4 | yx | yx2 |
0.64 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,64 | 0,64 |
0,52 | 2 | 4 | 8 | 16 | 1,04 | 2,08 |
0.93 | 3 | 9 | 27 | 81 | 2,79 | 8,37 |
0,72 | 4 | 16 | 64 | 256 | 2,88 | 11,52 |
0,31 | 5 | 25 | 125 | 625 | 1,55 | 7,75 |
S1 | 3 | 5 | 9 | 17 | 1,68 | 2,72 |
S2 | 12 | 50 | 216 | 962 | 7,22 | 27,64 |
S1 – до обеда
S2 – после обеда
Таблица 5
Групповой
эргономический показатель |
Единичные требования | Параметры | ||||
Наименование | Единица измерения | Норматив | Измеренное значение | Баллы | ||
Психологический групповой показатель | Требования к познавательным психическим процессам | Внимание | Количество набранных очков | 35
30 – 34 25 – 29 < 25 |
20 | 2 |
Память |
Число правильно найденных сумм | 30 – 40 |
38 |
3 | ||
Мышление | Количество правильно написанных рядов | 4 – 7 | 6 | 3 |
Информация о работе Исследование и проектирование организации труда