Исследование и проектирование организации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение практическими навыками по выявлению резервов повышения эффективности труда, организации оплаты труда, его мотивация, стимулирования и нормирования, эффективного использования трудовых ресурсов. Реализация этой цели будет производиться в решении таких задач, как: эргономическая экспертиза рабочих мест; исследование и проектирование организации труда; анализ и оценка фактического состояния нормирования труда в организации; анализ динамики основных трудовых показателей, социологическое обследование коллектива и выявление социологических резервов эффективности труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕГО МЕСТА

1.Последовательность эргономической оценки рабочих мест
2.Антропометрический и биомеханический групповой показатель СЧТС
3.Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС
4.Психологический групповой показатель СЧТС
5.Гигиенический групповой показатель СЧТС
2.ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.Управление организацией труда
2.Анализ основных направлений организации труда на рабочем месте
3.Исследование и проектирование рационального трудового процесса

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 96.82 Кб (Скачать)

=3

=0

=11/6=1,833

М = 0+0,9(1,833-0)/(3 – 0)=0,5499

 

       1.4.  Психологический  групповой показатель.

       Психологический групповой показатель СЧТС способствует более тонкой оптимизации взаимодействия в ней между человеком и  оборудованием. Основная цель отработки  этого показателя – определить, соответствуют ли психические свойства личности работника тем требованиям, которые предъявляет к нему занимаемая должность.

       Цели  использования психологического группового показателя:

  • Профессиональная ориентация;
  • Профессиональный отбор исполнителей;
  • Профессиональная адаптация и др.

       В качестве примера на оценку внимания был проведен тест на определение  пространственного расположения простых  объектов. Тест выполнялся таким образом: в шести квадратах были размещены  белые и черные кружки. Испытуемому  давалась минута времени, чтобы запомнить  расположение кружков в квадратах, далее он по памяти должен был нарисовать и восстановить расположение кружков. За каждый правильный помещенный кружок испытуемый получал одно очко.

       Память  – это запоминание, сохранение и  последующее воспроизведение человеком  его опыта. Главным среди этих процессов памяти является запоминание, которое определяет полноту и  точность воспроизведения материала, прочность и длительность его  сохранения.

       Для оценки памяти сотрудника была применена  методика «Оперативная память», которая  применяется для изучения кратковременной  памяти в тех случаях, когда кратковременная  память играет важную роль при выполнении исполнителем своих рабочих функций. Тест заключался в следующем: испытуемому вручается бланк ответов и зачитываются числа – 10 рядов из пяти чисел в каждом. Задача испытуемого – запомнить эти пять чисел в том порядке, каком они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные суммы записать в соответствующей строке бланка ответов. Далее подсчитывалось число правильно найденных сумм.

       Мышление  – это процесс отражения общих  свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами. Чрезвычайно важен логический аспект мышления, основывающийся на логической операции сравнения двух или нескольких объектов или явлений. Для оценки мышления агента была применена методика «закономерности числового ряда», которая оценивает логический аспект мышления. Тест заключался в следующем: Испытуемый должен найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Оценка проводилась по количеству правильно написанных рядов.

    Результаты  тестирования представлены в таблице 5.

    После проведения данного тестирования, можно  сделать некоторые выводы. В тестах на проверку памяти и мышления, исследуемый показал хорошие результаты. В отличие от внимания, где сотрудник показал сравнительно низкий показать – 20. Это можно объяснить легкой рассеянностью внимания данного работника. Возможно, данный сотрудник несколько не подходит для занимаемой должности.

    Обобщенный  психологический групповой показатель:

=3 

=2

=2.5

М = 2+0,9(2.5 – 2)/(3 – 2)=2.45 
 

 

       1.5. Гигиенический групповой  показатель

       Гигиенический групповой показатель используется для оптимизации взаимодействия человека – оператора и производственной сферы, его окружающей.

       Параметры указаны в таблице 6.

       Обобщенный  гигиенический групповой показатель:

= 3

=0

= 12/7 = 1.7

М=0+0,9(1.7 – 0)/(3 – 0)=0,51 

       Коэффициент комфортности рабочего места можно  рассчитать по формуле:

,

       где a - коэффициент комфортности рабочего места;

             Мi – величина i группового показателя.

a = (0,786+0,5499+2,45+0,51)/12 = 4,2959/12 = 0,358  

       Можно определить категорию комфортности рабочего места по Таблице 7.

       Подводя итог, можно сказать, что категория  комфортности исследуемого  рабочего места  является дискомфортным.

 

        Выводы:

       Результаты  эргономической экспертизы рабочего места  инженера-сметчика договоров свидетельствуют  о том, что оно по своим показателям  является  дискомфортным.

       Размеры рабочего места, оборудования соответствуют  нормативам, однако были замечены некоторые  несоответствия стандартам:

    1. Высота рабочей поверхности.
    2. Глубина для пространства ног.
    3. Подставка для ног вовсе отсутствует

       Расхождения этих показателей непосредственно  сказываются  на нарастающей  физической усталости, которая влечет за собой  снижение показателей эффективности  деятельности сотрудника, а как следствие  – снижение экономических показателей  всей организации. Для устранения данных расхождений рекомендуется модернизировать  рабочее место в соответствии со стандартами.

       Утомление работника происходит сразу после  начала работы, но уже после обеденного перерыва наблюдается максимальная эффективность и производительность.

       Итоги  исследования психологического показателя сделаны следующий вывод. Частичное  несоответствие психических свойств  личности сотрудника с требованиям его данного рабочего места. Сотрудник показал явные недостатки в концентрации внимания. Баллы, полученные по результатам исследования памяти, мышления полностью соответствуют нормативным показателям.

       На  работоспособность сотрудника также  оказывает и температурный режим  и плохая освещенность, несоответствующие выдвинутым требованиям. Неподходящая температура и плохая освещенность в помещении оказывают негативное влияние на организм человека, его физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние. Для устранения этих негативных влияний можно порекомендовать перенастройку кондиционеров и установить дополнительные источники освещения.

       Устранив  все замечания и проведя комплекс мероприятий по оптимизации  режима труда и отдыха, фирма сможет увеличить  показатели эффективности труда  и производительности работы. 

 

     Приложение

     Таблица 1

Групповой

эргономический  показатель

Системные требования Единичные требования Параметры
Наименование Единица измерения Норматив Измерение значений Баллы
Антропометрический  и биомеханический групповой  показатель 1. Требования  к конструкции рабочего места 1.1.Требования  к основным параметрам конструкции  рабочего места  
  1.1.1.Требования  к размерам рабочей поверхности  оборудования Высота рабочей  поверхности мм 750–1000 730 0
Ширина  рабочей поверхности  
мм
 
<=1550
 
1450
 
3
Глубина рабочей поверхности  
 
мм 
 
 
<=800 
 
 
600 
 
 
3 
1.1.2.Требования  к пространству для ног Высота мм >= 750 750 2
Ширина мм >= 650 650 2
Глубина мм >= 600 530 0
1.1.3.Требования  к параметрам зон размещения  органов управления на оборудование Размеры оптимальных  зон моторного поля в вертикальной и горизонтальной плоскостях мм 

мм

 
200 

200

220 

220

2 

2

 
Размеры зон легкой досягаемости моторного  поля в вертикальной и горизонталь- ной плоскостях 

Размеры зон досягаемости моторного поля в вертикальной и горизонтальной плоскостях

 
мм 

мм 
 
 
 
 

мм 

мм

660 

300 
 
 
 
 

1260 

480

 
660 

290 
 
 
 
 

1180 

470

 
 
3 

2 
 
 
 
 

2 

2 

 
 
 
 
 
2.Требования  к элементам рабочего места 
 
 
 
2.1.Требования  к органам управления (ОУ)  
 
2.1.1.Требования  к размерам ОУ Диаметр проема ручки ящиков стола мм 41 – 81 51 3
2.1.2.Требования  к расположению ОУ в зонах  моторного поля Расстояние  между ручками мм 130 – 250 140 3
частоты

использования

    соответствует 3
2.2.Требования  к рабочему

креслу

 
 
2.2.1.Требования  к размерам поверхности кресла Высота поверхности  сиденья мм 375 – 400 400 2
 
Ширина
 
мм
 
360 – 475
 
450
 
3
Глубина мм 325 – 600 550 3
Угол  наклона поверхности сиденья градусы 0 – 12 0 3
2.2.2.Требования  к размерам спинки кресла Высота мм 125 – 850 600 3
Ширина  упорной поверхности мм 300 – 500 450 3
Радиус  кривизны спинки сиденья мм 19 – 45 соответствует  
3
Угол  наклона спинки градусы 103 – 115 соответствует 3
2.2.3. Требования к размерам подставки  для ног        
отсутствует
0
 

 

      Таблица 2

Групповой

эргономический  показатель

Единичные требования Параметры
Наименование Единица измерения Норматив Измеренное  значение Баллы
Психофизиологический  групповой показатель
2.1.2.

Требования  к информационной нагрузке человека при использовании СОИ

Число СОИ для  одновременного наблюдения и управления 4 – 9 4 – 9 13 0
 
Скорость  изменения ситуации
 
 
 
 
 
не более 1 за 2 сек.
 
соответствует
 
3 
 
Число сообщений
  5 – 9 2-5 2
Число элементов требующих запоминания   1-4 4 2
Длительность  запоминания сек 10-15 12 2
Длительность  оперативного покоя Мин 3-5 5 2
 

 

     Таблица 3

Количество  проведенных уроков 1 2 3 4 5
Время 10:00 12:00 14:00 16:00 18:00
Количество  пар 24 26 28 27 23
Количество  ошибок 1 2 0 1 3
Коэффициент эффективности 0.64 0,52 0.93 0,72 0,31

 

      Таблица 4

     Значения  для построения усредненной кривой работоспособности

y x x2 x3 x4 yx yx2
0.64 1 1 1 1 0,64 0,64
0,52 2 4 8 16 1,04 2,08
0.93 3 9 27 81 2,79 8,37
0,72 4 16 64 256 2,88 11,52
0,31 5 25 125 625 1,55 7,75
S1 3 5 9 17 1,68 2,72
S2 12 50 216 962 7,22 27,64
 

     S1 – до обеда

     S2 – после обеда 

 

     Таблица 5

Групповой

эргономический  показатель

Единичные требования Параметры
Наименование Единица измерения Норматив Измеренное  значение Баллы
Психологический групповой показатель Требования  к познавательным психическим процессам Внимание Количество  набранных очков 35

30 –  34

25 –  29

< 25

20 2
 
Память 
Число правильно  найденных сумм  
30 – 40
 
38
 
3
Мышление Количество  правильно написанных рядов 4 – 7 6  
3

Информация о работе Исследование и проектирование организации труда